КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА
ПОСЛЕДНИЙ ПОКЛОН
Вечность доброты.
Памяти Виктора Розова
Вчера Москва простилась с Виктором
Сергеевичем Розовым...
Солдат. Фронтовик. Человек драгоценной чистоты. О
таких людях сказано мудрецом: “Есть люди
чудесного, райского типа, с душой до
грехопадения, детски простые и непосредственные,
чуждые всякой лжи и злобы”.
Вернувшись с фронта израненным, еле живым, он жил
в холодной келье Зачатьевского монастыря, и
оттуда он явил мировой сцене пьесы бесконечно
талантливые, бесконечно добрые. Истоки розовских
пьес уходят и к Островскому, и к костромскому
детству, и в госпитальные ночи.
Его пьесы не льстили русскому человеку, но
возвышали его. Они говорили о верности, о любви, о
дружбе. О вечности доброты. Вслушайтесь в
названия его пьес: “Вечно живые”, “В добрый
путь!”, “В поисках радости”.
Виктор Сергеевич любил повторять: “Искусство –
это прежде всего свет”. Я не театровед и многого
не знаю, но скажите, люди знающие, назовите мне
тех современных “успешных” драматургов,
которые наследовали розовский свет, его
чистосердечие и любовь к зрителю. Если
“розовская школа” жива, то где она в театре, на
экране?
Розов страшно переживал все, что произошло с
нашей Родиной. “То, что выносит наш народ, –
говорил Виктор Сергеевич, – могут вынести только
святые”. Свои выступления в последние годы он
заканчивал так: “Я старый человек, но все же
надеюсь дожить до того времени, когда мне не
будет стыдно за свою страну”.
Вот ведь как страшно: нам нечем утешить наших
стариков.
Отвратительно, когда государство отказывает
людям в заслуженных льготах. Но еще более
непростительный грех – это отказывать им в
надежде.
И все-таки Виктор Сергеевич заповедал нам не
унывать и не отчаиваться. Он напоминал: “Царство
Божие внутри нас… Я убежден, что в жизни так
много прекрасного, что человек просто обязан
быть счастлив. Мы порой слепы к истинным радостям
– к любви, к дружбе, к состраданию, к возможности
оказать бескорыстную помощь… Слепы и оттого
несчастны…”
Мне посчастливилось повидаться с Виктором
Сергеевичем всего лишь однажды – два года назад,
слякотным февралем. Он уже сильно болел, меня
встретила на пороге Надежда Варфоломеевна –
любимая, друг, жена Виктора Сергеевича. Они
прожили вместе почти семьдесят лет! А
познакомились на новогоднем вечере в 1935 году.
Поженились в сорок пятом. Несколько лет назад
Надежда Варфоломеевна вспомнила в стихах о том
далеком дне:
…Послевоенный сорок пятый
Соединил нас с ним навек.
Тогда – невидный, небогатый,
Но очень добрый человек!
Он выжил всем смертям назло,
Мне в жизни очень повезло:
Из всех подарков Дед Морозов –
Большой и самый дорогой,
Конечно, это – Виктор Розов,
Мне предназначенный судьбой...
Меня встретили очень ласково, хотя я пришел
буквально с улицы. Я спросил, можно ли подарить
цветы Виктору Сергеевичу. “Он, кажется, дремлет.
Сейчас посмотрю…” Надежда Варфоломеевна ушла в
комнату, и я услышал, как она нежно сказала:
“Витюша, тебе такую красивую розу принес молодой
человек…”
Простите нас, Виктор Сергеевич…
Дмитрий ШЕВАРОВ
Учитель. Мы так не называли его, хотя он
действительно был Учителем. Учил студентов в
Литературном институте. Учил жизни зрителей и
актеров – через свои пьесы. Учил каждого быть
человеком, соблюдая простые как будто, но такие
нелегкие в повседневности правила: важно не кем,
но каким быть; вывеска не нужна – просто человек
нужен.
Правила чрезвычайно ценил, что теперь не модно,
равно как и то, что было для него не просто словом:
честь, совесть, истина.
И все это – не в пустых декларациях, без
утомительных назиданий. Учил собой, опытом своей
жизни.
Розов любил повторять: “Я – счастливый
человек”. Родился в праздник; не погиб в юности
от голода и болезней. Актер Театра Революции
добровольцем ушел на фронт; получил такое
ранение, что чудом остался жив, а со сценой
пришлось проститься. Но без театра он жить не мог
и стал ему служить отныне как автор.
Написав поначалу пьесу, которую назовет позже
«Вечно живые», Розов предложил затем театрам то,
что так было нужно времени: новых и юных людей,
новую мораль, новое отношение к миру. Розовские
мальчики – герои “Доброго часа”, в “Поисках
радости”, “Неравного боя” и многих других –
заполнили зал и сцену; росли, мужали, сменялись
другими героями, но навсегда остались символом
оттепели, той поры, полной тревоги и ожиданий.
У Розова был дар истинного Учителя – говорить с
молодыми о них самих, о себе, обо всем в жизни без
скидок на возраст и положение, без дидактики и
игры, прямо, бесстрашно. Так же, впрочем, как и с
другими, он не менялся, не пристраивался к
аудитории, где бы ни выступал, о чем бы ни писал.
Везде был самим собой, что вызывало доверие у
юных скептиков и уважение у тех, кто с ним был не
согласен.
Таковых всегда было немало, и вообще жизнь его
гладкой и безоблачной не была. После голодной и
неустроенной молодости, став знаменитым и
желанным автором всей страны, он получал свою
порцию запретов и подозрений, платил здоровьем
за свое театральное счастье. А потом, уже в
“новой жизни”, многого не приняв в ней, встречал
порой отчуждение у бывших друзей.
Но у него был всегда один бог – справедливость,
как он ее понимал, и главный закон – жизнелюбие,
чему он хотел бы не научить, но передать это нам.
До конца дней, больной, необратимо терявший силы,
но сохранявший ясный и острый свой ум, он был
собой. Он был рядом, и это рождало особое чувство,
как у Чехова, которому легче было жить оттого, что
рядом существовал Лев Толстой. Был человек
неравнодушный, с вечным нравственным
беспокойством, из тех, кому можно довериться, на
чье мнение положиться. Русский писатель.
Уходящая ныне натура…
Татьяна ШАХ-АЗИЗОВА
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|