Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №66/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

СОЛОВЕЙЧИКОВСКИЕ ЧТЕНИЯ

Не учитель, не психолог,  не классный руководитель
Тьюторство как одно из направлений преодоления формальной педагогики

Татьяна КОВАЛЕВА Доктор педагогических наук, ведущий научный  сотрудник Института теории и истории педагогики РАО, научный директор Центра образовательных технологий.Формальная педагогика умещается в схему: учитель, обладающий знаниями и владеющий способами передачи их ученику. Долгое время казалось, что эта схема единственная. А что, если посмотреть на дело по-другому? Есть мир, и есть человек, который его осваивает. Причем осваивает через много разных каналов: книги, телевидение, радио, компьютер, Интернет. А позиция взрослого – это позиция человека, который помогает ребенку пользоваться всеми этими каналами. Такой взрослый называется тьютором – наставником. Тьютор не учитель, он не передает готовое знание, он помогает ребенку самому искать источники знаний. И не психолог. И не классный руководитель. Тьютор занимается тем, до чего учитель никогда не доберется.
У нас нет культуры индивидуализма. Ученику, который не хочет чего-то делать, говорят с издевкой: «Подумаешь, какой особенный». Но ведь каждый ученик действительно особенный. Тьюторство дает возможность доращивать этот второй фокус развития, необходимый наряду с коллективизмом.
Обидно, что в нашей стране развивалась только одна модель образования. Модель, в которой старшее поколение знает некоторый объем знаний и то, что считает ценным, стремится полностью передать подрастающему поколению.
А ведь есть и другая, непривычная для нас модель. К ней можно относиться как угодно. В каждом областном городке, например, идет смертная борьба между классическим и педагогическим университетом. И там и там – предметные кафедры, и там и там – курс педагогики и педпрактика. Как дети выбирают? Чаще всего расклад такой: кто посильней – идет в классический, кто не очень уверен в себе – в педагогический. А можно было бы разыграть иначе: классический университет традиционно дает предметное образование. Педагогический же должен выпустить специалиста не только в избранной предметной области, но еще и в психологии, в индивидуальном сопровождении образовательной траектории ребенка… Как все это выпускник педуниверситета сможет делать в школе, если он сам – продукт предметной кафедры? Вот сдвинется педагогическое университетское образование в сторону тьюторской модели, тогда учитель, поварившись в условиях выбора, в среде самоопределения, и принесет этот настрой в школу.
Тьютор в вузе должен быть специалистом высокого уровня: понимая актуальные запросы студента, он обязан держать в голове максимально широкую картину знаний, представлять межпредметные связи, чтобы посоветовать, к какому преподавателю обратиться, какую книгу прочесть, в какой области поискать. Не на уровне методиста, который знает два-три учебника. А может предложить варианты компоновки материала. Одно дело, когда, преподавая предмет, ты можешь брать разные учебники, разные методические пособия к ним, но тьютор-то должен прорваться к основам самого знания.
Часто спрашивают: сколько учеников может быть у тьютора? По-разному бывает. Но с каждым тьютор работает индивидуально. И хотя раньше слово «тьюторство» не называлось, у многих из нас в жизни были такие педагоги, которые повлияли на наш жизненный выбор. Например, учитель математики, который не формулами повлиял, а каким-то советом, неожиданным вниманием, пониманием. Тьютор не дает готовый ответ, но помогает так взглянуть на собственные возможности, что ты обязательно продвигаешься.
Наша педагогика – педагогика ответов. У учителя есть знание. Он приходит в класс и объявляет: сегодня тема урока «Имя существительное». Кто его об этом просил? Кому это надо? У ребят бурлит настоящая жизнь: у кого-то кошка котят родила, кто-то поссорился с другом. Но учитель настаивает на своей теме, с которой он пришел. У него есть наработки, и он готов их передать ученикам. Он будет стараться замотивировать детей, вызвать у них интерес к тому феномену культуры, о котором он сегодня собрался говорить.
Педагогика тьюторства – это педагогика вопросов.
Тьюторство приучает учащегося к рефлексии: почему тебе это понравилось? почему тебе здесь показалось скучно? почему ты не стал читать эту книгу? Идет осторожное, пошаговое продвижение.
Учитель-практик всегда находит смысл работы в детях, несмотря на всю непрестижность своей профессии в обществе. Но учителя, работающего в традиционной системе, неизбежно подстерегают трудные вопросы. Сначала учитель осваивает методики. Учится не только знать предмет, но и уметь учить. А потом, годам к 35, когда он может уже любого заставить понять валентность или все у него могут выучить тригонометрические формулы, вдруг возникает вопрос: зачем? Учитель понимает, что на предметном материале он должен развивать ребенка, а предметный материал организован так и его столько, что он заслоняет собой все. На интересы ребенка времени не остается. Для заботы о его индивидуальном развитии сил просто нет. Важно уже только одно – чтобы дети материал усвоили, донесли, не расплескав, до экзамена. Ибо по результатам экзаменов будут оценивать труд учителя. Но детям-то это зачем? Многие учителя, застигнутые этим вопросом, уходят в дополнительное образование, освобождаясь от жестких рамок урочной системы. Другие остаются терпеливо служить в сложившихся обстоятельствах.
Но если пусть не сразу, не вдруг, потихоньку начать мыслить как тьютор, привыкнуть к тому, что процесс обучения – это не процесс примитивной трансляции знаний, у учителя появится гораздо больше оснований для оправдания своего существования..
В нынешнем году в Томске пройдет уже 10-я конференция тьюторов. Есть определенный опыт. Пока тьюторские технологии подхватывают чаще частные школы. Но вот 24-я брянская школа – большая, массовая – ухватилась за новую идею. В школе уже 16 тьюторов.
На уровне уроков вести индивидуальное сопровождение очень сложно. А вот на уровне внеклассной, дополнительной работы – вполне возможно. Постепенно в школах, которые приняли тьюторство, нарабатываются технологии.
А в конце – замечательная история. В Англии последние несколько лет Нобелевские премии получали физики. Оказалось, что все они – ученики одного тьютора. Стали его расспрашивать, как он вырастил таких учеников. Признался, что у него есть своя типология областей современной физики и все это он предоставлял своим ученикам, показывал области нерешенных проблем, которые находятся на стыках наук. Он фактически направил их интересы, их исследования туда, где надо было искать и действительно можно было найти. Уровень настоящего тьютора – это профессор, философ.
Но если истинный тьютор должен быть специалистом очень высокого уровня, то как такой приживется в обычной школе да при таких зарплатах? Кто у нас станет тьютором? Ответ нашли сообща: профессия учителя, с одной стороны, массовая, а с другой – творческая. Как не может родиться гениальный режиссер без достаточного количества просто крепких профессионалов, а гениальный фильм – возникнуть без широкого фона хороших фильмов, так и лучшие в учительской профессии работают рядом с массой людей, крепко владеющих учительским мастерством.

Записала
Людмила РЫБИНА


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru