Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №66/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

СОЛОВЕЙЧИКОВСКИЕ ЧТЕНИЯ

От методики алгоритма до методики хаоса
Образовательные технологии в США и мотивация педагога

 

Второй день чтений начался с песен Окуджавы. Далекий гость, давний сотрудник газеты «Первое сентября», российский, а теперь американский учитель, профессор New York University Василий Кольченко пел под гитару. Про «надежды маленький оркестрик» и про то, что все в нашей жизни должно управляться любовью.
Песней предварил Кольченко и дискуссию «Образовательные технологии в США и мотивация педагога». Ни обойти молчанием бесланскую трагедию, ни говорить о ней в очередной раз он не мог. Просто спел песню собственного сочинения.

…Днем и ночью жжет Василий КОЛЬЧЕНКО  Профессор New York University.
меня вина,
Как отрава, выпита
до дна.
И в Нью-Йорке,
и в Беслане
Кровоточат те же раны.
А вина – она на всех
одна.


Василий Кольченко. Когда-то Симон Львович Соловейчик написал книгу о жизни великих педагогов под названием «Час ученичества». Заглавием стали строки Цветаевой: «Час ученичества, ты в жизни каждой торжественно неотвратим». Для учителя час ученичества особенно необходим. Но сегодня мне вспомнились строки другого поэта – Анны Ахматовой.

Мы знаем, что ныне
лежит на весах,
И что совершается ныне.
Час мужества пробил
на наших часах,
И мужество нас
не покинет.

