ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ N40
ГУМАНИТАРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ
«Я его не трогал, а он меня бьет!»
Почему в классе появляются аутсайдеры
Какие только конфликты не приходится
улаживать в классе – от самых пустяковых до
тяжелых и затяжных. И одна из самых тягостных и
трудноразрешимых ситуаций – ребенок-изгой,
которого вечно дразнят или даже поколачивают
исподтишка, пока взрослые не видят. Подобный
конфликт иногда тлеет годами и действует
разрушающе
не только на жертву, но и на тех, кто ее травит.
Утро рабочего дня. Вы ведете урок. А
напротив сидит он (или она), всем своим видом
привлекая излишнее и отнюдь не доброжелательное
внимание. Этого ученика вам не хочется вызывать к
доске, не хочется сталкиваться с его настроением,
а главное, с неадекватными проявлениями этого
настроения.
А когда начинается перемена, этого ребенка
окружают другие дети. Они не собираются
игнорировать его поведение, а наоборот, лишь
обостряют ситуацию.
Детский коллектив очень быстро вычисляет
аутсайдеров и обходится с ними достаточно
жёстко: если ты не такой, как мы, то ты против нас,
а следовательно, мы против тебя. Дети-«изгои»
обычно сами напрашиваются на конфликтную
ситуацию и как нарочно ведут себя в ней так, чтобы
лишь усилить негативное к себе отношение.
Можно перечислить несколько типов «изгоев».
«Я его не трогал, а он меня бьет!» – такой ребенок
открыто выражает – и вербально, и мимикой –
претензию к этому миру, ко всем ребятам в классе и
к вам в частности. На его лице постоянно
недовольное выражение, которое из злого всегда
готово моментально превратиться в слезливое или
крайне обиженное. Такая жизненная позиция
характерна для тех детей, которые растут в
ситуации попустительского отношения родителей.
«Оставьте меня в покое, мне уже ничто не поможет»
– это позиция детей, у которых существуют
значительные эмоционально-личностные проблемы.
Такой эмоциональный фон более характерен для
девочек, которых можно назвать забитыми.
Мальчики в такой же ситуации стараются выглядеть
совершенно независимыми, проявляя яркий
негативизм по отношению к взрослым.
«А мне все равно, вы для меня ничего не значите» –
в данном случае поведение ученика отражает
поведение его родителей. Скорее всего вы видите
перед собой его маму или папу в миниатюре.
Ребенок настолько поглощен их манерой поведения,
которая травмирует его, что старается путем
такого же поведения выгнать его из себя.
Понятно, что такие дети если поначалу и вызывают
какие-либо чувства сопереживания, то довольно
скоро становятся невыносимыми. Особенно чутко на
это реагируют одноклассники. И объединяются для
травли такого ребенка.
Учитель, безусловно, стремится к восстановлению
доброжелательной и спокойной атмосферы в классе.
Нужно действовать по ситуации и помнить о
некоторой психологической «технике
безопасности».
Очевидно, сам ребенок провоцирует именно такое к
себе отношение. Но нельзя забывать, что он этого
не осознает! И требовать от ребенка активного
изменения поведения просто бессмысленно, это
вызовет лишь дополнительный протест и агрессию.
Первое, что может прийти в голову, особенно
неопытному учителю, – это обсудить создавшуюся
ситуацию со всем классом в присутствии «изгоя».
Но это не лучший вариант. В такой ситуации вы
никак не сможете обеспечить всем ребятам, а
особенно тому, на которого направлено все
внимание, психологическую безопасность.
Есть и другой путь, более длительный, трудоемкий,
но и более щадящий и эффективный: вызвать
ученика-«изгоя» на доверительный разговор один
на один. Постарайтесь говорить с ребенком не в
обвинительной манере, а выразите свои опасения,
мысли, чувства по поводу происходящего. Скажите,
что вы понимаете, как этому ребенку нелегко в
ситуации, когда другие дети его дразнят и
обижают. Постарайтесь сделать так, чтобы и
ребенок смог выразить свои чувства и мысли по
этому поводу. Самое главное, чтобы ребенок видел,
что вы искренне заинтересованы в нем и в этом
разговоре. Постарайтесь повернуть беседу так,
чтобы ребенок не стал обвинять других и говорить
о том, как все его обижают, найдя в вас
влиятельного собеседника, направьте разговор в
русло решения, а не углубления конфликта.
Очень хорошо, если у вас получится вместе с
ребенком выработать новый способ действия.
Попробуйте поговорить с его родителями,
объяснив, что их невнимательное отношение к
ребенку может иметь достаточно серьезные
последствия. Необходимо поговорить с особо
бойкими учениками, которые задираются больше
всех.
И конечно, старайтесь не допускать унижения в
своем классе ни в какой форме. От вас зависит
очень многое! Помните, дети прекрасно считывают
ваши чувства и стремления, поэтому старайтесь не
допускать в себе негативного отношения к
ученикам.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|