СОЛОВЕЙЧИКОВСКИЕ ЧТЕНИЯ
Как не стать отрицательным героем?
Профессиональные деформации в работе
учителя
Термин «профессиональная
деформация», или «синдром сгорания», впервые
появился более 50 лет назад в Америке. Было
замечено, что трансформация происходит не
столько в профессиональной деятельности,
сколько в личности человека.
«Наше занятие заявлено как мастер-класс, и я не
думала, что придет так много людей, – честно
призналась Ирина Хоменко. – Запланированный
тренинг провести в такой аудитории невозможно.
Придется изменить форму и подстроиться под
количество людей в зале. Начнем с упражнения.
Пожалуйста, напишите 10 признаков человека,
которого вы могли бы идентифицировать как
хорошего учителя».
Все схватились за ручки. С помощью зала был
составлен список. Хорошего учителя слушатели
видели раскованным, эмоционально стабильным,
справедливым, профессиональным, демократичным,
азартным, любящим детей, добрым, терпимым, с
чувством юмора.
Второй учрежденный всем собранием список,
печальный, выделял негативные качества учителя.
Это было важно для определения, что же такое
профессиональная деформация. Получилось вот что:
учитель плохой, когда он – истина в последней
инстанции, когда равнодушный, невротичный,
несправедливый, стандартный, неопрятный,
несчастливый… Зал дружно подсказывал: еще
зануда, не умеющий слушать, самовлюбленный.
«Мы идем работать по призванию, помогаем другим
людям найти себя и страдаем оттого, что общество
не слишком расположено к нам, – сказала Ирина
Хоменко. – Престиж нашей профессии не слишком
высок. Хотя, как показали исследования и
социологические опросы, влияние педагогов
признается всеми, учителей вспоминают с
благодарностью. Надеюсь, в зале собрались люди,
не ощущающие в себе качеств из второго списка. Но
как же так получается, что в школу приходят люди,
искренне желающие работать, и вдруг часть из них
превращается вот в таких отрицательных героев?
Мы здесь для того, чтобы подумать о том, как
сохранить в себе то, что является нормой для
хорошего учителя, то, что нужно детям. Расскажите,
как вам это удается, в чем ваш секрет
непревращения в плохого учителя?»
Присутствующие наперебой стали предлагать свои
варианты сохранения себя как личности. И в шутку,
и очень даже всерьез. Чтобы остаться хорошим,
следовало: отдыхать от детей, отдыхать с детьми,
просто отдыхать, оптимистично относиться к
жизни, не зацикливаться на работе, заниматься
личной жизнью…
«Любая профессиональная деформация происходит
тогда, когда профессиональное начинает
доминировать над личностным, – объяснила Ирина
Алексеевна. – А начинается это все вообще в
школьном возрасте, когда мама говорит подростку:
«Рано тебе думать о любви! Твое главное дело –
учеба!» Хорошо, что я сама вовремя опомнилась.
Сыну было 10 лет, и на вопрос: «Как дела?» – он
ответил: «Пять по математике, четыре по
русскому». А я ведь спрашивала не об оценках, а о
его жизни. Мы настраиваем детей не на то и не так.
Хотим воспитать людей, а спрашиваем про какие-то
отметки. Со школьного детства нацеливаем на
социум: нужно быть примерным учеником, хорошим
работником. Это, безусловно, важно. Но потом
человек все отдает профессии и ничего не
получает из внешнего мира. Нет подпитки, нет
циркуляции энергии.
У меня даже термин возник – «предел инерционного
развития». Какое-то время человек развивается по
инерции, на том, что дано природой, родителями,
воспитанием. А дальше что? Необходима подпитка. А
это может быть все, что не относится к
профессиональной деятельности: искусство, хобби,
творчество, друзья, личная жизнь. Я как-то
позвонила сотруднице, профессору, а она говорит:
«Давайте созвонимся через полчаса, я сейчас
футбол смотрю, очень голову очищает!» Интерес к
миру должен быть обязательно! И когда мы говорим
ученикам: «Ты что, какие танцы, какие дискотеки!»
– мне кажется, это не совсем правильно».
Следующее задание-упражнение: «Однажды мы со
студентами искали тайные смыслы в сказке
«Колобок». Насчитали 23. Потом ребята по mail еще
дослали вариантов пятнадцать. Смотрели ли вы
мультик про Гадкого Утенка? Как, по-вашему, о чем
он?»
Зал выдавал самые различные варианты своего
видения Утенка: сказка о превращении. О том, чего
не видно невооруженным глазом. О законах
диалектики. О работе над собой, самоутверждении,
жестокости. О том, как меняется мнение окружающих
в зависимости от того, как ты выглядишь. О судьбе.
О комплексах. Прозвучало даже: что заложено
генетически, то и вырастет.
У Ирины Хоменко было мнение, отличное от всех
прозвучавших: «А я поняла так. Эта сказка о том,
что нужно найти свою стаю. Пока ты в чужой стае, тебя не
принимают куры и индюки. Мы не можем продуктивно
работать в той среде, которая не наша. Нужно быть
очень сильным, чтобы выжить в чужой стае. Я сейчас
даже не про школу говорю, состояться можно ведь
не только в школе. Необходимо сообщество людей,
где вы сможете найти себя».
Потом Ирина Алексеевна назвала типичные
признаки профессиональной деформации учителя.
Стереотипизация мышления. Выражается в
сопротивлении новому, особенно заметно в
отношении моды и внешнего вида детей.
Агрессивность. Сюда включается невроз,
плаксивость, истощение.
Авторитаризм. То есть учитель знает, как надо.
Тревожный признак, если дети перестают вам
возражать, спорить и задавать вопросы.
Зависть к чужому успеху.
Неадекватность восприятия и самооценки.
Инертность (усталость, успокоенность).
«Также важным признаком деформации я считаю
закрытость, отсутствие общительности в самом
широком смысле этого слова. Вспомните,
улыбаетесь ли вы, когда идете по улице?» –
спросила Ирина Алексеевна.
Слушатели насторожились, узнавая о четырех типах
деформированных учителей. Коммуникатор – во все
влезает, со всеми общается, насильственно
преображает общество. Организатор – всех строит,
направляет и командует.
Интеллигент-просветитель – страдает снобизмом,
стремится докопаться до сути, облагораживает
человечество. Предметник – оценивает людей
через знание преподаваемого им предмета.
Все пришедшие в этот день на занятие Ирины
Хоменко так активно выполняли задания, так
старались вникнуть в проблемы и понять, найти
нужные слова и решения, что, похоже, надежда на то,
что в нашей стране сохранятся недеформированные
учителя, есть!
Записала
Светлана ПОПОВА
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|