Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №67/2004

Первая тетрадь. Политика образования


КРУГ ВОПРОСОВ 

Ольга ДАШКОВСКАЯ

Образовательные кредиты

Как сделать так, чтобы они былы выгодны тем, кому предназначены, – малоимущим?

В Государственном университете Высшая школа экономики (ГУ-ВШЭ) прошел семинар по вопросам образовательного кредитования. Собравшиеся обсудили виды кредитов, критерии, объемы и условия их предоставления, меры государственной поддержки коммерческого кредитования для обеспечения его доступности.

ПЛАТНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ МНОГИМ СТУДЕНТАМ НЕ ПО КАРМАНУ

ПЛАТНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ МНОГИМ СТУДЕНТАМ НЕ ПО КАРМАНУ

Каковы преимущества образования в кредит перед другими типами платного обучения?
«Сегодня 60% студентов платят за учебу, – сказала заместитель директора Института развития образования ГУ-ВШЭ Ирина Абанкина. – При этом 52,7% семей, оплачивающих обучение своих детей, вынуждены частично сокращать свои расходы на другие нужды, 27,2% платят «из последних сил». Именно двум последним категориям могли бы помочь образовательные кредиты».
Могли бы – но пока не могут.
Образовательное кредитование в России было введено Законом «Об образовании» в 1992 году. Но появления таких кредитов в перечне банковских услуг пришлось ждать до 2000 года, когда Сбербанк РФ утвердил правила их предоставления.
Сегодня образовательные кредиты выдаются под 19% годовых, обеспечение возврата взятых взаймы денег основано на системе поручительства и залога, общая сумма по кредиту не превышает 70% стоимости обучения за полный период.
Такие условия неприемлемы. В зоне риска оказываются и заемщики, и кредиторы.
Не каждый выпускник вуза способен найти высокооплачиваемую работу, чтобы отдать долги, да еще с процентами.
С другой стороны, срок возврата кредита – 10 лет после окончания вуза – слишком велик. За этот период юноши могут «отлучиться» на службу в армию, девушки уйдут в декрет, а банки будут нести убытки.
И все-таки опыт зарубежных стран показывает, что долгосрочные кредиты на высшее образование – это не миф. Свыше 60 стран мира предоставляют студенческие займы, которыми, как правило, управляют государственные агентства.
При этом финансовые источники образовательного кредитования разнообразны, и помимо традиционных (деньги самих студентов и их семей, ассигнования коммерческих банков) они дополняются инвестициями из производственной сферы, спонсорскими и благотворительными взносами, бюджетными средствами.
Последние в свою очередь поступают порой по самым экзотическим каналам: например, за счет процента от национальной лотереи (Бразилия), налогов на зарплату (Панама), налогов на прибыль коммерческих банков (Коста-Рика), поступлений от лошадиных скачек (Гонконг).
Кредиты предоставляются как на обучение, так и на расходы социального характера: проживание, питание, учебную литературу и т.д. Процентные ставки по кредитам устанавливаются небольшие, зачастую даже символические: 5,6% – в Норвегии, 3,8% – в США, 1,6% – в Дании, 0% – в Австрии.
В половине стран действует так называемый отрицательный процент. Это означает, что государство выплачивает проценты, а иногда и весь кредит за хорошо успевающих студентов.
Все больше стран используют гибкие схемы возврата кредитов. Например, в Швеции предусмотрено ограничение выплат до 4% от годового дохода, получаемого выпускниками вузов. Доля возврата займов в этой стране составила 72%.
Пока ученые прикидывают, чей опыт лучше всего приживется на российской почве, в некоторых регионах России решили пойти своим путем.
В вузах и техникумах Кузбасса с 1997 года действует система кредитования для студентов из малообеспеченных семей, обучающихся на контрактной основе. В 2001–2002 годах на эти цели было выделено 9 млн 930 тыс. рублей, благодаря чему 952 студента смогли продолжить свое образование.
При этом разработан определенный порядок возврата в зависимости от успеваемости: отличникам кредиты прощаются, хорошисты обязаны вернуть только половину, а нерадивые – полную сумму.
В Челябинской области те, кто желает получить образование за государственный счет, отныне будут заключать договор об обязательной отработке в течение 5 лет после окончания вуза в сельской местности или в малых городах.
Заслуживает внимания и опыт Российской экономической школы (РЭШ). Кредит выдается на 10 лет (с отсрочкой выплаты на время обучения) под 4% годовых, и введена гибкая схема возврата займа: ежемесячные выплаты по окончании вуза не превышают 20% заработной платы, при необходимости увеличиваются и сроки погашения долга. Предусмотрены отсрочки на время декретных отпусков и службы в армии.
Группа компаний «Сибал» предоставляет кредиты ведущим вузам на выгодных для студентов условиях – без залога и поручителей, на 10 лет под 10% годовых, с отсрочками на время обучения в вузе. В этом году было подписано порядка 200 договоров в МГУ и более 80 – в Санкт-Петербургском госуниверситете.
Как отмечали участники семинара, в новом варианте законопроекта об образовательных кредитах должны быть учтены все лучшие наработки в этой сфере.
По убеждению заместителя председателя Комитета Госдумы по образованию и науке Валентины Ивановой, подготовку специалистов для бюджетной сферы государство должно финансировать полностью.
Студенты таких вузов будут получать возвратные субсидии. В этом случае долг возвращается студентом не деньгами, а в виде отработки по специальности.
Там, где превалирует частный сектор, оплата образования будет осуществляться за счет предприятий, возможно привлечение банковских средств.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru