СОЛОВЕЙЧИКОВСКИЕ ЧТЕНИЯ
От методики алгоритма до методики хаоса
Образовательные технологии в США и
мотивация педагога
Второй день чтений начался с песен
Окуджавы. Далекий гость, давний сотрудник газеты
«Первое сентября», российский, а теперь
американский учитель, профессор New York University
Василий Кольченко пел под гитару. Про «надежды
маленький оркестрик» и про то, что все в нашей
жизни должно управляться любовью.
Песней предварил Кольченко и дискуссию
«Образовательные технологии в США и мотивация
педагога». Ни обойти молчанием бесланскую
трагедию, ни говорить о ней в очередной раз он не
мог. Просто спел песню собственного сочинения.
…Днем и ночью жжет
меня вина,
Как отрава, выпита
до дна.
И в Нью-Йорке,
и в Беслане
Кровоточат те же раны.
А вина – она на всех
одна.
Василий Кольченко. Когда-то Симон Львович
Соловейчик написал книгу о жизни великих
педагогов под названием «Час ученичества».
Заглавием стали строки Цветаевой: «Час
ученичества, ты в жизни каждой торжественно
неотвратим». Для учителя час ученичества
особенно необходим. Но сегодня мне вспомнились
строки другого поэта – Анны Ахматовой.
Мы знаем, что ныне
лежит на весах,
И что совершается ныне.
Час мужества пробил
на наших часах,
И мужество нас
не покинет.
Конечно, Ахматова обращалась не к учителям, но и к
нам тоже. Она назвала то чувство, с которым
учитель идет на урок, когда чувствует свою
ответственность. Когда каждый урок для него –
час мужества и час ученичества.
И это самая высокая мотивация, какая только может
быть.
Что ведет учителя в класс? Понятно, надо работать,
зарабатывать на жизнь. Но так в любой профессии.
Что говорит ваш личный опыт? Почему вы идете в
школу?
Преподаватель Брянского педагогического
университета. Приведу маленький пример. Недавно
у нас была встреча с ректором. Ему задали вопрос:
«Имеет ли право учитель критиковать власть,
государство, страну?» По-моему, главная мотивация
для учителя, его миссия – говорить детям правду.
В.К. Еще одна важная мотивация – желание добра
детям. Но почему-то часто слышишь: «Я же добра
тебе хотел». Значит, получилось что-то не так.
Сельская учительница. Недавно я попросила детей
подумать, какие вопросы они хотели бы задать нам,
учителям. Был и такой: остались бы вы работать в
школе, если бы вам совсем не платили зарплату? Я
уверена: многие бы остались. Почему? Когда после
школы я собиралась стать педагогом, моя любимая
учительница меня отговаривала: «Не иди в
пединститут». У меня же тогда было два главных
мотива, которые объединяют всех учителей: любовь
к детям и любовь к своему предмету. Я не знаю, чем
бы еще в жизни смогла бы заняться, хотя, наверное,
многим. Это необъяснимо. Но что-то же ведет нас в
школу, заставляя ежедневно проживать час
ученичества и час мужества!
В.К. Моя любимая учительница живет в Киеве. Она
мне рассказывала, как ее, выпускницу
университета, направили на работу в сельскую
школу, в далекую деревню. На выходные она уезжала
в город к родителям. И маялась там, ждала, когда же
наступит понедельник, время возвращения в школу.
Потому что там ее ждала радость.
В нашей работе и вправду много радости: радость
игры, радость творчества, импровизации. Заходишь
в класс и веришь, что и тебе, и детям будет хорошо.
Но бывает, учитель боится детей, зажат. Это другой
полюс. Что в промежутке?
Учитель работает по принуждению. Он знает, что
делать надо не так и не то. Но его заставляют... Это
часто становится причиной, вынуждающей
профессионала уйти из школы. И не только у нас. В
Америке тоже.
Есть и нейтральная, нулевая мотивация.
Специалисты выяснили: многие ходят на работу не
только из-за денег, но и ради комфорта. На работе у
человека есть социальный статус, круг общения. И
такая мотивация становится ведущей. А урок –
лишь нагрузка.
Разные бывают мотивации. Но при любой, даже самой
возвышенной, педагогу необходима технология.
Только соединение в одно целое мотивированного
заинтересованного человека и
специалиста-профессионала, владеющего разными
методиками, даст хороший результат.
Что такое методика? Все, что делается в классе, –
это методика. Бывает методика дидактического
пособия, алгоритма. Бывает методика
импровизации, спонтанности. А бывает и методика
хаоса. Выбор методики зависит от задачи, которую
мы перед собой ставим, от детей, от самого
учителя. Инструмент должен быть по руке.
В США учителя используют тысячи разнообразных
технологий. Я выписал самые известные, получился
список из 14 пунктов. Все технологии я бы разделил
на две группы: управление школой и управление
классом, работа, общение с детьми, называйте, как
хотите.
Два года назад в Америке был принят уникальный
закон – «Ни одного отстающего ребенка». Идея в
том, чтобы всем помочь, всех научить. Деньги
выделяются на индивидуальную работу и на
тьюторство. Оплачивается и дополнительная
подготовка учителей, работающих с трудными
учениками. Замечательно! Однако вскоре стало
понятно, что денег больше дают тем школам, чьи
показатели улучшаются. Какой соблазн
подтасовать цифры! Результаты ученических
контрольных в нынешнем году стали чуть хуже.
Система не сработала. Когда американцы это
поняли, принцип финансирования сразу изменили.
Сила такой управленческой методики не в
безошибочности решений, а в гибкости. Наличие
обратной связи, общего обсуждения, мгновенный
учет мнений снизу – приметы эффективной
технологии.
Еще один важный аспект управленческой методики
– чартерная школа. Чартер (от слова «хартия») –
договор. Кто может их организовать? Группа
родителей, учителей, даже частная компания.
Главное – никакого отбора детей. Если в школу
принимают на конкурсной основе (много желающих),
то ни тестирования, ни собеседования не проводят.
Лотерея. Кому-то повезло, кому-то нет. Многие
школы находят эффективные модели работы, об этом
мгновенно становится известно, опыт стараются
распространить. Появилась удачная школа –
завтра будет 30 подобных в разных штатах.
Вера Зоц (главный редактор газеты «Завуч»,
издательство «Школьный мир», г. Киев). Существует
ли контроль за деятельностью независимых школ?
Есть ли границы свободы?
В.К. И контроль, и границы есть. И пресса мгновенно
оповестит общество о нарушениях закона в той или
иной школе. Кроме чартерных школ в Америке много
домашних школ. В них учатся около 5% всех
школьников страны. Государство помогает тем, кто
решил учить ребенка дома. Всевозможные пособия,
планы уроков. В Интернете можно найти описания
лабораторных работ, которые легко провести на
кухне. Есть группы поддержки, родительские клубы,
обмен опытом, общение с единомышленниками.
Вопрос с места. Какие технологии и методики
помогают учителю?
В.К. Прежде всего менторство. Помощь опытного
учителя начинающему. В Америке к этому готовят и
за это платят. Продуманы формы работы. Регулярные
встречи, обсуждения, посещения уроков. В
результате 80% молодых учителей остаются в школе
(до введения программы менторства было гораздо
меньше).
Одна из форм повышения квалификации учителя –
создание «портфеля». Педагог собирает свой
преподавательский архив (методические
разработки, детские работы, видеозаписи). Чтобы
затем проанализировать и осмыслить ее, подняться
на новый уровень.
Подобные портфели собирают и дети. Некоторые
школы, оценив по достоинству такие портфели, где
собраны результаты как минимум четырех лет
работы в старшей школе, выдают ученикам
аттестаты, не проводя стандартного тестирования.
Интересна и технология обучающего сообщества.
Выбирается сквозная тема на более-менее долгий
срок. Например, Санкт-Петербург: литература
Петербурга, история, экологические проблемы
города. Потом все едут в Петербург. Учителям
приходится сотрудничать, координировать свои
усилия. Это сближает и педагогов, и детей.
Помимо технологий учителя обсуждают много
других разных идей. Например, идею соответствия
стиля обучения возможностям ребенка. Для
ученика-аудиала – больше слов. Для визуала –
наглядность. Плюс этой идеи в том, что учителю
приходится думать о каждом ребенке и о его
особенностях. Минус – не стимулируется развитие
тех способностей, которые у ребенка и без того
плохо развиты.
При всем многообразии идей основной спор ведется
между сторонниками школы, требующей усвоения
знаний, зубрежки, и поклонниками творчества,
развития личности. В 70-е годы преобладала вторая
идея. Ребенка не учили готовым формулам. Идея
замечательная, но, к сожалению, во многих школах
результат оказался печальным. Дети не научились
ни читать, ни писать. Поэтому сторонников
зубрежки сегодня все больше. Правда, в виду
имеется не насилие со стороны взрослых, а
мотивированное стремление к знаниям со стороны
ребенка. Что тоже творчество.
Вопрос с места. Трудно русскому учителю работать
в чужой стране?
В.К. Америка – интернациональная страна. В моей
школе есть и учитель-индус, и учитель-китаец.
Единственное – приходится осваивать чужой язык,
чужую систему. Трудно. Но хорошо работать –
всегда и везде трудно.
Записала
Людмила ПЕЧАТНИКОВА
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|