ПЕРВАЯ ПОЛОСА
Восьмые Соловейчиковские чтения
Никак не могу избавиться от детской
привычки пробовать слова «на зуб». Слово чтения
– классический случай.
Чтения. Восьмые Соловейчиковские чтения.
А что такое чтения?
Это когда читают, делаю я первый шаг.
И год за годом прохожу один и тот же путь, чтобы
понять, как планировать чтения, для чего мы
собираемся, чего хотим.
Значит, Соловейчиковские чтения – это когда
читают Симона Соловейчика.
Вот здорово. Читать тексты отца вслух – это
просто настоящее удовольствие от хорошей прозы.
Но все-таки прозы, а не поэзии, упорно продолжаю я
свой путь к смыслу слова.
Зачем читать книги вслух? Зачем ради этого
собираться?
Чтение – быть может, самая интимная часть нашей
жизни. Если, конечно, не звать людей под знамена
какой-нибудь идеологии или партии. Ничто не
сравнится с чтением в одиночестве, наедине со
своими мыслями. Тем более когда текст
действительно хороший.
Тогда, наверное, чтения – это не буквально
чтение, а разговор по поводу текстов. Попытка
договорить авторский текст. Додумать
недодуманное, понять ранее не понятое.
Тоже глупость какая-то. С хорошим текстом ничего
этого делать не нужно. Даже нельзя. В хорошем
тексте все рождается в момент чтения и вне этого
становится просто игрой в смыслы, если не в слова.
Как я не любил это школьное:
– Ну что, прочитал?
– Прочитал.
– Ну и что понял?
Самый запретный из запретнейших вопросов, если
нам, взрослым, действительно дорога встреча
ребенка с текстом, книгой, автором. Это все равно
что серьезно, а не из простой вежливости
спрашивать: «Как дела?».
Тогда если чтения – это не буквально чтение
текстов автора и не разговор по поводу этих
текстов… то что?
Может быть, чтения – встреча продолжателей дела
автора?
Очень узко и по сути неверно. Продолжатели – это
какая-то беспомощная категория. Должен
признаться, что себя я не считаю продолжателем
дела отца. Во-первых, могу ли его дело продолжить?
Не знаю. Но главное, я действительно ощущаю, что
делаю собственное дело. Иначе нельзя. Иначе
работа не получается. Становится невыносимо
скучно. Невозможно.
Тогда, наверное, все с тем же упорством думаю я,
чтения – это встреча единомышленников?
Но встреча единомышленников – звучит как-то
по-рабочему. Если все со всем согласны, то чего
встречаться? Чего собираться? Зачем все-таки
чтения?
Вот, например, мы все любим детей. Ну кто скажет,
что нет?
На
словах – точно любим. А на деле?
Оставь нас с детьми на значимый отрезок времени
– и куда деваются наши слова? Куда пропадает вся
наша любовь?
При ближайшем рассмотрении встреча
единомышленников – это еще и вредно. Если не
опасно. Красивые слова умеют заслонять жизнь как
ничто другое.
Так и живем.
Продолжаем дело Симона Соловейчика, педагога,
писателя, журналиста, философа и моего отца.
Ежегодно собираемся на чтения его имени.
Проводим чтения.
Но текстов вслух не читаем. Как и что вы в них
поняли, не спрашиваем. Сертификаты
«педагогических единомышленников» предъявлять
не требуем. Ни реальные, ни виртуальные мандаты
«последователей дела Соловейчика» не выдаем.
Просто каждый год совместно с Департаментом
образования города Москвы в одно и то же время –
в конце сентября – начале октября – открываем на
два дня двери Московского Дома учителя,
объявляем тему и надеемся, что соберутся со всего
света педагоги и поделятся своими мыслями и
умениями. Не читатели газеты «Первое сентября»,
не почитатели трудов Симона Соловейчика, а
творцы собственных жизней, творцы современной
школы со всеми ее противоречиями.
Поэтому ничего другого, кроме внутреннего
разговора...
Поэтому никаких резолюций и совместно принятых
заявлений. Никого ничем не награждаем. Никого и
никуда не записываем.
Похоже, это и есть настоящий смысл чтений – тот
внутренний разговор, который каждый ведет
наедине с самим собой.
Ради этого, наверное, их стоит проводить.
Артем СОЛОВЕЙЧИК
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|