СОЛОВЕЙЧИКОВСКИЕ ЧТЕНИЯ
Обучать – запретное слово
Педагогика сотрудничества в действии
Начали с... перестановки
стульев. Виктор Зарецкий попросил гостей сесть в
круг. Все послушно приготовились к совместной
работе, к со-трудничеству. Зарецкий представил
коллег, которые уже много лет работают с ним в
Летних школах: учителя русского языка и
литературы Наталью Абашеву из Перми и
преподавателя математики из Пермской области
Алевтину Антонову.
– Честно говоря, нас порадовало, что в программе
не обозначена форма нашей сегодняшней работы.
Это не «круглый стол», не мастер-класс, не лекция,
не беседа... Это просто встреча тех, кто
интересуется педагогикой сотрудничества, и тех,
кто пытается воплощать ее в жизнь. Себя мы
относим к пытающимся, – ввел гостей в курс
происходящего Виктор Зарецкий. – Нам очень
нравится работать с детьми в духе
сотрудничества, мы видим результаты, которые
иногда бывают просто удивительными. Но если бы мы
пригласили сюда всех, кто после общения с нами
стал работать в педагогике сотрудничества,
приехали бы, кроме нас, еще три-четыре человека.
Не больше. У остальных либо не получилось, либо им
не дали возможности так работать. А может, не
хватило мужества преодолеть систему.
– Не мужества, а сил, – поправила Наталья
Абашева.
Совместными усилиями, дополняя друг друга,
ведущие обозначили четыре главные проблемы:
Как стать учителем, работающим в педагогике
сотрудничества?
Как организовать процесс учебы как
сотрудничество в совместной деятельности
учителя и учеников?
Как передать опыт своим коллегам?
Как избежать столкновений с традиционной
системой?
Алевтина Антонова:
– Уже три года я веду мастер-класс по педагогике
сотрудничества. Заметила: многие хотят взять
форму проведения занятий, лежащую на
поверхности, но не желают понимать философии,
которая скрыта за этой формой. Учителя думают,
что воспроизведение чужих методов – кратчайший
путь к педагогическому успеху. Но у них, как
правило, ничего не получается. Потому что главное
– то, что внутри, описать словами и передать
другому очень трудно.
– И что интересно, – подхватывает Зарецкий, –
нам легко работать с детьми, с ними у нас все
получается. А как только начинаешь объяснять
коллегам, что, собственно говоря, мы делаем,
оказываешься в тупике. Передать опыт сложнее, чем
накопить.
– Виктор Кириллович! – наконец-то взяли слово
гости, и самыми расторопными из них оказались
молодые учителя, приехавшие на чтения дружной
компанией. – Все это, конечно, интересно и важно,
но мы сюда приехали специально, чтобы понять, как
именно нужно работать с детьми. Расскажите,
пожалуйста, о конкретных методиках.
– Вот две картинки. На первой – учитель выше
ученика, он на него влияет. Это педагогика, в
которой ключевым словом является слово
«воздействие». На второй картинке взрослые и
дети равноправны, они влияют друг на друга. Это
педагогика сотрудничества, взаимодействия.
Молодежь продолжает упорствовать:
– Воздействие, по-моему, означает, что учитель
должен ребенка научить, развить, воспитать.
Антонова приглашает молодую учительницу
подсесть поближе.
– Понимаете, я вижу, что выполнять многие советы
старших коллег я не могу и не хочу. Например,
кричать на ребят, которые приходят ко мне в
группу продленного дня. Я понимаю, что крик и
унижение никаких плодов не принесут: дети
начинают расстраиваться, плакать. Я говорю своим
ученикам, что я учусь, они учатся, мы вместе
узнаем что-то новое. Вот есть мальчик – такой
подвижный, ни минуты не может посидеть спокойно.
Он очень плохо считает. Я предложила ему выйти со
мной в коридор и измерить его шагами. Получилось
здорово, но ведь нужна целостная система, не
изобретать же мне каждый раз велосипед! Как вы
это делаете?
– А что вам мешает продолжать так работать и
дальше?
– Мне не хватает профессионализма. Я хочу
научиться у вас. Мне нужна не только теория, но и
практика.
– А я думаю, что вы нам сейчас показываете свою
методику.
Зал оживился.
– С чего вы начинаете работу на уроке?
– Я работаю только в группе продленного дня.
Начинаю работу с приветствия.
– А дальше, что вы делаете дальше?
– Отмечаю присутствующих. Спрашиваю, кто сегодня
пришел на продленку. Я же должна всех отметить,
так положено!
– А зачем это детям? Хотя то же действие можно
организовать по-другому, с позиции
сотрудничества. Как?
– Можно сказать честно, что нужна помощь детей,
потому что без них отметить всех присутствующих
будет сложно.
– В этом что-то есть. Это может быть первым шагом,
очень маленьким, но вполне эффективным. Важно,
чтобы учитель открыл детям свои смыслы, сказал,
зачем ему что-то нужно. Нельзя допускать
манипулирования, нельзя притворяться.
– Но это же такие мелочи! Время идет, а никакой
технологии, методики нам так и не дали! – не
успокаивается молодежь.
– Я вижу столкновение двух идеологий, –
включается в обсуждение еще один учитель. – Люди,
ведущие сегодняшнюю встречу, не могут «обучать»,
потому что понимают бессмысленность такого
прямого воздействия на собравшихся. Правильно я
понял?
– Совершенно верно. Мы ищем общий смысл, это и
есть первый этап педагогики сотрудничества.
Записала
Ольга ЛЕОНТЬЕВА
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|