Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №67/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛЬНОЕ ДЕЛО 
 

Говорят, любовь к книге – это талант. Как музыкальный слух, как математические способности. И если этого таланта нет, то какую книжную радугу перед ребенком ни раскладывай, он будет с интересом читать только рекламу и объявления.
Так ли это?
Дети очень хотят быть похожими на любимых взрослых. Книга для ребенка всегда связана с человеком, который ее читает.
Вот бабушка в Рождественский или Великий пост читает вслух евангелие на старославянском языке – ребенок не понимает ни слова, но слушает и получает чудесное ощущение. Вот старший брат читает вслух учебник – ребенок понимает не всё, но ему интересно. Вот мама читает на ночь – это покой. А вот и первая учительница с книгой в руках… Момент судьбоносный. Интересно ли? Чудесно или бесконечно скучно и для учительницы, и для ученика?

 

 

 

Людмила КОЖУРИНА

Книга – удел избранных?

Почему школьное чтение сдает свои позиции

Дополнительные знания, развитие фантазии и творческих способностей, умение мыслить, продвигаться в развитии, учиться на опыте других – все это дает человеку чтение. Однако отношение к чтению как нудному и старомодному занятию в молодежной среде становится все более распространенным. Люди перестают получать удовольствие от чтения, написанное слово их задевает не так сильно, как звук или изображение.
Что достает из рюкзака пятиклассник на перемене? Не книгу сказок и не фэнтези, а журнал комиксов. Чем обмениваются на перемене старшеклассники? Дисками с фильмами и музыкой, глянцевыми журналами. Так стоит ли убиваться по поводу того, что художественная литература очевидным образом сдает позиции? Продолжать винить семью и школу, не приохотивших детей к чтению? Пытаться повернуть ситуацию вспять? Или принять ее такой, какая она есть?

Три ответа

Специальные исследования подтверждают очевидную истину: люди читают, если им читали вслух в детстве, если они рано научились читать и если пристрастились к чтению в возрасте до 12 лет.
Мама первоклассницы Татьяна Поляк. Читать мы учили дочку с трех лет. И хорошо делали, потому что в гимназию детей, не умеющих читать, не берут. Это неписаный закон. Даже в обычной школе нечитающих определяют в отдельный класс – дети и их родители помечены негативно уже на старте.
Воспитатель детсада Катя Балашова. По обучению чтению у нас нет программ. Но родители просят и даже требуют, чтобы мы учили читать, причем по секундомеру. Вот и учим. Но ведь Выготский правильно писал о том, что у детей 5–6 лет еще нет потребности в письменном слове, поэтому обучение чтению в детском саду выглядит как насилие.
Александр Радомский, аспирант МГУ. Ничего плохого нет в том, что человек не читает. Это нисколько не мешает ему быть человеком. Я, например, недавно взял в руки книгу «Человек читающий» и нашел в ней список книг, которые будто бы человеку надо обязательно прочитать. В основном это идеологически нагруженные книги, и согласитесь, это не лучший путь становиться человеком. Развитие может идти не обязательно через книги. Раньше, до середины XX века, – да, из книг получали информацию, видели в них источник эстетического удовольствия. А теперь появились самые разнообразные средства получения интеллектуальных и эмоциональных впечатлений. Просто книга становится уделом избранных ею людей. Людей, которым чтение приносит удовольствие. Их немного, но такой слой в обществе во все времена был довольно тонким. В русской классической литературе немало примеров того, как люди, начитавшись книг, не сумев их понять, ломали свои и чужие жизни: и персонажи романов Гончарова, и тургеневские девушки. Я не понимаю, зачем двигаться против естественной ситуации и заставлять читать всех? Почему-то мы вселяем в умы молодежи самую неактуальную фразу Пушкина «Чтение – вот лучшее учение». Сегодня начитанность уже не синоним образованности или человечности.

Немецкий опыт

В самом деле, что такого: дети плохо понимают написанный текст. Не читают художественной литературы. Находят себе другие удовольствия. Что за беда! Шприц Останкинской телебашни всегда под рукой, окончательно одичать не даст. Однако почему-то европейские страны уже лет пятнадцать, как интенсивно исследуют проблему детского нечтения и ищут пути спасения ситуации.
В Германии, например, на поддержку детского чтения министерства федеральных земель обязаны выделять немалые деньги из бюджета. Плюс частные фонды, плюс личные инициативы граждан. По радио и на телевидении регулярно звучат литературные произведения в исполнении авторов, известных артистов и политиков – это государственная программа «Удовольствие от чтения». Активно участвует государство и в проведении ежегодного Дня книги ЮНЕСКО (мы-то и не знаем, что во всем мире он отмечается 23 апреля). В этот день в библиотеках Германии проводится «Ночь чтения»: дети ночуют в библиотеке, на коврах сидят, читают и беседуют… А вот «Дни Книжного Червя», «Ралли Книжного Червя» – мероприятия, проводимые по частной инициативе.
В настоящее время в Германии по инициативе школьного преподавателя осуществляется грандиозный читательский интернет-проект. Создан Книжный банк из пяти тысяч книг, на каждую книгу представлены оригинальные короткие рецензии (их давали популярные в стране люди) – и все это выложено на сайте. Каждый ребенок может зайти на сайт и выбрать при помощи рецензии одну книгу. Внимательно прочитать, заполнить электронную анкету и отослать. За ответы почти мгновенно начисляются очки, вывешиваются ежеминутно меняющиеся рейтинги – по окончании определенного этапа победители получают ценные призы и награды… Говорят, ажиотаж вокруг этой программы невероятный.

А что у нас?

Мы, конечно, возразим, что электронное чтение – это ненастоящее чтение. Мы хотим, чтобы наши дети, пока они учатся в школе, сидели с томиком русской классики в руках, развивали добрые чувства и писали правильные, притом искренние сочинения. У нас так принято. И школьная программа эту картинку худо-бедно обеспечивает: томики дети в руках держат, слова нужные пишут. И с нетерпением ждут, когда этот маскарад (школьная литература) закончится.
Что же в остатке нашего разговора? Несколько небесспорных мыслей о том, что можно научить разбирать буквы, и этого навыка достаточно, чтобы читать титры, рекламные щиты, инструкции и программы. Но нельзя научить любить литературу, Пушкина или Толстого. Правда, мы можем «научить знать», что Толстой лучше Сорокина. Но для этого ни Толстого, ни Сорокина не надо читать. Другое дело, если человеку интересно, как писатель ведет персональное исследование мира при помощи слова… Если он чувствует в авторе умного дразнящего собеседника. И умеет открыть книгу наугад, но наверняка.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru