СОЛОВЕЙЧИКОВСКИЕ ЧТЕНИЯ
Слово, жест, интонация
Психотехника учителя: от педагога к
человеку
Утром второго дня в Голубой
гостиной собрались те, кто жаждал не
теоретических разговоров об учителе и ребенке, а
практики. Кто хотел знать, что конкретно можно
сделать, чтобы помочь конкретному ученику. К
Дмитрию Сорокову пришли обучаться техникам
психологической поддержки, а оказалось, что
главное в этом деле – способность учителя
увидеть душу ученика. Самостоятельную, живую,
требующую внимания…
Дмитрий Сороков. Что значит быть учителем в
сегодняшнем мире? Чтобы попытаться ответить на
этот вопрос, придется сосредоточиться на
внутреннем мире человека. Эффективный учитель
сегодня – прежде всего аффективный учитель,
способный, готовый отодвинуть в сторону
преподаваемый им предмет и увидеть в качестве
специального содержания и предмета работы с
детьми душу ученика. Замечательно, что можно
научиться быть этим эффективным-аффективным
учителем. Есть навыки, помогающие понимать
чувства ученика (эмпатические навыки). Есть
способность учителя уважать личность ученика,
этому тоже можно научиться. И наконец,
искренность учителя по отношению к ученикам.
Бывают моменты в жизни, когда не только искреннее
выражение радости, но и учительский гнев и печаль
достигают сердца ученика, спасают здоровье
обоим.
Участникам тренинга было предложено понаблюдать
за модельным уроком с последующим обсуждением.
За ним последовало получасовое занятие со
специалистами-психологами, передававшими
конкретные эмпатические техники, позволяющие
учителю учить, реагируя на то, что происходит в
этот момент в душе ученика. И снова модельный
урок уже с использованием других техник.
«Чувствуем ли мы разницу? Изменилось ли наше
внутреннее самочувствие и самочувствие ребенка
после этого?» – спрашивает учителей Сороков.
Опыты ставили на себе. Решилась попробовать
молодая учительница из Подмосковья. Предмет –
экономика. Тема урока – объяснение смысла
некоторых экономических терминов. Студенты
психологического факультета изображают
старшеклассников. «Класс» занят своими
проблемами и совершенно не собирается слушать
объяснения «учителя». В довершение всего посреди
урока звонит мобильный телефон. Инга, его
обладательница, безутешно плачет после
разговора… Учитель в растерянности. Как хорошо,
что кончились отведенные пять минут модельного
«урока»! Теперь участники тренинга и
специалисты-психологи будут работать над
специальными техниками «вчувствования» в
другого человека, призванными разрешить трудную
задачу – помочь девочке и не сорвать урок.
Реплики из зала:
– Мне кажется, жизнь современных детей
достаточно сложна, а мы приходим на уроки,
находясь внутри своих проблем. Впрочем, и дети
тоже. Часто им абсолютно все равно, что от них
хочет преподаватель. И учителю приходится ломать
голову: как же заинтересовать, переключить
внимание учеников с их внутреннего мира на
изучаемый предмет?
– А может, наоборот.
Это учителю надо научиться переключаться с
предмета на внутренний мир подростков?
Как же этому научиться? Например,
воспользоваться техникой дублирования –
называть словами чувства ученика. Встать позади
него и говорить от его лица до тех пор, пока он не
скажет: «Да, именно это я и чувствую!» Учитель
перебирает разные оттенки чувств – скуки,
печали, страха, уныния. И в какой-то точке учитель
наконец достигнет взаимопонимания с учеником.
Другая техника называется несколько непривычно
– «пристройка». Действительно, учитель словно
пристраивается к ученику, в точности повторяя
его позу, жесты, интонацию, чтобы физически
ощутить состояние ученика и попытаться
правильно его назвать. И опять, если учителю это
удается, подросток идет на контакт.
Реплики из зала:
– Разве это универсальные средства? Ведь
трагедии на уроке случаются не каждый день.
Бывает, ребята срывают урок от лени, скуки…
– Подчас подросток не может объяснить, что с ним
происходит, тем более при всем классе. Понятно,
что оставить его одного со своими проблемами
нельзя, но и разрешить ему покинуть класс тоже
нельзя, мало ли что может случиться с ним в
состоянии аффекта? Лучше пусть Инга вместе с
подругой выйдет в коридор, и подруга попробует ее
успокоить…
– А может, вообще по-другому? Пусть учитель
выйдет вместе с учеником в коридор, дав
самостоятельное письменное задание классу. Там
они смогут прояснять чувства сколько угодно, не
мешая учению остальных.
Инга. Мне кажется, это абсолютно правильное
решение! Именно это мне сейчас нужнее всего!
(Аплодисменты в зале.)
– Если учитель во время обыкновенного урока
попытается войти в состояние ученика, это может
привести к разрушению его как учителя. Он не дал
положенного, запланированного количества
информации, ради которой пришел на урок. А на
самом деле, конечно, надо начинать занятия не с
объявления темы урока, а с прояснения мотивов
учеников: ради чего они пришли сейчас в класс?
– Хорошо бы это определять в самом начале урока,
когда учитель, войдя в класс, уже по репликам и
жестам учеников видит эмоциональную температуру
класса. Тогда сразу будет понятно – можно ли
сегодня серьезно заниматься, или кого-то надо
лечить и спасать.
– Но ведь бывает, что тот ученик, который
наиболее эмоционально ярко проявляется во время
урока, на самом деле не имеет никаких проблем, а
хочет лишь досадить учителю. Стоит ли
всматриваться в него?
Записала
Елена ЛИТВЯК
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|