Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №66/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

СОЛОВЕЙЧИКОВСКИЕ ЧТЕНИЯ

Идти к самому себе
Нужна ли учителю собственная философия?

Александр ТУБЕЛЬСКИЙ Кандидат педагогических наук, генеральный директор НПО “Школа  самоопределения”, один из соавторов инновационной концепции школы.На первый взгляд тема «Нужна ли учителю собственная философия?» звучит как-то странно. Но, видимо, так уж устроена педагогика, что она требует личных, выстраданных ответов на вопросы о главном. Не случайно ведущий «круглого стола» директор «Школы самоопределения» Александр Тубельский свои первые встречи с учителями всегда начинает со смысловых вопросов: а что для вас математика, литература, музыка? Без ответов на эти вопросы, считает Александр Наумович, бессмысленно все остальное: «Тогда теряет смысл второй вопрос: а что такое учить математике? И третий: а чем ты обладаешь для того, чтобы этому учить?»
…Обсуждение началось с ответов учителей на вопрос, поставленный в названии «круглого стола».

– Философия определяет пути познания. А учитель учит познанию, и поэтому ему надо знать, как происходит познание.

– Учитель должен быть интересен ученику как личность. А личность – это человек, который имеет собственный взгляд на мир.

– Если сам учитель не находится в поиске, он не сможет размышлять о главных жизненных смыслах вместе с учениками.

Тубельский. Поскольку все говорят, что философия учителю необходима, значит, тут собрались люди, обладающие собственной философией. Не можете ли вы коротко сформулировать, в чем она, ваша педагогическая философия?

– Не стоит мешать ученику идти к самому себе.

– Самое важное в работе с детьми – создать ситуацию успеха для каждого ребенка.

– Мы все, учителя и дети, – участники одного и того же процесса. Каждый из нас имеет право на свое мнение, и каждый имеет право на ошибку. Поэтому важно бережное отношение друг к другу.

– У каждого человека есть что-то божественное, которое нас всех связывает.
Когда мы говорим «путь к себе» – это путь не к тому, чтобы все было разное и какое угодно. Пусть будет разнообразие, но при общем для всех начале.

– А если ребенок отрицает это начало?

– Это его право. На меня большое влияние оказал философ Арсеньев, который утверждал: нет философии как завершенной системы. Такая философия закончила свое существование. Бесполезно создавать еще одну систему. Это все – «игрою об игре». А есть философия человека, который сам решает, зачем он и для чего.

– Можно по-разному понимать смысл словосочетания «путь к себе». Помогать ученику в поиске его предназначения? Вот это у тебя получается хорошо, делай это и отбрось то, к чему не имеешь задатков? Или все-таки обрати внимание на то, что у тебя не получается?
Может быть, какие-то области «не твои», не получающиеся, но это тебе урок по жизни, то, что необходимо в себе преодолеть.

– Чтобы заложенные в человеке задатки развивались, нужно создать условия. Вы их создали, но не факт, что зерно прорастет…

Тубельский. Вы абсолютно правы: прорастет зерно или не прорастет, взойдет в нем самость – не взойдет, вызреет свое отношение к жизни или не вызреет… Я за это не отвечаю. Я отвечаю за ту почву, которую рыхлю, поливаю, за те условия, что я создаю.

– Я «болела» педагогикой сотрудничества 20 лет. Но вот что мне недавно сказал выпускник: «Вы нас воспитывали, что мы должны иметь свою точку зрения. Я пришел работать в банк и попытался, как вы нас учили, отстаивать свою позицию, а директор сказал: делай так, как я тебе говорю».
Наши выпускники выходят за порог школы и сталкиваются совсем с другой жизнью. В ней все гораздо жестче.

Тубельский. Я собирался в конце встречи задать вам вопрос: а что учителю мешает иметь собственную философию? Но вы уже подсказали мне ответ: мешает собственное представление о будущем ребят. Мы же все равно чувствуем себя ответственными за это. А если жизнь противоречит моей морали? Куда я должен направить ученика? На Сенатскую площадь? Не хочу.

– У меня был период, когда я безумно переживала. У некоторых ребят 80-го года выпуска очень трагически складывалась судьба. Несколько погибли. Я с ума сходила, а потом поняла: я не Бог, не демиург, я не отвечаю за чужую жизнь, дай Бог за свою собственную ответить. Но если кто-то захочет вернуться ко мне, я должна быть готовой к этому.

– Мы, учителя, все равно выступаем в роли провокаторов. В Пушкинском лицее были люди, которые не побоялись выйти на площадь. И когда мы говорим, что это политика, мы глубоко заблуждаемся. Это философия, это система ценностей.

Тубельский. Если говорить о нашей школе: у выпускников «Школы самоопределения» есть общая черта – они чутки к тому, что ими кто-то пытается манипулировать.

– Вспомним Пьера Безухова, который смеялся: «Они хотят мою бессмертную душу держать в плену!» Точно так же и духовная жизнь педагога не может быть ограничена ничем. И быть философом – его обязанность. Потому что человек – это постоянное усилие быть человеком. Чтобы быть властителем дум, учителю необходимо самому научиться мыслить.

Тубельский. Вопрос из книги Симона Львовича: «Разве не все мы посланы в эту жизнь, не все мы призваны? Главное: для чего призваны?»

Записал
Анатолий ВИТКОВСКИЙ


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru