Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №64/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

ПАРАДОКСЫ ПРОФЕССИИ

У трудного времени есть одно достоинство: это хорошее время для понимания того, что чего стоит. Трудное время для школы позволяет понять многое, не бросавшееся в глаза прежде.
В свое время манифест «Педагогика сотрудничества» подчеркивал: «В школе всегда были учителя-предметники и учителя-воспитатели: одни идут с предметом к детям, а другие – с детьми к предмету…»
На этой странице – две публикации, обращенные к обеим обозначенным учительским позициям.
Одна из статей открывает новую рубрику, где начинаем разговор о школьных предметах. О том, что важного высветилось в них за последнее десятилетие, об их обнажившихся проблемах, об их приоткрывшихся особых педагогических возможностях.
Другое же размышление о профессии учителя принадлежит выдающемуся современному дидакту, петербургскому педагогу Елене Васильевне Яновицкой (большой материал о разработанной ею дидактике разноуровневого обучения мы опубликовали год назад). В сегодняшнем разговоре с Еленой Васильевной мы обсуждаем те обстоятельства в жизни учителя, которые в том или ином преломлении характерны для большинства педагогических систем, связанных с идеями педагогики сотрудничества. Защищает ли интересы учителя система, защищающая интересы ученика? Улучшает ли его положение – или наоборот?

Как учителю перейти из отстающих в успевающие
Секреты дидактики Елены Яновицкой

Главное дело учителя

В традиционной дидактике проблема учителя или не затрагивалась вообще, или не разрабатывалась подробно. Предполагалось, что здесь и нет особой проблемы. А при этом учителей, недовольных своей профессией, значительно больше, чем тех, кто имеет спокойную уверенность в себе и получает удовольствие от успешного исполнения своей работы. Но, по моему убеждению, нормальная дидактика, ориентированная на успешность всех учеников, нормальная система преподавания защищает интересы учителя в не меньшей мере, чем интересы ребенка.
Смотрите: у актера заработная плата еще меньше, чем у учителя. Молодые выпускники театральных студий получают мизерные деньги. Однако они с радостью идут на сцену. И труд их почетен, куда как трудно стать профессиональным артистом. В чем же дело? Видимо, еще и в том, что артист ощущает отдачу от зрителей. Успех у артиста создает радостное чувство, остающееся в памяти на всю жизнь. Оно опять и опять тянет его на сцену. И если в другой раз он сталкивается с неудачей – он ночей не спит, ищет, что же изменить ради возвращения того чувства.
Для учителя такая ситуация не предполагается. Его не учили такой отклик получать, а обычная система работы, построенная на домашних заданиях, контроле их исполнения, выслушивании учеников по одному у доски, учителю не поможет. Времени катастрофически не хватает, большинству учеников происходящее безразлично, даже удержать ситуацию в классе в рамках приличий не так просто…
У учителя, даже если он на уроке внешне спокоен, внимание всегда рассредоточено по большому количеству объектов, его ум постоянно готов к быстрому реагированию на непрерывно меняющиеся ситуации, память стремится удержать все намеченное, иначе что-то будет упущено. Органы основных пяти чувств обострены чрезвычайно. Накал таких переживаний, как чувство ответственности, чести, стыда, радости, гнева и т.д., не-
имоверно возрастает вследствие любых непредвиденных поступков учащихся. Учитель надеется на одну реплику, а получает другую. В обычном состоянии это его страшно травмирует. Ему начинает казаться, что над ним издеваются. Ты, как идиот, наизнанку вывернулся, все им показал – а они такую муть выдают… Возникает ощущение безвыходности. Учитель уходит с такого урока с ощущением внутренней пустоты, в состоянии страшной подавленности. А потом дал контрольную работу – и видит, что из тридцати учеников десять написали на двойку… Здесь у учителя зарождается и чувство своей ненужности, и чувство бесперспективности своей деятельности.
Поэтому учителю важно привыкнуть, что его главное дело – не контроль, не назидание, не требовательность, а помощь. И если у него в руках эффективная технология, позволяющая учить так, чтобы учиться хотелось и училось успешно, тогда он обнаружит, что в силах помочь каждому: нужно только привыкнуть выделять простейшие шаги, где тот или иной ребенок может не понять, споткнуться, и не проскакивать их. С мизерных вроде бы успехов самых слабых учеников постепенно почти на каждом уроке разгорается общее чувство удачи, невероятнейшая атмосфера успеха.
Есть в театрах такое отношение к аудитории, которое эту аудиторию разогревает, раскачивает, раскручивает; всем радостно, всем интересно. Так и здесь учеба и жизнь, дело и игра соединяются между собой, изгоняя привычные страхи и ожидания опасностей.
Работа каждого становится открытой, публичной – каждый успевает несколько раз мобилизоваться, выступить на виду у всех. В этой открытости исключается возможность унижения.
Очень важно, что и у ребят, и у учителя пропадает чувство неисправимости ошибок. Ведь любое испытание, исход которого обжалованию не подлежит, несет с собой накал драматизма. Любой смех в такой обстановке приобретает черты злорадства. Но так ли нужен этот постоянный драматизм в школьной жизни? Так ли неизбежен этот фон чьих-то провалов и чьих-то презрительных взглядов?
Ученик может с удовольствием выдавливать из себя свои неудачи и неумелость. Если он знает, что у него есть еще и еще попытка, что все вокруг ошибаются, а потом исправляются и что это нормально. Он ошибся, все посмеялись – а он пошел и исправил. Он не знает ответа – промолчал; за него ответил следующий; но через пять минут – через круг, через два – он тоже разобрался и ответил.
А то, что пугало учителя – не-
предсказуемость детей, их разнообразие, их ошибки, – вдруг становится для него источником открытий, бодрости, дружественного и делового контакта с ребятами. Это переворачивает его ощущения от уроков. Он уходит с урока, как с праздника, как с концерта, на котором тебе аплодировали стоя. Когда ты готов сто раз поклониться, уходишь, раздувшийся от удовольствия. Как хорошо, когда все с хохотом расходятся с урока, как со сцены!
Нервная система педагога – это его основной рабочий орган. Она быстрее всего изнашивается, дает сбои, и уберечь, спасти ее очень трудно. А вот конструкция системного построения уроков позволяет сделать многое в этом отношении.
Привычный ход обучения в неотобранных классах чаще всего обеспечивает кашу из разрозненных сведений в голове у большинства детей и кашу из множества не стыкующихся педагогических задач в голове у добросовестного учителя. И взрослые, и дети перегружены тем, как же в этой каше разобраться. Нормальная дидактика и призвана освободить учителя от подобного рода бестолковых забот; ему ясно видны возможные уровни работы над материалом той или иной темы, он понимает, на каком этапе как организовать обучение, чтобы гарантировать каждому посильный успех.
Система нормальной организации педагогического труда не может напрямую помочь педагогу материально. Однако работа по ней делает сам процесс труда очень интересным, облегчая получение высоких результатов, защищает молодого педагога от профессиональных ошибок. Уменьшается время бесконечных сверхурочных дополнительных занятий и изнурительной проверки домашних заданий. Трата сил за ту же зарплату уменьшается, освобождая время для отдыха или дополнительного заработка.

Уровни сотрудничества

В чем действительно трудно учителю, начинающему работать успешно? Он не имеет времени, чтобы самому изобретать стратегию и тактику к каждому уроку и на каждый день. Учителю трудно самому структурировать материал по уровням сложности. На-
пример, выделить базовый минимум из каждой темы, набрать избыточную информацию, воспользоваться в достаточном объеме научно-популярной литературой...
По совести все это дело не учителя, а методиста.
Учительская профессия самая массовая – учителей чуть не два миллиона. Большинство из них нуждаются в помощи, но тысячи методистов, которые призваны быть помощниками, выступают скорее контролерами. Увы, это очень соответствует тому, как учителя сегодня не столько помогают детям учиться, сколько контролируют выполнение учебных требований. Учителю обычно не остается времени учить: он только задает, контролирует, придирается… А нормальная система позволяет ему быть не контролером, а учителем. И здесь возникает очень ясная роль методических служб. На сегодняшний день они помощниками, как правило, не являются. Скорее сегодня они сопутствующие службы, иногда помогающие, иногда мешающие, иногда нейтральные. В нынешнем полухаотическом учебном процессе методист ведь и не в силах помочь. Учитель идет от параграфа к параграфу. Понято–непонято, но начинается следующая тема…. И если пришел методист, что он может посоветовать? Какую предложить реальную помощь, кроме курсов, которые организуют раз в пять лет и где пытаются что-то абстрактно объяснить?
В новой же ситуации учитель мог бы обращаться к методисту с четким запросом: не просто помогите, а помогите в этом. А методисты видят, что плохо и чем конкретно могут помочь.
Можно сказать, что самый верный признак реального сотрудничества – это взаимная обучаемость. Сотрудничество предполагает открытость, а тем самым и возможность учиться друг у друга.
Группа сильных учеников зачастую может разобраться в той или иной предметной проблеме лучше учителя и легко помочь ему в том, над чем ему самому пришлось бы долго биться. В атмосфере сотрудничества на уроке учитель постоянно повышает свою профессиональную квалификацию, не тратя на это специальных усилий. Он начинает учиться у учеников, во-первых, своему педагогическому делу. Он видит закономерности в разбросе знаний и возможностей. У него складывается понимание “пошаговых” усилий ребят: этот сделал такой шаг, этот – такой, и это обусловлено тем-то…
Во-вторых, учитель зачастую совершенствуется за счет учеников в знаниях по своему предмету. Когда работа постоянно организуется от слабого к сильному и обратно, то сильного вы часто включаете в такое дело, с которым сами не всегда справляетесь. Учитель ведь может иногда сам к уроку не подготовиться. Мало ли что у него случилось в семье. Но если система учебных отношений налажена, то учитель способен запустить эффективную и успешную работу ребят, даже когда пришел на урок, ничего не зная по его теме. Он может опереться на сильных ребят, на их умение анализировать и вычленять главное и на общую привычку к определенным формам учебной работы.
И эта разноуровневость отношений нормальна, так жизнь устроена. Одних ребят интересуют одни вещи, других иные. Одни увлечены именно этим предметом или сегодняшней темой, а других сейчас заботит иное, они захотят блеснуть в следующий раз. Не можешь сегодня – захочешь завтра. Но тебя не отсортировали в какой-нибудь класс коррекции, не определили в категорию дурачков, которым положено вечно сидеть на низком уровне. Наоборот, постоянно предлагаются задания разных уровней, и ты можешь выбирать. Такая организация позволяет учителю не заботиться отдельно об обучении, отдельно – о воспитании. Их связь возникает спонтанно по мере того, как урок ощутимо становится частью детской жизни, а не вычеркнутым из нее временем.
Занимаясь своим основным делом, своим предметом, учитель передает не только знания и любовь к этому предмету, но начинает влиять самой атмосферой успеха и доброжелательности на общее эмоциональное, социальное воспитание ребенка. Исчезает эффект недоросля, переходящий в агрессивный экстремизм. Ведь агрессивность обычно возникает или из потребности мстить, или из необходимости испытывать себя, свою силу, свою волю, свою способность заставить других с собой считаться.
На наших уроках то и дело происходят состязания, соревнования, но почти каждое из них предполагает сотрудничество разных по характеру интересов и уровню знаний людей. Постоянная возможность сравнивать позволяет видеть разброс подходов к делу – и ценность, продуктивность этого разнообразия. Так нарабатывается опыт делового и творческого взаимодействия личности и группы прямо на уроках, что постепенно исключает сами поводы для агрессивности. Чтобы слабому не попасть под вредное влияние, а сильному суметь приложить свои силы на пользу сообществу, важно сделать личный опыт ученика обозримым и уважаемым для всего коллектива, добиться, чтобы суммарный опыт коллектива преобразовывался в личный опыт каждого.

Размышления
Елены ЯНОВИЦКОЙ
записал Андрей РУСАКОВ


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru