СОЛОВЕЙЧИКОВСКИЕ ЧТЕНИЯ
Мир вне заданных траекторий
Наука ученичества, или Обратная сторона
дидактики
Случается, что ведущему
как-то странно разговаривать со сцены под
слепящими прожекторами. Но ведь можно спуститься
в зал, насколько позволит шнур микрофона, и
попросить осветителей приглушить иллюминацию.
Диалог с книгой Симона Соловейчика «Учение с
увлечением», изданной 30 лет назад, продолжается.
И наверное, всегда будет продолжаться. Даже за
пределами тематики, очерченной в книге.
«Дидактика – это то, с помощью чего человечество
пытается учить, воспитывать, формировать детей,
– напомнил залу теоретик и практик
«Вероятностного образования». – Это сумма
приемов, технологий. Обратной стороной дидактики
является сам человек. Мы его учим. А он… живет! И
на все, что мы делаем, вырабатывает свой взгляд.
Что происходит с каждым независимо от того, кто,
как и чему его учит, – вот главная для меня
загадка и тайна. Кто бы ни вел человека –
выдающийся учитель или самый неудачный, – в
любых образовательных условиях он делает себя
сам. Понять, что происходит с тем, кто делает себя
сам, – самое трудное для меня».
«Учение с увлечением» – это не про то, как
увлеченно учить, – продолжает ведущий, – это не
набор рекомендаций для учителя, это, по сути,
книга о том, как человек умудряется выживать в
любых условиях. В том числе неподобающих. В
условиях педагогического прессинга и скучных,
бестолковых учебников. Человек всегда обладает
способностью, возможностью становиться собой. Мы
состоялись как люди, как профессионалы в той
мере, в какой сумели стать больше того, чему нас
учили.
Любой ребенок – и отличник, и неуспешный
школьник – занимается тем, что становится
больше, чем то, чему его сознательно, с помощью
технологий и дидактических средств, учат. Он
пробивается сквозь мир предложенных взрослыми
траекторий независимо от наших индивидуальных
планов и вероятностных образований. Ребенок в
этой ситуации реализует свое право становиться
самим собой».
«Между тем социум, общество, культура создают
определенные стратегии воздействия на
становление человека. Я понял, что в истории
педагогики можно выделить три, я бы сказал,
«цивилизационные» эпохи. Все три есть и в
современном мире.
Первая, традиционная, педагогика рождается
вместе с самой школой, которая первоначально
создавалась как религиозный институт. Задачей
такой школы становится подготовка человека,
полностью поддерживающего статус общества, в
котором он рожден.
Чтобы социум исправно функционировал, всегда
нужно какое-то количество людей, умеющих
следовать канонам этого социума. Древний
шумерский мальчик с табличкой – тот клерк,
который нужен обществу.
Вторая эпоха педагогики связана с принципиально
новой идеей, с прогрессом. Многое строится на
соревновании. Школа превращается в особый
механизм, центрифугу, призванную разделить на
обычных, способных и тех, кто прорвется в лидеры.
Модель максимально прогрессорского общества
была создана у нас в ХХ веке в рамках
социалистической концепции.
Подчеркну важное обстоятельство: общество
заранее знает, какие люди ему нужны. Мы говорим
«нам надо», не задаваясь вопросом, а надо ли это
ученику.
Прогрессорская идея до сих пор
тревожит многих: «Хорошо бы создать лидеров
завтрашнего дня». Но ведущий есть тогда, когда
есть не-ведущие, значит, неизбежно придется
использовать центрифугу, чтоб это расслоение
произошло.
Во второй половине XIX века и на протяжении ХХ
начала формироваться концепция школы совершенно
иного типа. Когда возникает, исходит от ребенка
предположение, что человек имеет право
развиваться не для того, чтобы служить обществу в
том или ином формате, во имя тех или иных
общественных интересов, а во имя самого себя.
Каждый обучаемый абсолютно индивидуально
воспринимает то, что вокруг него происходит. Но
нас, как правило, волнует формальная сторона. Не
как он внутри себя живет, а как осваивает нашу
искусственную программу. Писатель Флобер в
детстве был безмолвным «идиотом», двух слов
связать не мог, но воспринимал мир насыщенно,
чувственно, переживательно. Он преодолел себя,
освоил норму, хотя до конца своих дней был в
гигантском нервном напряжении. Флобер написал об
этом, а большинство детей написать не могут. Они
лишь формально осваивают некоторые правила игры,
выполняют требования программы.
Тащим ребенка к идеалу доброты, к свободному
мышлению. Он не имеет права на свой собственный
«идиотизм». Общество за него заранее знает, что
ему надо, и не собирается иметь дело
непосредственно с развитием ребенка.
Все мы говорим: содержанием образования является
то, что мы ребенку даем. Психологи утверждают:
содержание образования – это то, что ребенок
делает сам. А я бы уточнил, что это то, что внутри,
что в душе происходит.
Сейчас все в зале слушают меня, но каждый думает о
своем. И это совершенно непохожие, разные мысли. И
вот это и есть процесс вашего образования, а не
то, что я вам говорю. Человек всегда сложнее того,
что про него кажется.
Нужен учитель, который рискнет, найдет в себе
силы просто всматриваться в то, что происходит с
ребенком. Наблюдать, а не стараться поправить.
Чем больше я сегодня встречаю педагогов,
всматривающихся в детство, тем больше понимаю –
мир созрел наконец для этого».
Записала
Светлана ПОПОВА
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|