СОЛОВЕЙЧИКОВСКИЕ ЧТЕНИЯ
Прогулки по пейзажному парку
Воспитание без педагогики
Я попытаюсь аргументировать
тезис, что воспитание происходит вопреки
педагогике. Небольшое семантическое
предисловие. В Древней Греции педагог, или
«детоводитель», – это был не тот человек,
который, что называется, вел ребенка по дороге
жизни, через тернии к звездам. Дорога была
обыкновенная – от дома до школы и обратно.
Педагогом обычно был раб. То есть изначально
человек несвободный, несамостоятельный, с
функциями узкими и сугубо технологичными. Так мы
и договоримся сегодня различать понятия:
педагогика – сумма технологий для достижения
учеником социальной зрелости и успеха в жизни, а
воспитание, скажем так, питание человека в
высоком смысле слова, в том числе духовном.
У педагогов есть четко определенные цели и
задачи, они знают, чего хотят добиться, и знают,
каким способом это сделать эффективнее. Главное
– помочь ребенку встроиться во взрослый мир, для
чего его учат сумме навыков и понятий,
позволяющих комфортно ощущать себя в этом мире. У
воспитателей задачи другие. Я попробую описать
их на примере замечательной книги Герберта
Уэллса «Негасимый огонь». Главный герой –
директор респектабельной английской школы
времен Первой мировой войны, с замечательной
атмосферой, уважаемый всеми человек. Но вот в
школе случается череда несчастий, погибают дети.
От переживаний он заболевает раком, и попечители
школы подбирают кандидатуру другого директора,
полнейшего его антипода. Но дело здесь не в этом
повороте сюжета, а в том столкновении позиций
двух директоров школ, в столкновении двух систем
ценностей. Я позволю себе процитировать
фрагменты монолога этого директора: «Если успех
является оправданием жизни, значит, мы должны
готовить детей к успеху. Но если они будут
учиться ради этого, у них не возникнет
потребности в понимании мира, жизнь будет не
приключением и борьбой, а простым послушанием и
получением удовольствий от наград. Но я всегда
верил сам и учил своих детей, что если Бог чего-то
и требует от человека, так это величайшего
стремления к сотрудничеству и пониманию.
Некоторые из бывших моих учеников уже стали
хорошими бизнесменами, потому что они стали
больше, чем просто деловыми людьми. Но я никогда
не делал из них бизнесменов и никогда этим
заниматься не буду. Мой коллега рассматривает
физику и химию не в качестве помощи для понимания
мира, а в качестве помощи в торговле. А мои
мальчики изучали историю человечества так, что
она становилась их личным приключением. Они
учили географию так, будто мир находится в их
распоряжении. Языки преподавались так, чтобы
прошлое снова стало для них живым и чтобы в их
душах открылись окна в души народов».
Как мне кажется, эта позиция и есть воспитание,
несколько отличающаяся от другого –
противоположного, технологичного подхода. Если
попробовать записать цепочки опорных слов,
получится вот что. Педагогика – здравый смысл –
успех.
Воспитание – смыслы жизни – понимание себя и
мира.
Еще один тезис: нужно сразу окунать ребенка в
мерзости мира, чтобы он как можно раньше научился
защищаться и приспосабливаться.
Противоположная позиция предполагает обратное
– воспитывать иммунную систему, на время укрыть
от зла, питать добром, красотой, правдой до того
момента, когда ребенок, внутренне окрепнув,
сможет самостоятельно, сознательно
сопротивляться окружающему злу, не
приспосабливаясь к нему, не быть таким, как все.
Симон Львович Соловейчик часто повторял, что
педагогическое мешает человеческому. Может быть,
он имел в виду, что педагоги чаще всего исходят из
мысли, что людей и мир можно переделать, надо
только приложить известные усилия, вооружиться
определенными методами. Следовательно,
встречаясь с человеком, они обращают в первую
очередь внимание на его ошибки и недостатки, от
которых надо избавиться. Более того, они очень
стараются, хотя в конце концов, может, ничего не
получится. И тогда они начинают раздражаться,
злиться на свой «объект воспитания». Возникает
парадокс: педагогика из человеколюбия
превращается в человеконенавистничество. Когда
же мы говорим о воспитании, прежде всего, конечно,
обращаем внимание на достоинства человека, иначе
мы просто не сможем общаться с ним. Продолжая
фиксировать опорные слова, отметим: педагогика –
поиск недостатков, воспитание – опора на
достоинства.
Теперь коснемся садово-парковой культуры.
Педагогика напоминает мне регулярный
французский парк с ровными, разлинованными
дорожками и деревьями, красиво подстриженными
под одну гребенку. А воспитание – это парк
английский, пейзажный, где все вписывается в
имеющуюся окружающую среду, в ландшафт
местности. В воспитании мы опираемся на природу
конкретного человека, его индивидуальные
особенности.
Среди многочисленных определений воспитание
может быть и такое: воспитание – это трансляция
ценностей взрослого человека ребенку. Педагог же
чаще всего транслировать ничего не может, потому
что обычно у него нет собственных ценностей,
которые он бы выстрадал, выносил в душе или по
меньшей мере считал необходимым об этом
говорить. В лучшем случае он может
ретранслировать чужие ценности детям, выполняя
социальный заказ. Поэтому он и не несет большой
ответственности за то, что в результате этого
происходит с ребенком. Воспитатель же, напротив,
как человек, имеющий свое видение ребенка и
культуры, конечно, несет ответственность за то,
что и как он преподает детям. Случается, что
преподанное в школе меняет судьбу ребенка, когда
он становится взрослым человеком. И этот
обретенный смысл может идти вразрез с тем, что
думает подавляющая часть общества.
Сегодня мы видим, как происходит усиление
технологической, утилитарной, педагогической
стороны в школе в противовес воспитательной. Все
больше учителей заботят успех, карьера учеников,
все больше ретрансляции, все меньше рождается
собственных ценностей…
Реплики из зала:
– Не думаю, что надо рассматривать оба понятия в
категориях плохо–хорошо, это просто два разных
методологических и ценностных подхода к
воспитанию ребенка – рациональный и
иррациональный. Но, может быть, есть что-то, что их
объединяет?
– Есть, наверное, горизонталь жизни, в которой мы
все живем и не можем с ней не считаться, но есть и
вертикаль – вот об этом речь, и о ней не надо
забывать.
– Педагогика предметна, а воспитание
атмосферно…
– Но взрослому часто труднее, чем ребенку,
выбраться из тисков официальных требований, из
прагматизма жизни…
Записала
Елена ЛИТВЯК
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|