ПЕДАГОГИКА КАК МУЗЫКА
Чистая педагогическая интонация… Кто
не стремится к ней! Подразумевают чаще всего
точность, ясность и правильность учительского
воздействия – характеристики внешние,
технологические. Если напрямую нацелиться на
них, неизбежно потеряешь свободу,
естественность, а с ними и смысл общения. Нужна
искренность. Не откровенность среди лжи, а
любовное взаимопроникновение человеческих душ.
Такое бывает, когда поешь с друзьями. Голоса то
расходятся, то сливаются, и люди – звуки музыки
одной. Даже когда поют непрофессионально, когда
мелодии просты, а слова незамысловаты, приходит
доверчивость и задушевность. Бог знает, какая
наша наивность или странность может зацепить
ученика за живое. Любая самодеятельность,
которой мы и значения-то серьезного не придаем…
Чистый звук
Дети всегда слышат музыку, которая внутри
нас. И беда, если в ней есть фальшивые ноты
Ученичество – это музицирование
«Что мне нравится в черных лебедях, так это их
красный нос». В одной этой фразе Юрия Коваля
проявляется его абсолютный педагогический слух.
Ведь гармония школы не в ритмах смены предметов и
педагогов, не в иерархии – десятиклассник ученее
пятиклассника – и не в чередовании урочного и
внеурочного времени. Гармония, эта очищающая
потусторонность, свойственная музыке, всегда
возникает между строк.
«Ты кто?» – спрашивают человека. «Я музыкант», –
отвечает он. «Тогда сыграй что-нибудь!» И он
играет: музыкант всегда в состоянии готовности,
музыка находится внутри его. А вот с учеником
почему-то не так. «Ты кто?» – «Я ученик». – «Ну
выучи что-нибудь!» Абсурд.
А ведь процесс обучения тоже идет все время! И
урок, и внеурочное время – все это учебный
процесс. Классная комната, коридор, столовая,
лестница, пространство около школы – маховик
познания крутится везде. Кто-то его запустил,
кто-то задал движению тональность и ритм (и это,
конечно, не учитель и не родитель). Ученичество –
природой отпущенное состояние человеческое –
сродни музицированию, обретению и оформлению
какого-то внутреннего ощущения. Однако в школу
ученик ходит вовсе не затем, чтобы
профессионально развить в себе творческое
состояние. А затем, чтобы поскорее эту школу
закончить. Школа для него не естественное
продолжение мира, а иной мир, куда направляются с
опаской и с оглядкой.
Играет – значит, может
Говоря научным языком, школа потому неадекватна
ребенку, что предпочитает фактуальность и
недооценивает процессуальность. Она просто
помешана на результате. Показательная аналогия:
популярная музыка, «Фабрика звезд». Штампуется
Поющий человек. Он не писал ни текста, ни музыки.
Его голос создан человеком, сидящим за
компьютером; его визуальный образ создан
стилистом. Сам он – часть готового продукта, а
всё вместе – работа на продукт. Серьезные люди
такую музыку не воспринимают: музыка невозможна
без индивидуальности! Зато такую школу почему-то
делают.
В школе говорят: «Ты сначала писать нормально,
без ошибок научись, а потом свои мысли будешь
высказывать». Как будто право на свои мысли
напрямую связано с речевыми навыками. Учиться –
находиться в процессе восприятия, анализа,
выражения. Но учат знать. Юный музыкант, например,
играет вещи, написанные настоящими
композиторами, хотя он еще не имеет
соответствующего документа о том, что он
музыкант. Играет – значит, может. Более технично,
менее технично, выразительно или не очень, но
силится вступить в диалог с маэстро. Не так
счастлив обучающийся физике в школе. Он ничего
самостоятельного и цельного «не сыграет» вплоть
до той поры, пока всю физику охватит – уже в
специальном вузе. В школе же учение идет в
условиях вдалбливания. Бедная, бедная,
немузыкальная наша школа!
Правило хорошего тона
Феномен знаменитой бардовской плеяды из МГПИ,
явление Кима, Якушевой, Визбора, Егорова и других
замечательных людей можно рассматривать как
счастливое соединение звезд в московском небе
пятидесятых годов. Но точнее, это закономерный
результат доверия индивидуальности, откровению,
задушевности. Песни лишь попутный выплеск того
мощного процесса, который эти люди вокруг себя
создавали и в котором сами оказывались. Спорили,
путешествовали, диссидентствовали – жили в
подвижной размышляющей среде, где творчество
было правилом хорошего тона, а результат – песни
– появлялся спонтанно, походя.
Ясно, что в МГПИ не готовили и не готовят
профессиональных писателей и музыкантов, как,
впрочем, и в школе. Ясно и то, что никто изначально
не умеет играть на инструментах или писать стихи.
Чтобы человек сказал себе: «Дай-ка и я попробую»,
он должен почувствовать за собой право исполнить
музыку, право спеть, сказать стихами – тут нужна
высокая самооценка, ощущение, диаметрально
противоположное школьным морально-этическим
прививкам. Но потому и любят талант, что он
признает за каждым право встать рядом и выше.
Первые места в искусстве всегда свободны.
Вершины открыты, милости просим!
Потолок в алмазах
Люди из мира искусства полагают, что музыкальные
конкурсы и музыкальные премии – это
привнесенные государством элементы управления
искусством. Эталонность и оценочность чужды
искусству. Это признак его свободы. Педагогика,
напротив, упрямо цепляется за эталон. Отличные
результаты экзаменов – это что? Отличный ученик
или отличный учитель? А может, это отлично
подходящий данному человеку образовательный
стандарт? Педагогика отменяет свободу. Мы
принципиально не свободны ни в том, чему учим
детей, ни в том, по каким параметрам их оцениваем.
В самом деле, почему мы не учитываем «на выходе»
рост ребенка, его вес, уровень тревожности?
Абсурд? Но разве менее абсурдно оценивать
скорость выполнения заданий, память и
удачливость – то, что проверяется на ЕГЭ? Вот и
выходит, что лучше не думать. Точнее, не слышать:
«Ась? Я малость приглушенный, не понял!»
Не притворяйтесь! Все неглухие люди способны
соотносить свои слуховые ощущения с некой
парадигмой звуков. В каждом из нас живут звуковые
ощущения. Чтобы их понимать и воспроизводить,
надо тренироваться. Но вот именно развитие
педагогического слуха у нас страдает. Услышать
чисто – уже немало. Взять звук, который хочешь,
труднее.
Мы, учителя, можем сомневаться в собственных
способностях. Но нужно быть честным с собой,
понимая, что у детей, не испорченных ложью и
обманом, этот слух, это чувство истинности еще не
притуплено. Дети слышат все. И дай бог, чтобы в
нашем голосе не было фальши.
Людмила КОЖУРИНА
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|