СОЛОВЕЙЧИКОВСКИЕ ЧТЕНИЯ
Не учитель, не психолог, не классный
руководитель
Тьюторство как одно из направлений
преодоления формальной педагогики
Формальная педагогика
умещается в схему: учитель, обладающий знаниями и
владеющий способами передачи их ученику. Долгое
время казалось, что эта схема единственная. А что,
если посмотреть на дело по-другому? Есть мир, и
есть человек, который его осваивает. Причем
осваивает через много разных каналов: книги,
телевидение, радио, компьютер, Интернет. А
позиция взрослого – это позиция человека,
который помогает ребенку пользоваться всеми
этими каналами. Такой взрослый называется
тьютором – наставником. Тьютор не учитель, он не
передает готовое знание, он помогает ребенку
самому искать источники знаний. И не психолог. И
не классный руководитель. Тьютор занимается тем,
до чего учитель никогда не доберется.
У нас нет культуры индивидуализма. Ученику,
который не хочет чего-то делать, говорят с
издевкой: «Подумаешь, какой особенный». Но ведь
каждый ученик действительно особенный.
Тьюторство дает возможность доращивать этот
второй фокус развития, необходимый наряду с
коллективизмом.
Обидно, что в нашей стране развивалась только
одна модель образования. Модель, в которой
старшее поколение знает некоторый объем знаний и
то, что считает ценным, стремится полностью
передать подрастающему поколению.
А ведь есть и другая, непривычная для нас модель.
К ней можно относиться как угодно. В каждом
областном городке, например, идет смертная
борьба между классическим и педагогическим
университетом. И там и там – предметные кафедры,
и там и там – курс педагогики и педпрактика. Как
дети выбирают? Чаще всего расклад такой: кто
посильней – идет в классический, кто не очень
уверен в себе – в педагогический. А можно было бы
разыграть иначе: классический университет
традиционно дает предметное образование.
Педагогический же должен выпустить специалиста
не только в избранной предметной области, но еще
и в психологии, в индивидуальном сопровождении
образовательной траектории ребенка… Как все это
выпускник педуниверситета сможет делать в школе,
если он сам – продукт предметной кафедры? Вот
сдвинется педагогическое университетское
образование в сторону тьюторской модели, тогда
учитель, поварившись в условиях выбора, в среде
самоопределения, и принесет этот настрой в школу.
Тьютор в вузе должен быть специалистом высокого
уровня: понимая актуальные запросы студента, он
обязан держать в голове максимально широкую
картину знаний, представлять межпредметные
связи, чтобы посоветовать, к какому
преподавателю обратиться, какую книгу прочесть,
в какой области поискать. Не на уровне методиста,
который знает два-три учебника. А может
предложить варианты компоновки материала. Одно
дело, когда, преподавая предмет, ты можешь брать
разные учебники, разные методические пособия к
ним, но тьютор-то должен прорваться к основам
самого знания.
Часто спрашивают: сколько учеников может быть у
тьютора? По-разному бывает. Но с каждым тьютор
работает индивидуально. И хотя раньше слово
«тьюторство» не называлось, у многих из нас в
жизни были такие педагоги, которые повлияли на
наш жизненный выбор. Например, учитель
математики, который не формулами повлиял, а
каким-то советом, неожиданным вниманием,
пониманием. Тьютор не дает готовый ответ, но
помогает так взглянуть на собственные
возможности, что ты обязательно продвигаешься.
Наша педагогика – педагогика ответов. У учителя
есть знание. Он приходит в класс и объявляет:
сегодня тема урока «Имя существительное». Кто
его об этом просил? Кому это надо? У ребят бурлит
настоящая жизнь: у кого-то кошка котят родила,
кто-то поссорился с другом. Но учитель настаивает
на своей теме, с которой он пришел. У него есть
наработки, и он готов их передать ученикам. Он
будет стараться замотивировать детей, вызвать у
них интерес к тому феномену культуры, о котором
он сегодня собрался говорить.
Педагогика тьюторства – это педагогика
вопросов.
Тьюторство
приучает учащегося к рефлексии: почему тебе это
понравилось? почему тебе здесь показалось
скучно? почему ты не стал читать эту книгу? Идет
осторожное, пошаговое продвижение.
Учитель-практик всегда находит смысл работы в
детях, несмотря на всю непрестижность своей
профессии в обществе. Но учителя, работающего в
традиционной системе, неизбежно подстерегают
трудные вопросы. Сначала учитель осваивает
методики. Учится не только знать предмет, но и
уметь учить. А потом, годам к 35, когда он может уже
любого заставить понять валентность или все у
него могут выучить тригонометрические формулы,
вдруг возникает вопрос: зачем? Учитель понимает,
что на предметном материале он должен развивать
ребенка, а предметный материал организован так и
его столько, что он заслоняет собой все. На
интересы ребенка времени не остается. Для заботы
о его индивидуальном развитии сил просто нет.
Важно уже только одно – чтобы дети материал
усвоили, донесли, не расплескав, до экзамена. Ибо
по результатам экзаменов будут оценивать труд
учителя. Но детям-то это зачем? Многие учителя,
застигнутые этим вопросом, уходят в
дополнительное образование, освобождаясь от
жестких рамок урочной системы. Другие остаются
терпеливо служить в сложившихся
обстоятельствах.
Но если пусть не сразу, не вдруг, потихоньку
начать мыслить как тьютор, привыкнуть к тому, что
процесс обучения – это не процесс примитивной
трансляции знаний, у учителя появится гораздо
больше оснований для оправдания своего
существования..
В нынешнем году в Томске пройдет уже 10-я
конференция тьюторов. Есть определенный опыт.
Пока тьюторские технологии подхватывают чаще
частные школы. Но вот 24-я брянская школа –
большая, массовая – ухватилась за новую идею. В
школе уже 16 тьюторов.
На уровне уроков вести индивидуальное
сопровождение очень сложно. А вот на уровне
внеклассной, дополнительной работы – вполне
возможно. Постепенно в школах, которые приняли
тьюторство, нарабатываются технологии.
А в конце – замечательная история. В Англии
последние несколько лет Нобелевские премии
получали физики. Оказалось, что все они – ученики
одного тьютора. Стали его расспрашивать, как он
вырастил таких учеников. Признался, что у него
есть своя типология областей современной физики
и все это он предоставлял своим ученикам,
показывал области нерешенных проблем, которые
находятся на стыках наук. Он фактически направил
их интересы, их исследования туда, где надо было
искать и действительно можно было найти. Уровень
настоящего тьютора – это профессор, философ.
Но если истинный тьютор должен быть специалистом
очень высокого уровня, то как такой приживется в
обычной школе да при таких зарплатах? Кто у нас
станет тьютором? Ответ нашли сообща: профессия
учителя, с одной стороны, массовая, а с другой –
творческая. Как не может родиться гениальный
режиссер без достаточного количества просто
крепких профессионалов, а гениальный фильм –
возникнуть без широкого фона хороших фильмов,
так и лучшие в учительской профессии работают
рядом с массой людей, крепко владеющих
учительским мастерством.
Записала
Людмила РЫБИНА
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|