Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №66/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

СОЛОВЕЙЧИКОВСКИЕ ЧТЕНИЯ

Обучать – запретное слово
Педагогика сотрудничества в действии

Виктор ЗАРЕЦКИЙ Профессор факультета психологического консультирования МГППУ, руководитель Центра профилактики асоциального поведения и сиротстваНачали с... перестановки стульев. Виктор Зарецкий попросил гостей сесть в круг. Все послушно приготовились к совместной работе, к со-трудничеству. Зарецкий представил коллег, которые уже много лет работают с ним в Летних школах: учителя русского языка и литературы Наталью Абашеву из Перми и преподавателя математики из Пермской области Алевтину Антонову.
– Честно говоря, нас порадовало, что в программе не обозначена форма нашей сегодняшней работы. Это не «круглый стол», не мастер-класс, не лекция, не беседа... Это просто встреча тех, кто интересуется педагогикой сотрудничества, и тех, кто пытается воплощать ее в жизнь. Себя мы относим к пытающимся, – ввел гостей в курс происходящего Виктор Зарецкий. – Нам очень нравится работать с детьми в духе сотрудничества, мы видим результаты, которые иногда бывают просто удивительными. Но если бы мы пригласили сюда всех, кто после общения с нами стал работать в педагогике сотрудничества, приехали бы, кроме нас, еще три-четыре человека. Не больше. У остальных либо не получилось, либо им не дали возможности так работать. А может, не хватило мужества преодолеть систему.
– Не мужества, а сил, – поправила Наталья Абашева.
Совместными усилиями, дополняя друг друга, ведущие обозначили четыре главные проблемы:
Как стать учителем, работающим в педагогике сотрудничества?
Как организовать процесс учебы как сотрудничество в совместной деятельности учителя и учеников?
Как передать опыт своим коллегам?
Как избежать столкновений с традиционной системой?
Алевтина Антонова:
– Уже три года я веду мастер-класс по педагогике сотрудничества. Заметила: многие хотят взять форму проведения занятий, лежащую на поверхности, но не желают понимать философии, которая скрыта за этой формой. Учителя думают, что воспроизведение чужих методов – кратчайший путь к педагогическому успеху. Но у них, как правило, ничего не получается. Потому что главное – то, что внутри, описать словами и передать другому очень трудно.
– И что интересно, – подхватывает Зарецкий, – нам легко работать с детьми, с ними у нас все получается. А как только начинаешь объяснять коллегам, что, собственно говоря, мы делаем, оказываешься в тупике. Передать опыт сложнее, чем накопить.
– Виктор Кириллович! – наконец-то взяли слово гости, и самыми расторопными из них оказались молодые учителя, приехавшие на чтения дружной компанией. – Все это, конечно, интересно и важно, но мы сюда приехали специально, чтобы понять, как именно нужно работать с детьми. Расскажите, пожалуйста, о конкретных методиках.
– Вот две картинки. На первой – учитель выше ученика, он на него влияет. Это педагогика, в которой ключевым словом является слово «воздействие». На второй картинке взрослые и дети равноправны, они влияют друг на друга. Это педагогика сотрудничества, взаимодействия.
Молодежь продолжает упорствовать:
– Воздействие, по-моему, означает, что учитель должен ребенка научить, развить, воспитать.
Антонова приглашает молодую учительницу подсесть поближе.
– Понимаете, я вижу, что выполнять многие советы старших коллег я не могу и не хочу. Например, кричать на ребят, которые приходят ко мне в группу продленного дня. Я понимаю, что крик и унижение никаких плодов не принесут: дети начинают расстраиваться, плакать. Я говорю своим ученикам, что я учусь, они учатся, мы вместе узнаем что-то новое. Вот есть мальчик – такой подвижный, ни минуты не может посидеть спокойно. Он очень плохо считает. Я предложила ему выйти со мной в коридор и измерить его шагами. Получилось здорово, но ведь нужна целостная система, не изобретать же мне каждый раз велосипед! Как вы это делаете?
– А что вам мешает продолжать так работать и дальше?
– Мне не хватает профессионализма. Я хочу научиться у вас. Мне нужна не только теория, но и практика.
– А я думаю, что вы нам сейчас показываете свою методику.
Зал оживился.
– С чего вы начинаете работу на уроке?
– Я работаю только в группе продленного дня. Начинаю работу с приветствия.
– А дальше, что вы делаете дальше?
– Отмечаю присутствующих. Спрашиваю, кто сегодня пришел на продленку. Я же должна всех отметить, так положено!
– А зачем это детям? Хотя то же действие можно организовать по-другому, с позиции сотрудничества. Как?
– Можно сказать честно, что нужна помощь детей, потому что без них отметить всех присутствующих будет сложно.
– В этом что-то есть. Это может быть первым шагом, очень маленьким, но вполне эффективным. Важно, чтобы учитель открыл детям свои смыслы, сказал, зачем ему что-то нужно. Нельзя допускать манипулирования, нельзя притворяться.
– Но это же такие мелочи! Время идет, а никакой технологии, методики нам так и не дали! – не успокаивается молодежь.
– Я вижу столкновение двух идеологий, – включается в обсуждение еще один учитель. – Люди, ведущие сегодняшнюю встречу, не могут «обучать», потому что понимают бессмысленность такого прямого воздействия на собравшихся. Правильно я понял?
– Совершенно верно. Мы ищем общий смысл, это и есть первый этап педагогики сотрудничества.

Записала
Ольга ЛЕОНТЬЕВА


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru