СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
Пояс потуже, карман пошире
Рекомендации Мирового банка по борьбе
с бедностью в России нашим экономистам не
понравились. И они предложили свои...
В Государственном университете Высшая
школа экономики (ВШЭ) состоялась презентация
доклада Всемирного банка по оценке бедности в
России. Доклад представил ведущий экономист
банка Радван Шабан. Этот документ должен помочь
российскому правительству понять, как сократить
к 2007 году число бедных вдвое. В докладе
исследуется природа бедности в масштабах страны
и на региональном уровне и рассматриваются две
стратегии сокращения бедности. Первая –
экономический рост, развитие производства.
Вторая – адресная социальная поддержка.
Дефолт как точка отсчета
Какова статистическая картина
российской бедности?
В 1999 году, после дефолта 1998-го, уровень бедности
достиг наивысшей отметки за всю новейшую историю
России – 41,5% от всего населения страны. За период
с 1999 г. по 2002 г. количество бедных сократилось до
19,6%.
За этот срок использование производственных
мощностей возросло примерно на 20–30%, безработица
сократилась с 13,2% до 8,2%, увеличивались зарплаты и
снижались задолженности по ним.
Теперь к категории бедных относится каждый пятый
житель нашей страны. При этом в регионах доля
бедного населения может существенно
различаться.
Северный Кавказ, север Сибири, Центральная
Россия – здесь процент бедных может доходить до
50.
Нефтеносные области Сибири, Дальний Восток,
европейский Север – здесь бедных может быть
всего 3,1 %.
Большинство бедных россиян – трудоспособные
работающие люди. Чуть больше половины из них
живут в городах, остальные – в поселках
городского типа и деревнях. Максимальное число
работников, получающих зарплату меньше
прожиточного минимума, – в отраслях образования,
культуры, здравоохранения.
Именно тот факт, что работа и образование не
гарантируют людям достойного уровня жизни,
делает картину российской бедности отличной от
той, что наблюдается в других странах. Поэтому
традиционные экономические методы борьбы –
сокращение безработицы, обеспечение занятости,
повышение уровня образования – оказываются
неэффективными.
Меньше пособий?
Какими могут быть пути выхода из
кризиса?
Участники “круглого стола” раскритиковали
рекомендации Всемирного банка по
совершенствованию социальной поддержки
малоимущих граждан.
“Требуется коренная перестройка бюджетной
сферы”, – высказался руководитель центра
трудовых исследований ВШЭ Владимир Гимпельсон.
Избегая напрямую говорить о сокращении кадров,
он отметил, что в некоторых областях страны, как
правило депрессивных, врачи и учителя составляют
10–12% от общего числа занятых. А это в 3–4 раза
больше по сравнению с экономически развитыми
регионами.
“Государство, – считает Гимпельсон, – никак не
ограничивает этот бессмысленный рост занятых в
бюджетной сфере и тем самым генерирует
бедность”.
“Что лучше: интегрировать безработных в рынок
труда или платить им адресное пособие?” –
поставила вопрос директор научных программ
Независимого института социальной политики
Лилия Овчарова. И сама же на него ответила:
“Лучше низкооплачиваемая занятость, чем
социальная подпитка безработных”.
Свой тезис госпожа Овчарова проиллюстрировала
примером: в Томской области безработные сельские
граждане получают дрова бесплатно, а трудящиеся
– с 50-процентной скидкой. Возникает вопрос: кто
будет платить за дрова, если можно получить их
даром?
“Чем больше пособий, тем больше неработающих”,
– жестко резюмировала заместитель директора по
научной работе Института комплексных социальных
исследований РАН Наталья Тихонова.
К сожалению, в высказываниях экономистов есть
доля истины. Как показывают исследования,
адресная социальная помощь охватывает не более
трети реально нуждающихся. Остальное приходится
на самые благополучные слои населения. Однако
нельзя же из-за несовершенства системы
социальной поддержки оставлять людей без
средств к существованию!
С учетом российской специфики
Сокращение бедности вдвое к 2007 году –
цель потенциально достижимая, однако крайне
сложная, считают эксперты Мирового банка. По их
мнению, для этого необходимы: улучшение делового
климата, формирование равных условий для
конкуренции, способствующих созданию рабочих
мест на малых и средних предприятиях, сокращение
налогового бремени, обеспечение независимости
судебной власти и главенства закона и вступление
России в ВТО.
Одобряя в целом все перечисленные меры,
некоторые участники “круглого стола” в то же
время отмечали трудности их воплощения в жизнь
из-за все той же российской специфики.
Например, создание новых рабочих мест на малых и
средних предприятиях. “Насоздавать” их можно
сколько угодно, проблема здесь не в количестве, а
в качестве: величине зарплаты, стабильности
самой работы, социальных гарантиях.
Другая проблема связана с трудоустройством
жителей периферийных сельских районов и целых
депрессивных регионов. Высказывались мнения, что
в некоторых случаях эффективными могут
оказаться не программы экономического развития
той или иной территории, а программы содействия
миграции в более перспективные регионы.
Гораздо меньше внимания в ходе обсуждения
доклада уделялось перспективам развития
бедности в свете монетизации льгот и
разграничения предметов ведения между
различными уровнями власти. И все-таки некоторые
мысли прозвучали.
Директор Центра фискальной политики Галина
Курляндская сказала, что региональные власти,
ведущие популистскую политику, не решаются
сокращать категории льготников. И добавила:
“Может быть, в этом плане укрепление вертикали
власти пойдет на пользу”.
Закончилось обсуждение и вовсе экзотическим
предложением ведущего научного сотрудника ИМЭМО
РАН Ростислава Копелюшникова. Он считает, что
следует пересмотреть... величину прожиточного
минимума в нашей стране. Из-за того что завышена,
считает Копелюшников, у нас так много бедных…
Подводя итоги обсуждения, научный руководитель
ГУ ВШЭ Евгений Ясин сказал: “Сокращение бедности
зависит от повышения производительности, от
экономического роста, а никоим образом не от
перераспределения доходов. Это создает стимул
для поиска заработков, а не для критики
правительства или разоблачения олигархов.
Уровень бедности также зависит от состояния
здравоохранения и образования. Рост
государственных инвестиций в эти сферы
способствует преодолению бедности больше, чем
социальные пособия”.
Доклад Всемирного банка подготовлен на основе
анализа динамики бедности в России, который
проводился российскими и международными
экспертами в течение последних двух лет в рамках
совместного проекта Всемирного банка,
Департамента международного развития
Великобритании и группы специалистов
Правительства РФ, включающей представителей
Министерства труда и социального развития,
Госкомстата, Министерства экономического
развития и торговли и Министерства финансов.
Авторам доклада была предоставлена возможность
использовать обширные макроэкономические
данные за 1997–2002 годы из “Обследования бюджетов
домашних хозяйств”, которое регулярно
проводится в России с 1952 года.
Кроме того, доклад представляет собой
практически первую попытку анализа данных о
бедности, собранных в рамках НОБУС –
обследования участия домохозяйств в социальных
программах, проведенного Госкомстатом в 2003 году.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|