Конечно, Ахматова обращалась не к учителям, но и к нам тоже. Она назвала то чувство, с которым учитель идет на урок, когда чувствует свою ответственность. Когда каждый урок для него – час мужества и час ученичества.
И это самая высокая мотивация, какая только может быть.
Что ведет учителя в класс? Понятно, надо работать, зарабатывать на жизнь. Но так в любой профессии. Что говорит ваш личный опыт? Почему вы идете в школу?
Преподаватель Брянского педагогического университета. Приведу маленький пример. Недавно у нас была встреча с ректором. Ему задали вопрос: «Имеет ли право учитель критиковать власть, государство, страну?» По-моему, главная мотивация для учителя, его миссия – говорить детям правду.
В.К. Еще одна важная мотивация – желание добра детям. Но почему-то часто слышишь: «Я же добра тебе хотел». Значит, получилось что-то не так.
Сельская учительница. Недавно я попросила детей подумать, какие вопросы они хотели бы задать нам, учителям. Был и такой: остались бы вы работать в школе, если бы вам совсем не платили зарплату? Я уверена: многие бы остались. Почему? Когда после школы я собиралась стать педагогом, моя любимая учительница меня отговаривала: «Не иди в пединститут». У меня же тогда было два главных мотива, которые объединяют всех учителей: любовь к детям и любовь к своему предмету. Я не знаю, чем бы еще в жизни смогла бы заняться, хотя, наверное, многим. Это необъяснимо. Но что-то же ведет нас в школу, заставляя ежедневно проживать час ученичества и час мужества!
В.К. Моя любимая учительница живет в Киеве. Она мне рассказывала, как ее, выпускницу университета, направили на работу в сельскую школу, в далекую деревню. На выходные она уезжала в город к родителям. И маялась там, ждала, когда же наступит понедельник, время возвращения в школу. Потому что там ее ждала радость.
В нашей работе и вправду много радости: радость игры, радость творчества, импровизации. Заходишь в класс и веришь, что и тебе, и детям будет хорошо. Но бывает, учитель боится детей, зажат. Это другой полюс. Что в промежутке?
Учитель работает по принуждению. Он знает, что делать надо не так и не то. Но его заставляют... Это часто становится причиной, вынуждающей профессионала уйти из школы. И не только у нас. В Америке тоже.
Есть и нейтральная, нулевая мотивация. Специалисты выяснили: многие ходят на работу не только из-за денег, но и ради комфорта. На работе у человека есть социальный статус, круг общения. И такая мотивация становится ведущей. А урок – лишь нагрузка.
Разные бывают мотивации. Но при любой, даже самой возвышенной, педагогу необходима технология. Только соединение в одно целое мотивированного заинтересованного человека и специалиста-профессионала, владеющего разными методиками, даст хороший результат.
Что такое методика? Все, что делается в классе, – это методика. Бывает методика дидактического пособия, алгоритма. Бывает методика импровизации, спонтанности. А бывает и методика хаоса. Выбор методики зависит от задачи, которую мы перед собой ставим, от детей, от самого учителя. Инструмент должен быть по руке.
В США учителя используют тысячи разнообразных технологий. Я выписал самые известные, получился список из 14 пунктов. Все технологии я бы разделил на две группы: управление школой и управление классом, работа, общение с детьми, называйте, как хотите.
Два года назад в Америке был принят уникальный закон – «Ни одного отстающего ребенка». Идея в том, чтобы всем помочь, всех научить. Деньги выделяются на индивидуальную работу и на тьюторство. Оплачивается и дополнительная подготовка учителей, работающих с трудными учениками. Замечательно! Однако вскоре стало понятно, что денег больше дают тем школам, чьи показатели улучшаются. Какой соблазн подтасовать цифры! Результаты ученических контрольных в нынешнем году стали чуть хуже. Система не сработала. Когда американцы это поняли, принцип финансирования сразу изменили. Сила такой управленческой методики не в безошибочности решений, а в гибкости. Наличие обратной связи, общего обсуждения, мгновенный учет мнений снизу – приметы эффективной технологии.
Еще один важный аспект управленческой методики – чартерная школа. Чартер (от слова «хартия») – договор. Кто может их организовать? Группа родителей, учителей, даже частная компания. Главное – никакого отбора детей. Если в школу принимают на конкурсной основе (много желающих), то ни тестирования, ни собеседования не проводят. Лотерея. Кому-то повезло, кому-то нет. Многие школы находят эффективные модели работы, об этом мгновенно становится известно, опыт стараются распространить. Появилась удачная школа – завтра будет 30 подобных в разных штатах.
Вера Зоц (главный редактор газеты «Завуч», издательство «Школьный мир», г. Киев). Существует ли контроль за деятельностью независимых школ? Есть ли границы свободы?
В.К. И контроль, и границы есть. И пресса мгновенно оповестит общество о нарушениях закона в той или иной школе. Кроме чартерных школ в Америке много домашних школ. В них учатся около 5% всех школьников страны. Государство помогает тем, кто решил учить ребенка дома. Всевозможные пособия, планы уроков. В Интернете можно найти описания лабораторных работ, которые легко провести на кухне. Есть группы поддержки, родительские клубы, обмен опытом, общение с единомышленниками.
Вопрос с места. Какие технологии и методики помогают учителю?
В.К. Прежде всего менторство. Помощь опытного учителя начинающему. В Америке к этому готовят и за это платят. Продуманы формы работы. Регулярные встречи, обсуждения, посещения уроков. В результате 80% молодых учителей остаются в школе (до введения программы менторства было гораздо меньше).
Одна из форм повышения квалификации учителя – создание «портфеля». Педагог собирает свой преподавательский архив (методические разработки, детские работы, видеозаписи). Чтобы затем проанализировать и осмыслить ее, подняться на новый уровень.
Подобные портфели собирают и дети. Некоторые школы, оценив по достоинству такие портфели, где собраны результаты как минимум четырех лет работы в старшей школе, выдают ученикам аттестаты, не проводя стандартного тестирования.
Интересна и технология обучающего сообщества. Выбирается сквозная тема на более-менее долгий срок. Например, Санкт-Петербург: литература Петербурга, история, экологические проблемы города. Потом все едут в Петербург. Учителям приходится сотрудничать, координировать свои усилия. Это сближает и педагогов, и детей.
Помимо технологий учителя обсуждают много других разных идей. Например, идею соответствия стиля обучения возможностям ребенка. Для ученика-аудиала – больше слов. Для визуала – наглядность. Плюс этой идеи в том, что учителю приходится думать о каждом ребенке и о его особенностях. Минус – не стимулируется развитие тех способностей, которые у ребенка и без того плохо развиты.
При всем многообразии идей основной спор ведется между сторонниками школы, требующей усвоения знаний, зубрежки, и поклонниками творчества, развития личности. В 70-е годы преобладала вторая идея. Ребенка не учили готовым формулам. Идея замечательная, но, к сожалению, во многих школах результат оказался печальным. Дети не научились ни читать, ни писать. Поэтому сторонников зубрежки сегодня все больше. Правда, в виду имеется не насилие со стороны взрослых, а мотивированное стремление к знаниям со стороны ребенка. Что тоже творчество.
Вопрос с места. Трудно русскому учителю работать в чужой стране?
В.К. Америка – интернациональная страна. В моей школе есть и учитель-индус, и учитель-китаец. Единственное – приходится осваивать чужой язык, чужую систему. Трудно. Но хорошо работать – всегда и везде трудно.

Записала
Людмила ПЕЧАТНИКОВА


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru