СОЛОВЕЙЧИКОВСКИЕ ЧТЕНИЯ
Учить только тому, что объединяет
Учитель в современном мире
В отличие от Симона
Соловейчика, который считал, что центральная
фигура педагогики – это ребенок, я убежден, что
центральная фигура педагогики – учитель.
Во все времена учить было нелегко, а сегодня
особенно трудно, потому что страна переживает
очередную смуту, и это надолго. И когда у людей
каша в головах и смута в сердцах, они не могут
учить детей, поскольку сами запутались.
«Врач, излечись сам» – вот важнейшая задача на
сегодня. Про самоизлечение я и буду говорить.
Педагогику невозможно представить вне контекста
культурологии, философии и психологии. Я
одинаково ненавижу снобизм практиков, которые
считают, что они могут сделать все «методом
тыка», и снобизм ученых, которые смотрят на школу
с высоты птичьего полета. Поэтому постараюсь
лишь проанализировать, как глобальные проблемы
преломляются в школе.
Все последние годы мы занимались модернизацией
образования, задача которой – воспитать
человека умелого и мобильного. «Чтоб не пил, не
курил», владел компьютером, иностранным языком,
водил машину. Спору нет, сегодня человек, не
умеющий всего этого, – социальный инвалид.
Но не менее важно воспитать человека духовного. А
этим мы не занимаемся. Напротив, разгрузка
содержания образования свелась к тому, что в
программе остались сугубо прагматические
предметы, и наши руководители убеждены, что,
изучив досконально их все, мы догоним и перегоним
Америку. Не будет этого!
Есть такой закон – технико-гуманитарного
равновесия, согласно которому выживают та нация
и цивилизация, которые в эпоху технического
прогресса вырабатывают механизмы сублимации и
снятия агрессии. Этому посвящена вся глубинная
культура, включая христианские притчи и суры
Корана. Если мы выкидываем эту часть, мы
воспитываем прагматичных и циничных уродцев,
которые потом руководят нашей страной. Но
трагедия в том, что никакого экономического
эффекта при этом не достигается.
Между прочим, кампучийский диктатор Пол Пот –
выпускник элитного университета Сорбонна. Это к
тому, что умелые и мобильные, но лишенные
нравственных качеств люди опасны для общества.
По марксистской теории, материя первична, а
сознание вторично, и в нас это вбито с младых
ногтей. Но самое любопытное, что мир ушел далеко
вперед, и сегодня любой топ-менеджер в
европейской стране обязан защитить диссертацию
по философии. Потому что грамотное управление –
это умение сплотить свою фирму вокруг «вечных
ценностей».
Японцы считают, что главным фактором
экономического успеха является взаимное
доверие. Ведь если все обманывают всех, это уже не
рынок, а базар, и ни о какой экономической
эффективности здесь не может быть и речи.
Когда мы наконец поймем, что духовная сфера
является определяющей? Если педагог не понимает,
в каком культурологическом, историческом
контексте происходят нынешние события, он щепка,
крутящаяся в водовороте личностных,
компетентностных и прочих парадигм.
Что делать? Уметь грамотно ставить
воспитательные цели. Скрестить Штольца с
Обломовым, великодушие с профессионализмом –
задача огромной воспитательной важности.
Для
меня история – цепь усложняющихся нравственных
задач. Интеллигенция оказалась не готовой к ХХ
веку и провалила его. Но XXI будет еще страшнее, а
мы продолжаем по методике XIX века обучать
математике, языку, истории и тому подобному.
Герой одного из романов Сент-Экзюпери говорит:
«Мир представляется мне веточками от
разбросанного веника, нужен божественный узел,
чтобы опять все эти веточки связать». Надо учить
не тому, что разъединяет, а тому, что объединяет.
В России не прививается термин «толерантность».
Он для нас слишком слабый. Потому что нам надо
преодолеть в себе ненависть, уж очень много ее
накопилось в нашей стране.
Мы живем в таком мире, где десяти заповедей уже
мало, нужно сто десять. Первая из них: не халтурь.
А вторая: не в свои сани не садись. Плохо будет,
если учителя займутся организацией народных
дружин, а военные – содержанием образования. Вот
почему любая грамотная реформа образования
начинается с подготовки учителей.
Вопрос из зала. Мы все время говорим о том, что
реформе образования должна предшествовать
реформа педагогического образования, а воз и
ныне там. Что нам с этим делать?
Е.Я. Обвинять во всех бедствиях начальство и
обстоятельства жизни – это есть умственная и
нравственная лень. Издается масса полезных,
интересных книг. Кто нам мешает заниматься
самообразованием?
Вопрос из зала. Какова роль школьной
администрации?
Е.Я. В коррекции ошибочных решений вышестоящих
организаций. Крутиться приходится очень много. Я,
доктор наук, академик, не гнушаюсь продавать
навоз лошадей из моего школьного хозяйства.
Приходится изобретать разные экономические
модели.
Неотъемлемой частью культуры образовательного
учреждения являются бытовые условия. Булгаков
был тысячу раз прав, когда говорил, что «разруха
не в клозетах, а в головах». Так, я стал
зачинателем туалетного движения в школах России.
Гонорар за свою первую книгу я потратил на
устройство европейского туалета в школе. И
знакомство с любой школой я начинаю с осмотра
туалетов. Потому что я не верю, что в грязи можно
воспитать полноценного человека. И
благоустройство туалетов – задача не менее
важная, чем воспитание великодушия и
профессионализма.
Записала
Ольга ДАШКОВСКАЯ
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|