НЕЛЕГАЛЬНЫЕ УЧЕБНИКИ
Как отличить нелегальный учебник от
легального?
Сегодня эксперты различают три вида
контрафакта: нелегальную допечатку, тонкий и
грубый контрафакт
Нелегальная допечатка – это учебники,
напечатанные в типографии тайком, сверх тиража.
Все средства от распространения нелегальной
допечатки идут в карман руководству типографии и
владельцам предоставленной бумаги.
Отслеживанием такого контрафакта занимаются
владельцы авторских прав. Для здоровья
школьников этот вид пиратства не представляет
угрозы: учебник ничем не отличается от своих
законных собратьев.
Тонкий контрафакт – это нелегально
выпущенный учебник, который отличается хорошим
полиграфическим качеством. Борьба с ним – тоже
прерогатива издателей. Потребителю в общем-то
все равно. Нередко такой контрафакт трудно
выявить на глазок. Учебник выглядит
привлекательно, цветные иллюстрации качественно
напечатаны. Однако эксперты предупреждают, что
эти учебники не проходили СанПиНов и потому таят
в себе различные неожиданности. Они могут
оказаться, например, значительно тяжелее
положенного. Таская портфель, набитый такими
«пиратами», школьник будет сильнее утомляться.
Грубый контрафакт – это откровенная
подделка под продукцию известных издательств
учебной литературы. Он опасен прежде всего для
здоровья детей.
Существует несколько признаков, по которым можно
безошибочно определить грубый контрафакт:
– Первый признак: плохая серая, ломкая
бумага, напоминающая газетную. Учебники ведущих
издательств учебной литературы печатаются
только на белой бумаге высокого качества.
– Второй признак: низкое качество
фотографий. Достаточно раскрыть учебник и
внимательно рассмотреть снимки. Обратите особое
внимание на детали заднего плана. В легальных
учебниках все они четко пропечатаны. Старые
фотографии для учебников истории проходят
дополнительную обработку на компьютере. Вы
увидите не только руки и головы людей на заднем
плане, но даже деревья на горизонте. «Пираты» же,
как правило, применяют технику сканирования,
размывающую мелкие детали. Если вы смотрите на
фотографию и не можете определить, кто стоит за
плечом у Ленина – Дзержинский или Крупская,
перед вами грубый контрафакт.
– Третий признак: низкое качество
печати. Это хорошо заметно по цветным
иллюстрациям, картам, вкладкам и т.п. Для учебной
литературы в этом отношении существуют строгие
нормативы. Цветная краска не должна выходить за
границы нарисованного объекта. Краски не должны
накладываться друг на друга. Например, если на
географической карте цвета одной страны
накладываются на цвета другой – это первый
признак нелегально напечатанного учебника.
– Четвертый признак: толстая и тяжелая
обложка контрафактных учебников. Издательства
учебной литературы используют для обложек
только тонкий картон высокого качества.
Если вы покупаете школьные учебники на лотке,
обязательно пересмотрите все книги, которые
собираетесь купить. Сегодня на одном лотке
бывают сложены вместе одни и те же наименования
контрафактных и легальных учебников.
...А наказать невозможно
Сегодня не существует закона,
регулирующего издательскую деятельность
На Западе нарушение авторского права
приравнивается к нарушению прав собственности,
то есть к краже. И наказываются «пираты» (чем бы
они ни промышляли – книгами, компакт-дисками и
т.п.) гораздо более жестко, чем в России: за
контрафакт можно получить до десяти лет тюрьмы.
Обязательным условием для вступления России в
различные международные организации, например
ВТО, является борьба с пиратской продукцией на
своей территории.
Некоторые шаги в этом направлении
предпринимаются. Совсем недавно, 28 июля 2004 года,
вступили в силу поправки в Закон РФ «Об авторском
праве и смежных правах». Изменено понятие
«общественного достояния». На CD или DVD с записями
хорошо знакомого россиянам кино нередко было
написано «Фильм перешел в общественное
достояние на территории Российской Федерации».
Это относилось к произведениям иностранных
авторов, изданных за рубежом до присоединения
СССР в 1973 году к Женевской конвенции. Их можно
было издавать, воспроизводить, публиковать, не
заручившись согласием правообладателей:
издателя, автора или его наследников. Поправка в
Закон «Об авторском праве и смежных правах»
исключает все эти книги, фильмы и т.п. из понятия
«общественное достояние». Теперь любое
издательство должно заключать договор с каждым
иностранным правообладателем. Правда, новая
редакция Закона «Об авторском праве и смежных
правах» говорит о том, что новая норма авторского
права вводится не с определенной отсрочкой, а
сразу после опубликования закона. Получается,
что в течение ближайшего года некоторые издания
– уже подготовленные к печати или выходящие из
типографии – могут оказаться «контрафактными
поневоле». Юристы признают, что в законе
следовало бы прописать отсрочку действия этой
нормы авторского права. За это время честные
издательства сумели бы найти правообладателей и
заключить с ними договор на произведения,
переставшие быть с июля 2004 г. «общественным
достоянием».
Однако не эта поправка в закон служит главной
лазейкой для контрафактчиков. С февраля 2002 года
отменено лицензирование издательской
деятельности в целях упрощения
предпринимательства. Раньше издательство или
фирма, вписавшая в свой устав издательскую
деятельность, должна была пройти регистрацию,
оформить документы и получить лицензию. За
определенные нарушения она могла быть отозвана.
Сегодня книгоизданием вправе заниматься все.
Поэтому на рынок вышло много фирм, которые,
сорвав куш на печатании пиратских тиражей, потом
исчезают. Действует такая модель:
фирма-однодневка заказывает типографии крупный
контрафактный тираж учебников, забирает его,
распространяет по дилерам и… испаряется.
Типографии сегодня не обязаны требовать у
издателей копии авторских договоров,
подтверждающих наличие авторских прав. Принимая
заказ в печать, типографиям приходится верить
заказчикам на слово. Правда, в типографии, где
дорожат своей репутацией, заказчика попросят
предоставить правоустанавливающие документы.
Всякий раз, когда контрафактный тираж учебников
бывал арестован в типографии, работники не
получали ничего за работу. А если к тому же на
пиратских книжках были проставлены неверные
выходные данные (например, учебник печатался в
Санкт-Петербурге, а указывался Саратовский
полиграфкомбинат), то руководители типографии
становились фигурантами уголовного дела вместе
с контрафактчиками.
Сегодня не существует законодательных актов,
регулирующих издательскую деятельность. В
течение длительного времени издателями ставился
вопрос о принятии Закона об издательской
деятельности.
Юристы считают, что в этом законе могла бы быть
оговорена обязанность издательства указывать в
выходных данных книги информацию об издателе и
типографии, а также ответственность для тех, кто
эту норму нарушил. Пока же в этом случае пиратам
стало бы труднее заниматься контрафактным
бизнесом, а работникам типографий – легче
принимать решения. Ведь в пункте 3.3.7 ГОСТа 7.4–95
«Издания. Выходные сведения» установлено, что
выпускные данные могут (но вовсе не должны. –
«ПС») включать имя и полный почтовый адрес
издателя, название и полный адрес
полиграфического предприятия...
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|