СОЛОВЕЙЧИКОВСКИЕ ЧТЕНИЯ
Когда важнее открытый финал
Режиссура урока: социоигровые способы
работы с книгой
Надо ли играть на уроке, и если
надо, то во что? Какой процент учебного времени
можно употребить на игру, ведь правда же – не
очень большой? И потом, извините, без кропотливой
работы – скучной, нудной, неинтересной – ничему
не научишь!
С такими в общем-то неудобными для ведущего
установками пришли педагоги на мастер-класс
Вячеслава Букатова. Но наш главный специалист по
социоигровой педагогике, как всегда, очень
хорошо, профессионально услышал аудиторию и
намеренно удлинил объяснительную часть занятия,
а игровую практику разбавил методическими
комментариями. Маэстро виднее! Менять
педагогическую стилистику учителя – занятие
неблагодарное, куда полезнее дать ему
возможность поучаствовать в социоигровом
учебном процессе, помочь ощутить прикосновение
метода с позиции ученика...
Невыносимо стыдно за ту скуку, которая витает в
учебных кабинетах школы. Вот репродукция картины
Богданова-Бельского «Устный счет в сельской
школе». Написанная в 1895 году, эта педагогическая
зарисовка до сих пор являет пример инновационной
педагогики. Учитель, написав задание на доске,
сидит на стуле, а ученики ходят по комнате и
думают, считают. У нас в классах все сидят, один
учитель передвигается. А ведь большинство
грамматических и математических ошибок дети
делают оттого, что у них не развита память тела. В
процессе обучения надо обязательно двигаться.
Однако самый большой противник движения –
учитель. Учитель любит покой. А попробуйте
проверить домашнее задание, прогуливаясь с
учеником между рядами. Самый элементарный
социоигровой прием, а эффект ошеломительный!
Произнеся эту интригующую преамбулу, Вячеслав
Букатов приступил непосредственно к делу.
Сначала учителя поднимали и опускали руки по
определенному сигналу, по другому сигналу
вставали и садились, по третьему –
рассчитывались на первый-второй… В общем,
разогревались, приглядывались друг к другу и всё
более дружно смеялись. «Если на уроке нет смеха,
это плохо», – говорит Букатов и продолжает
создавать для педагогов, среди которых есть и
пожилые люди, ситуации неопределенности. В
какой-то момент он решает: пора! И тут же,
рассчитавшись на первый-пятый, учителя образуют
пять рабочих групп.
В книге Симона Соловейчика «Воспитание школы» я
облюбовал статью «Свобода и дисциплина». Она
созвучна теме наших педагогических чтений.
Действительно, в учителе педагогическое часто
мешает человеческому. Следует споткнуться о
педагогическое в себе, чтобы не потерять
человеческое… Пусть каждая группа придумает
такое название, чтобы в нем была персональная
буква имени каждого.
Общение
закипело: люди называют и записывают свои имена и
фамилии, обсуждают возможные названия команды,
фиксируют результаты на доске: «Горящая свеча»,
«Шкала», «Монстры»…
У нас много говорили и говорят о коллективизме,
на самом деле этого нет. Ведь на уроке дети видят
только учителя да затылки одноклассников. Важно
видеть лица. Посмотрите, как огромно ваше
любопытство друг к другу! Вы и сейчас смотрите не
на меня, а на доску. И я абсолютно не в курсе ваших
переживаний, хотя в школе принято, что учитель
обязательно должен быть в курсе всех дел. Гораздо
лучше, если учитель в стороне, а все работают. В
этом наш идеал. Пусть посыльный от команды
подойдет к столу и вытянет один рабочий лист.
Каждой группе достается лист с названием главы
книги Соловейчика.
Названия такие: «Почему репрессивная школа
превращается в элитарную?», «Почему авторитет не
противоречит свободе?», «Почему продуктивна
старая школа?» и так далее..
Лист поделен пополам: слева написано 2004, а справа
– 1994. Год, когда статья была написана.
