СОЛОВЕЙЧИКОВСКИЕ ЧТЕНИЯ
Формула успеха школьной команды
Учитель глазами директора
Кого видит директор
школы, когда смотрит на учителя?
Функционера-предметника или автора оригинальных
уроков? Яркую личность или просто работника,
связанного параграфами трудового соглашения?
Нет ни одного учителя, который хоть когда-нибудь
не был бы недоволен директором, как нет и ни
одного директора, который хоть когда-нибудь не
был бы недоволен учителем. Поэтому мы должны
учиться договариваться.
Директор школы, думая об учителе, постоянно
находится в двух позициях. Первая: учитель как
работник. Подписывает трудовой договор, выясняет
должностные обязанности. Это законодательная,
правовая основа взаимодействия. Но если бы все
можно было объяснить параграфом инструкции,
трудового договора, то, наверное, все было бы
легко и просто. Педагоги соответствовали бы тому
идеалу, который директор рисует себе.
Сейчас уже сродни подвигу – прийти работать в
школу. Это значит выбрать именно такой образ
жизни, мысли, деятельности. Индивидуумом
рождаются, личностью становятся,
индивидуальность отстаивают. И директор школы
должен понимать свои главные задачи. Задачу
становления педагогической личности в школе, а
не просто освоение педагогом методик
преподавания предмета. Вторая задача директора
– создавать серьезные мотивационные условия,
при которых отстаивание индивидуальности
педагога становится для него нормой жизни.
Только как директору работать с яркими
индивидуальностями?
Мотивы личности, установки смысловые, целевые и
установки операциональные, с которых,
собственно, и начинает свою деятельность
педагог, приходящий в школу: как готовиться к
уроку, как проводить занятия? Мы, директора, можем
только додумывать, какие установки, мотивы и
переживания движут учителями. Потому что
деятельность, поведение учителя – только
верхняя часть айсберга.
Первый этап молодого учителя, когда он не
понимает цели: урок прошел, и слава богу. Любой
руководитель школы через это проходил. Поэтому
технологический уровень начинают осваивать все,
кто приступает к работе в школе. Уметь поставить
себе цель и увидеть образ результата, которого
хотел добиться, – это уже более высокий уровень
работы педагога. Можно проработать в школе много
лет, но так и не научиться определять достаточно
четко действия, которые будут приводить к цели.
Хотя есть педагоги, которые не только приводят к
цели, но и опережают ее, а когда их спрашивают,
какую цель вы перед собой ставите, ответить не
могут. Цель – это образ будущего. Соответственно
до этого образа будущего должна быть
определенная цепочка действий, помогающих дойти
до него.
Великая задача директора, чтобы учитель не
растерял смысл своей работы в школе. Чтобы не
ушел из нее. Но директор не может влиять напрямую
на мотивы учителя. Каждый директор – режиссер
мотиваций. Можно мотивировать учителя методом
стимула. Поведете детей в театр – получите
премию. Или в школу вот-вот заявится комиссия,
надо все помыть и почистить, а напрямую учителям
директор этого сказать не может. Получается, он
манипулирует учителями, прикрываясь тем, что
будет проверка, и они дружно поднимаются на
защиту своей школы.
Человеческое мотивирование – это
предоставление права свободного выбора. По этой
формуле управления и действуют сейчас многие
директора.
Как с образовательным процессом связан
управленческий процесс? Как управленческий
процесс связан с педагогическим процессом? Что
делает педагог в процессе? Он решает три очень
важные педагогические и психологические задачи:
помогает ученику адаптироваться к новым
школьным условиям, дает ему возможность проявить
себя и изо всех сил старается, чтобы ребенок мог
жить интересами школы.
Для нас главное – обучение плюс самостоятельная
учебная деятельность и воспитание, плюс
самостоятельная социальная деятельность
ребенка. Сможет учитель построить свою работу в
школе так – пойдет образовательный процесс, не
сможет – процесс не пойдет, превратится в
формальное необразовательное действие.
Педагог как специалист педагогического процесса
и директор как специалист управленческого
процесса находятся по разные стороны
образовательного процесса. Так и должно быть.
Учитель говорит: вы меня не понимаете. Он может
быть очень талантливым, семи пядей во лбу, но не
видеть образовательный процесс с той стороны, с
которой его видит директор школы. И никаких обид
на директора у педагога здесь быть не должно,
потому что директор как управленец смотрит на
его работу.
Аналогично смотрит и учитель на то, как
управляется школьная система. И часто
высказывает недовольство: у нас в школе то не
сделано, у нас это не организовано. Потому что это
неудобно для образовательного процесса. Но
учитель – тоже участник управленческой системы
школы. Он как бы в двух ипостасях перед
директором.
Учитель – человек, образовывающий личность
ребенка. Обучающий, воспитывающий, развивающий. И
одновременно человек, который создает условия
для деятельности ребенка в школе.
В слове «обучающийся» есть уникальный
психологический смысл. Ученик – это тот,
которого учат. Обучающий – это тот, который
обучает. А вот обучающийся – тот, который учится
учиться сам, ребенок, которому мы показываем
технологии самостоятельной учебной
деятельности.
И вот тут появляется понятие совместной
деятельности. Совместная деятельность – не
общая работа на пришкольном участке. Быть в одном
месте – не значит быть вместе и делать что-то
совместно. Совместная деятельность – это как две
руки забивают гвоздь. Одна держит, а другая
забивает молотком. Нужны технология, система
совместных действий, при которой эти совместные
действия и начинают складываться.
Раньше был такой критерий оценки деятельности
молодого учителя: ну ничего, ничего, будет из него
толк, он дисциплину в классе держит. Что означает
– учитель умеет организовать первый начальный
этап совместной деятельности.
На этом первом этапе происходит новообразование
отношений учителя с ребятами. Но потом мы об этом
забываем, внимание концентрируем на плоскости
обучения предмету. Если отношения между учителем
и учеником образовались, на них потом, как на
фундаменте, складывается вся система
предметного обучения. Почему дети в школе
называют учителей «географичка», «химичка»,
«математичка»? Потому что мы для них существа
женского пола, несущие определенные предметные
признаки. Когда дети переходят к нашим именам,
это уже личностный смысл. Но если человеческие
отношения не установлены, предметных отношений
тоже не будет.
Директор смотрит на отношение детей к предмету и
таким образом – на то, сложилось ли отношение
детей к учителю.
Итак, отношения, предмет... И третья важная
позиция: ребенка нужно научить увидеть смысл в
образовании. Пишет, читает, мыслит, оценивает
ребенок на любом предмете. Поэтому всем
предметникам нужно определить общую платформу,
на которой мы вместе образовываем личность
ребенка. Мы пришли учить его не физике и
географии. Мы пришли его образовывать, чтобы
начался процесс становления образованной
личности. Каждый через свой предмет.
Когда я смотрю на педагога глазами директора, я
смотрю на него как бы с трех сторон: как он умеет
общаться, каковы его предметные знания, владеет
ли он современными технологиями организации
учебной деятельности. Мечта любого директора –
чтобы все педагоги владели этими технологиями.
Насколько ясно педагог умеет ставить учебную
задачу? В какой степени учебная задача педагога
становится учебной задачей ребенка? Каким
действиям он должен научить ребенка? Как
оценивает действия ребенка – не личность, а
именно действия. Научил ли он ребенка оценивать
свои действия?
То же можно говорить и о системе оценивания
деятельности педагога администрацией. Директор
пришел и разгромил ваш урок. Здесь плохо, там не
так. И оценку вам за урок поставил. А вы и не
предполагали, на что именно директор обратит
внимание. Так что в системе оценивания должен
быть этап предварительной обязательной
договоренности между учителем и директором.
Общение между директором и учителем состоит из
обмена информацией, интеракции. Работая с
классом, все учителя образуют одну команду и
должны согласовывать свои позиции общего
согласования ситуаций (уж если на педсовете
договорились и согласовали свои позиции, то их
надо выполнять).
И наконец, социальное восприятие. Я нашла у Даля
такую формулировку: воспринимать – это значит
усваивать, делать своим. То есть делаю этого
человека своим, воспринимаю его проблемы. Как
часто мы сталкиваемся с тем, что учитель говорит:
у меня проблемы с этим учеником. На что другой
учитель отвечает: а у меня с ним нет проблем. И
тогда нет общения между педагогами.
Когда заканчивается учебный год, мы приступаем к
педагогическому анализу. Страшнее зверя для нас,
управленцев, в школе нет. Потому что мы,
управленцы, опять не договорились с учителями. Но
мы обязаны договориться об узловых позициях, это
поможет нам объединить свои аналитические силы.
А анализ поможет выявить проблемы.
Записала
Евгения СОКОЛОВА
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|