УЧИТЕЛЬСКОЕ ЧТЕНИЕ
Сорок лет назад, в 1964 году, вышла в свет
одна из лучших книг о том, как видится школа
изнутри – с точки зрения школьного учителя.
Самое удивительное, что школа, про которую
рассказала американская учительница Бел
Кауфман, оказалась очень похожей на русскую,
английскую, французскую – на все школы мира. А
название книги как нельзя лучше отражает
парадоксальную школьную действительность:
“Вверх по лестнице, ведущей вниз”.
Сколько человек за сорок лет прочитали книгу
Кауфман? Миллионы? Десятки миллионов? Сотни?
Сколько учителей благодаря этой книге нашли свой
путь к детям? Сегодня, в День учителя, мы
предлагаем вашему вниманию взгляды двух
педагогов на это произведение. Один текст в виде
личных “заметок на полях”: рассуждения о
собственном опыте, родившиеся во время чтения.
Второй – подборка цитат из любимой книги:
оказывается, что собственные мысли можно
изложить, выбрав самые главные именно для тебя
фразы.
“Пусть это вдохновит вас на подвиг!”
Из книги Бел Кауфман “Вверх по лестнице,
ведущей вниз”
Странное заведение – школа.
Она стала такой привычной для каждого из нас, что
парадоксы, с которыми мы там встречаемся, часто
воспринимаются как норма.
Ну скажите, где еще, кроме школы, можно встретить
лестницы, ведущие в одном направлении?
Несведущий человек, встретившись с подобным
правилом, растеряется: разве такое может быть?
Может. Если эта лестница расположена в школьном
здании. Если, по мнению директора, подобное
распоряжение снижает вероятность травматизма.
Иначе, мол, дети будут сталкивать друг друга,
возникнут пробки при движении, а этого в школе
никак нельзя допустить. О том, что в обычной жизни
дети будут ходить по разным лестницам, в том
числе по очень узким, и им не мешает научиться
вырабатывать свои собственные правила
передвижения, в школах задумываются редко. А зря.
За прошедшие сорок лет школа мало изменилась.
Лестницы правил и распоряжений продолжают вести
в одном направлении. А учителя и дети –
напряженно, нарушая приказы, пытаются идти в
другом.
Борьба с нелепыми правилами объединяет взрослых
и детей. А чувство юмора придает школьной жизни
особый, ни с чем не сравнимый колорит.
В книге, о которой идет речь, главная героиня мисс
Баррет рассказывает о том, с чем ей пришлось
столкнуться в самом начале педагогической
деятельности. Текст собран из приказов
руководства, писем детей и учителей друг другу.
Обрывочные фразы постепенно рассказывают
читателю о проблемах системы образования.
Американской? Российской? Судите сами. Итак…
Привет, училка!
– Вы – Баррет?
– Что это у тебя?
– Пропуск, я опоздал.
– Но так нельзя, почему ты кидаешь его мне на
стол?
– Я невоспитанный...
– Я никому не разрешаю так со мной разговаривать.
– Вам легко – вы учительница.
Учительница. Есть два слова,
которые никогда не следует употреблять. Одно из
них – “муровое”, а другое – “модерновое”.
Ученик. А что это за слова?
– Пишите печатными буквами, чернилами. Сначала
свое имя, фамилию... Вопросы есть?
– Чернилами или карандашом?
– Печатными буквами?
– Мальчик на задней парте, перестань стучать
крышкой, я к тебе обращаюсь!
– Ну я упал, и что тут смешного? Заткнитесь,
болваны, а то я вы-
тряхну из вас мозги!
– Тебе больно?
– Нет, только голову немного ушиб.
– Привет, училка, вы вернулись? – здоровается со
мною один из моих мальчишек.
– Я не “училка”, а учительница. И у меня есть имя.
Тебе бы понравилось, если б я обратилась к тебе:
“Привет, зубрилка!”?
– Еще как!
– Почему?
– Значит, вы наша.
Мне хотелось создать в классе атмосферу теплоты
и взаимного уважения. Начну, думалось мне, с
разговора о внешнем виде человека, о его
манерах... перейду к хорошей дикции и умению
выражать свои мысли. Так я думала. Оказалось, что
я даже не смогла проверить, все ли в классе...
Больше всего времени у меня занимает вовсе не
преподавание. Известна ли тебе хоть одна
профессия, где бы высококвалифицированные
специалисты раскладывали карточки по алфавиту,
разносили извещения, сторожили столовую?
Пробивалась, пробивалась я сквозь кипу
рапортичек “сдать до трех часов”, но теперь-то я
знаю, что с ними делать: выбрасываю в корзинку. И
местный жаргон осваиваю. Я уже понимаю, что
“наглядные пособия” – это журнальные обложки,
“расширенный учебный план” – обычное
расписание уроков, а то, что “оценка учащихся
предопределяется целевой установкой обучения и
его высоким уровнем”, по существу значит:
приходит ученик на уроки, ставьте ему проходной
балл.
Внутришкольная переписка
Из 304-й в 508-ю
Дорогая Беа! Собираюсь по-
слать директору списки своих классов. Среди моих
учеников оказались исключенные, незачисленные,
пропущенные, блуждающие и отсутствующие, и
все-таки набралось 223 человека в предметных
классах и 46 в том, где я классная наставница.
Отсеется ли кто-нибудь завтра? Может быть, я?
Сил
Из 508-й в 304-ю
Не смейте и думать об этом! Вы нам нужны. Сегодня
всего лишь первый день. Вы привыкнете. Радости
появятся позже – от самих учеников, причем от
тех, от кого меньше всего ожидаешь.
Беа
ОТ Джеймса Дж. Макхаби
КОМУ: Всем учителям.
После классного часа направлять ко мне всех
учеников, покинувших школу без разрешения.
Из 304-й в 508-ю
Беа! Что касается последнего указания, с
радостью бы выполнила его, но как же послать
ребят, которых нет?
Потрясенная
Из 508-й в 304-ю
Дорогая Потрясенная!
Пусть это вдохновит вас на подвиг!
Беа
Так звучит мысль
И была такая светлая минута, когда мне удалось
пробудить мысль класса... У нас разгорелся
оживленный спор... Когда раздался звонок, дети
сердито заворчали, и это было мне величайшей
наградой. Столпившись в дверях, они
расчирикались, как воробьи. И кто вдруг предстал
перед нами? Адмирал Осел (завуч).
– Что за шум?
– Так звучит мысль, – ответила я.
Потом в ящике для писем я нашла его записку, копии
которой он направил директору и, кто знает, может
быть, в Совет по образованию. Вот она:
“Я обратил внимание, что класс, входящий в вашу
комнату, задерживается из-за того, что ученики,
выходящие из вашей комнаты, выходят
дезорганизованно, без надобности толпясь в
дверях и разговаривая. Учитель, чей класс выходит
из комнаты, несет ответственность за
упорядоченное движение в коридоре”.
Оказывается, как это ни странно, разговоры
категорически противопоказаны учебному
заведению.
Такие разные дети
Не могу понять, почему я так пекусь о Фероне,
самом недисциплинированном парне в школе. Может
быть, потому, что я чувствую в нем тот же
внутренний протест, который гложет меня?
Пока все они для меня – простое море лиц, и только
при сильных порывах ветра возникает то одна, то
другая мордашка...
Начинаю запоминать их имена и разбираться в том,
что их волнует. Мне даже кажется, что я могу
помочь им, если только они мне это позволят. Но я
все еще Чужая и Враг; я еще не прошла испытание.
Враг Эдди Уильямса – потому что у меня белая
кожа; Джо Фероне – потому что я учительница;
Вивиан Пейн – потому что я худая.
Приглашаю вас посетить мой класс “почетных
шекспироведов” или “способных
старшеклассников” (СС) – вы не поверите, что они
из той же школы. Впрочем, такие ребята пробьются и
без моей помощи. Для меня большая радость, когда
вдруг блеснет мысль у отстающего ученика или
когда пассивный или враждебно настроенный
ученик неожиданно поднимет дрожащую руку.
О сливках заботиться нет нужды. Они всегда будут
сверху. Хорошие учителя требуются для снятого
молока.
Любовь – высшее человеческое чувство. Оно
требует взаимности. Я хотела, чтобы все мои ученики
любили меня, все – от А (Ален) до Я (Янг) по
классному журналу. “Полюбите и вы нас”, –
просили они. Но у меня не было к ним подлинных
чувств. “Полюбите меня, полюбите меня!” –
призывали Алиса, Вивиан, все остальные. Может
быть, теперь я сумею.
И этот урок преподал мне Фероне. Мы обменялись
ролями. Не я ему, а он мне был нужен, чтобы
заставить меня почувствовать и понять.
Что даст мне это понимание? Как-то в столе находок
я увидела дневник девочки, на обложке которого
было выведено карандашом: “Не трогать! Личное!
Частное! Штраф!” Штраф за прикосновение к чему-то
сокровенному слишком велик. Груз любви ко всем
фероне, ждущим меня в классе, невыносим. Куда как
лучше подниматься на кафедру в университете,
просматривая свои аккуратные конспекты.
Я устала.
Почему мне удается выстоять
Пройдите по коридорам. Послушайте у дверей
классов. В одном – разговор об истоках греческой
трагедии, в другом – грамматические упражнения,
в третьем – хор голосов, спрягающих французские
глаголы. Еще в одном тишина: решается
математическая задача.
Сколько бы ни было бессмысленно растраченного
времени, тупости, невежества, злоупотреблений,
сколько бы ни было огорчений, все можно вынести,
потому что нет ничего более прекрасного, чем
школа. В каждом классе, на каждом этаже здесь
происходит нечто очень важное – молодежь
вступает в мир знаний.
Вот почему мне удается выстоять. И вам тоже.
...Наше будущее сидит сейчас за партами в школе. В
каком-то классе, в одной из школ – нет, в каждой
школе – ребят по-прежнему учит мисс Баррет. И
несмотря на трудности, которые переживают все
школы мира, образование идет вперед – благодаря
тысячам преданных своему делу учителей, которые
упорно поднимаются вверх по нескончаемой
лестнице. Им я и посвящаю свою книгу.
Елена ЛИТВЯК
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|