Посовещавшись, напишите слева три–пять ключевых
слов, которые, с вашей точки зрения, решают
сформулированную проблему на сегодняшний
момент.
Учителя обсуждают долго, они готовы говорить еще
и еще, но звучит сигнал завершения работы.
Все встаем и, оставив лист на столе, переходим
против часовой стрелки за соседний стол. Надо
проверить, как сработала другая команда.
Отрывок разговора педагогов за одним из столов:
«У них мотивация не названа, да и
профессионализма нет… Слов написано больше, чем
надо, а уважение… написано ли уважение? Ах, вот
оно! Подписываемся?»
Время истекло, оставляем лист на столе и
передвигаемся против часовой стрелки. Теперь
посыльный от команды может взять у меня на столе
конверты с текстами соответствующих глав,
прочитайте их вместе и заполните ключевыми
словами правую часть листа. Как видел решение
проблемы Симон Соловейчик в 1994 году?
Сразу шум, неразбериха, посыльные берут «не те»
конверты. Когда разногласия по поводу конвертов
исчезли, начались споры за столами. Что же имел в
виду Соловейчик? Кто-то предложил голосовать, а
кто-то – посчитать наиболее частотные слова.
Общий гул кое-где переходил в крик.
Кто меня слышит? кто меня слышит?! (очень тихим
голосом, почти шепотом). Кто меня слышит,
поднимите руку (рук почти нет). Кто меня слышит,
хлопните в ладоши (хлопков мало, но становится
потише). Кто меня слышит, встаньте (встают почти
все). Кто меня слышит, погладьте соседа по плечу.
Кто меня слышит, пожмите соседу руку. Кто меня
слышит, улыбнитесь соседней команде. Внимание!
(Уже обычным голосом.) Теперь еще раз, оставив
лист на месте, перейдем за соседний стол.
Проверим, правильно ли выбраны другой командой
ключевые слова? Если нужно, допишите два-три
более подходящих.
Запись разговора за столом: «При чем тут
«преступники»… должна быть «отметка»… нет,
сначала надо проверить… нет, надо подписать…
давайте это вычеркнем… «исключительность» есть,
а откуда слово взялось, давайте читать… очень
важно слово «мастерство», а его нет… надо слово
«вопреки»… нет, важнее слово «дело»: дело по
способностям, осознанно выполняемое… какое же
дело без мастерства, мастерство держит
дисциплину в свободной школе.
А теперь вернемся на исходную позицию, к тем
столам, за которыми сидели сначала, к тем листам,
которые вытянули изначально. Надо выбрать из
перечня те слова, которые были в голове педагога
в 1994 году, а сегодня в наших головах они не
возникают. Точнее, нужно выбрать одно слово –
самое-самое.
Однако и после того, как посыльный команды уже
вписал основное слово, споры за столами не
утихали: «Нет! Это неправильно! Давайте проверим
по статье… Перечитаем еще раз!».
«Дело», «доброта», «раскованность»… В принципе,
занятие закончено. Желающие могут сесть рядом со
мной и поговорить. Если вы не хотите говорить –
не нужно. В социоигровой педагогике многоточия в
конце уроков полезнее, чем выводы.
Чем мы занимались? С точки зрения некоторых
методистов, это было полное безобразие. Текст не
разобрали, основную мысль не выявили, ваши слова
не обсудили. Ведущий все время мешал вам
работать. А вот с социоигровой точки зрения было
самое настоящее дело. Познакомились, поговорили,
поспорили, походили. И все это только затравка
для того, чтобы потом вспомнить, оспорить,
вернуться к мысли при самостоятельном чтении.
Беда в том, что обычно темы в школе «проходят
мимо». А в результате такой работы выявляется
пласт проблем. Есть шанс, что ученик, может быть,
почувствует, что способен идти глубже и дальше, и
дома наедине с собой перечитает те же страницы,
главы, а то и всю книгу осилит.
Записала
Людмила КОЖУРИНА
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|