СОЛОВЕЙЧИКОВСКИЕ ЧТЕНИЯ
Идти к самому себе
Нужна ли учителю собственная философия?
На первый взгляд тема «Нужна
ли учителю собственная философия?» звучит как-то
странно. Но, видимо, так уж устроена педагогика,
что она требует личных, выстраданных ответов на
вопросы о главном. Не случайно ведущий «круглого
стола» директор «Школы самоопределения»
Александр Тубельский свои первые встречи с
учителями всегда начинает со смысловых вопросов:
а что для вас математика, литература, музыка? Без
ответов на эти вопросы, считает Александр
Наумович, бессмысленно все остальное: «Тогда
теряет смысл второй вопрос: а что такое учить
математике? И третий: а чем ты обладаешь для того,
чтобы этому учить?»
…Обсуждение началось с ответов учителей на
вопрос, поставленный в названии «круглого
стола».
– Философия определяет пути познания. А учитель
учит познанию, и поэтому ему надо знать, как
происходит познание.
– Учитель должен быть интересен ученику как
личность. А личность – это человек, который имеет
собственный взгляд на мир.
– Если сам учитель не находится в поиске, он не
сможет размышлять о главных жизненных смыслах
вместе с учениками.
Тубельский. Поскольку все говорят, что
философия учителю необходима, значит, тут
собрались люди, обладающие собственной
философией. Не можете ли вы коротко
сформулировать, в чем она, ваша педагогическая
философия?
– Не стоит мешать ученику идти к самому себе.
– Самое важное в работе с детьми – создать
ситуацию успеха для каждого ребенка.
– Мы все, учителя и дети, – участники одного и
того же процесса. Каждый из нас имеет право на
свое мнение, и каждый имеет право на ошибку.
Поэтому важно бережное отношение друг к другу.
– У каждого человека есть что-то божественное,
которое нас всех связывает.
Когда мы говорим «путь к себе» – это путь не к
тому, чтобы все было разное и какое угодно. Пусть
будет разнообразие, но при общем для всех начале.
– А если ребенок отрицает это начало?
– Это его право. На меня большое влияние оказал
философ Арсеньев, который утверждал: нет
философии как завершенной системы. Такая
философия закончила свое существование.
Бесполезно создавать еще одну систему. Это все –
«игрою об игре». А есть философия человека,
который сам решает, зачем он и для чего.
– Можно по-разному понимать смысл
словосочетания «путь к себе». Помогать ученику в
поиске его предназначения? Вот это у тебя
получается хорошо, делай это и отбрось то, к чему
не имеешь задатков? Или все-таки обрати внимание
на то, что у тебя не получается?
Может быть, какие-то области «не твои», не
получающиеся, но это тебе урок по жизни, то, что
необходимо в себе преодолеть.
– Чтобы заложенные в человеке задатки
развивались, нужно создать условия. Вы их
создали, но не факт, что зерно прорастет…
Тубельский. Вы абсолютно правы:
прорастет зерно или не прорастет, взойдет в нем
самость – не взойдет, вызреет свое отношение к
жизни или не вызреет… Я за это не отвечаю. Я
отвечаю за ту почву, которую рыхлю, поливаю, за те
условия, что я создаю.
– Я «болела» педагогикой сотрудничества 20 лет.
Но вот что мне недавно сказал выпускник: «Вы нас
воспитывали, что мы должны иметь свою точку
зрения. Я пришел работать в банк и попытался, как
вы нас учили, отстаивать свою позицию, а директор
сказал: делай так, как я тебе говорю».
Наши выпускники выходят за порог школы и
сталкиваются совсем с другой жизнью. В ней все
гораздо жестче.
Тубельский. Я собирался в конце встречи
задать вам вопрос: а что учителю мешает иметь
собственную философию? Но вы уже подсказали мне
ответ: мешает собственное представление о
будущем ребят. Мы же все равно чувствуем себя
ответственными за это. А если жизнь противоречит
моей морали? Куда я должен направить ученика? На
Сенатскую площадь? Не хочу.
– У меня был период, когда я безумно переживала. У
некоторых ребят 80-го года выпуска очень
трагически складывалась судьба. Несколько
погибли. Я с ума сходила, а потом поняла: я не Бог,
не демиург, я не отвечаю за чужую жизнь, дай Бог за
свою собственную ответить. Но если кто-то захочет
вернуться ко мне, я должна быть готовой к этому.
– Мы, учителя, все равно выступаем в роли
провокаторов. В Пушкинском лицее были люди,
которые не побоялись выйти на площадь. И когда мы
говорим, что это политика, мы глубоко
заблуждаемся. Это философия, это система
ценностей.
Тубельский. Если говорить о нашей школе:
у выпускников «Школы самоопределения» есть
общая черта – они чутки к тому, что ими кто-то
пытается манипулировать.
– Вспомним Пьера Безухова, который смеялся: «Они
хотят мою бессмертную душу держать в плену!»
Точно так же и духовная жизнь педагога не может
быть ограничена ничем. И быть философом – его
обязанность. Потому что человек – это постоянное
усилие быть человеком. Чтобы быть властителем
дум, учителю необходимо самому научиться
мыслить.
Тубельский. Вопрос из книги Симона
Львовича: «Разве не все мы посланы в эту жизнь, не
все мы призваны? Главное: для чего призваны?»
Записал
Анатолий ВИТКОВСКИЙ
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|