Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №66/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

СОЛОВЕЙЧИКОВСКИЕ ЧТЕНИЯ

Преодолеть в себе учителя

Лена Алексеевна НИКИТИНА Почетный член Петровской академии наук и искусств, жена и соавтор книг Бориса Павловича Никитина.Свой мастер-класс Лена Никитина начала с признания: «Меня до слез взволновали слова “педагогическое всегда мешает человеческому”». У Лены Алексеевны семеро детей, двадцать три внука, но «почти ничего, чему меня учили по психологии и педагогике, не пригодилось в общении с самыми близкими людьми». Как же получилось так, что история семьи Бориса и Лены Никитиных стала для многих людей в России и других странах образцом жизни родителей с детьми? Каким тайным даром родительства обладали эти люди?

Кто-то из мыслителей сказал: учитель – не тот, кто учит, а тот, у кого учатся. Дети уже в 5 лет и даже в три, в два года выбирают себе учителей. Почему одни из них учатся у одних людей, а другие – у других? И как помочь маленькому человечку выбрать на всю жизнь тот образец, к которому он будет тянуться? Не важно, к кому: учителю в школе, няньке в детском саду, соседке по квартире. Главное, чтобы ребенок увидел в каждом что-то особенное, человеческое, что он захочет вобрать в себя.
Вот ваш сын липнет во дворе к какому-нибудь дяде Пете, который возится целый день с машиной. Кто такой этот дядя Петя? У него нет высшего образования, и он, как говорится, выпить не дурак. Но он еще и классный шофер. И понятно, почему этот мужчина стал учителем, который нужен вашему парнишке.
Чем же притягивают детей все эти люди? Ведь они не прилагают никаких усилий, чтобы понравиться ребенку? Не владеют методиками, не изучают технологии. А ребята к ним тянутся. И набираются у них самого важного для жизни.
Прочту строки из письма одной женщины. В нем каждое слово – золото: «Пришел. Сел за стол. Я ему еду подала. Он ест. Я плачу и причитаю: «Погубишь ты душу свою». А он слушал, слушал и говорит: «Я пить не буду больше». И не пьет уже год». Почему сын этой женщины вдруг перестал пить? Я думаю, потому, что она не упрекала его: ты такой-сякой, позоришь нас – а страдала за него. И он это почувствовал.
Куда идут наши дети? Почему их, извините за грубое слово, притягивает всякая сволочь? Соблазняет умело. Но ведь и дети хороши, идут туда сами. Возникает вопрос: так ли мы учим наших детей? Тому ли? И учат ли взрослые детей жить на самом деле? Дети становятся наркоманами. Значит, наркотики их интересуют больше, чем собственный дом и школьные дела.
Школа уповает на педагогические приемы. А секрет не в приемах. Почему педагогическое всегда мешает человеческому? Откройте учебник по психологии. Там написано: пункт первый, пункт второй… Надо пять раз посмотреть в глаза ребенку за день. Вот и считайте: сколько раз посмотрели? Не переборщили ли?
Мне думается, с приемами надо быть поосторожней. Пример: в школе был ученик, с которым никто не мог справиться. Разболтанный, хулиганистый. Пришла в класс молоденькая учительница. Ей сказали: в классе есть такой-то, на него нужно просто закрывать глаза. Вошла она в класс. Видит: сидит это «чудо-юдо» на пианино и босыми ногами по клавишам перебирает. Что сделал неопытный учитель? Она посмотрела мальчишке в лицо и поняла: перед ней несчастный человек. Учительница сердцем почувствовала, как этот мальчишка одинок и нет к нему ни у кого сочувствия. Подошла, протянула руку, погладила по голове, сказала: знаешь, ты посиди здесь, только не мешай мне работать.
Ласковое движение руки покорило мальчишку до такой степени, что учительница стала не просто его любимым педагогом, но и безусловным авторитетом. Слушался ее потом беспрекословно.
Пожалуй, больше всего нашим ученикам требуется понимание. Что нужно делать, чтобы понимать своих подопечных?
Вот молодая учительница литературы впервые входит в класс. На доске непечатное выражение. Как бы вы повели себя на ее месте? Какой методикой тут можно воспользоваться?
Класс ждал, что учительница смутится, крикнет: «Кто это сделал?! Признавайтесь! Директора сюда!» И уж во всяком случае потребует: «Сотрите эту гадость с доски». А она подошла к доске, взяла мел и исправила ошибки. Это что? Педагогический прием? Да нет же. Но тем не менее ей интуиция подсказала, что делать.
У меня 7 ребят и 23 внука. Все, что я изучала по психологии, педагогике, по разным методикам, мне почти не пригодилось в общении с близкими людьми. Быть учителем означает преодолеть в себе учителя. Сначала надо человеком стать, а уж потом учителем. Помните фильм «Позови меня в даль светлую»? Так вот, если учитель зовет своих учеников в даль светлую и сам наполнен светом, они пойдут за ним.
Реплика из зала. Все учителя передают детям свой опыт. Учитель и родитель – большая разница. Родитель все знания берет из ниоткуда. Он не черпает их из общеизвестных источников. А как бы сам придумывает их.
Лена Никитина. Ваши слова наводят на размышления: стоит ли читать много книг по педагогике до того, как у вас появился свой ребенок? Недавно мне попалась интересная книжка. Автор – американка. Сначала из любопытства, а потом уж по совести человеческой пять раз побывала в одном из племен Южной Америки. Жила в джунглях, наблюдала эту дикую жизнь, людей, которые не знают ни компьютеров, ни Интернета, ни цивилизации. Живут себе, веселятся, смеются, даже если им больно. Счастливые люди. Вот ведь чудеса!
Когда она первый раз там появилась, то была поражена: их дети никогда не плачут. Почему?
Есть в племени так называемый ручной период взращивания детишек: первые 5–6 месяцев детишек буквально не спускают с рук. Эти первые месяцы жизни играют решающую роль в развитии детей. А что делаем мы? Отделяем от себя детей. Родился ребенок, тут же его к няне. И пошло: манеж, коляска, кроватка… Нам бы сдать его поскорее в ясли, в детский сад, в школу…
Когда-то я писала книжку «Я учусь быть мамой». Теперь я учусь быть бабушкой. Все время учусь, учусь… На тройку дотяну, а больше не успею. Опоздала. Быть бабушкой учатся с самого рождения. И к бабушкиному своему возрасту уже надо становиться профессором, к которому дети липнут, как к самому мудрому источнику жизни.
Вообще когда можно поставить высокую оценку родителям? Когда вырастет сын твоего сына. Вот тогда и проявятся твои педагогические способности. Что самое главное передаст твой сын своему сыну и твоему внуку? По этим плодам и узнаешь, стоящий ли ты был родитель?
Я желаю всем вам стать настоящими учителями. И… учениками своих детей и людей, которые встретятся вам на пути.

Записал
Анатолий ВИТКОВСКИЙ


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru