ПЕРВАЯ ПОЛОСА
Маэстро, мы готовы!
Школьная партитура для голоса с
оркестром
Согласитесь, жизнь любой школы сплетена
из мелких малопонятных стороннему человеку
деталей. К ним привыкаешь. Но убери хоть одну,
даже самую маленькую, и начнет уходить, умирать
нечто неизмеримо более важное. Словно в оркестре
вдруг перестает звучать флейта-пикколо или в
хоре не в такт вступят высокие голоса.
Как же без Рафаэля?
…Маленькая секретарская перед кабинетом
директора. Сейчас откроется дверь и мне
предложат войти. Чуть-чуть волнуюсь. Жду. И вдруг
замечаю на противоположной стене – что бы вы
думали? – галерею классических портретов мадонн
с младенцами на руках. Тут и Рафаэль, и Леонардо
да Винчи, и Микеланджело. Мадонны нежны и
умиротворены. Но зачем эти портреты повесили
перед кабинетом директора поселковой школы? Не
понимаю! Даже смешно!
– Анатолий Федорович, зачем вам эти мадонны?
– Ничего особенного. Просто мой директорский
эгоизм. Прежде буквально хватался за таблетки,
когда в кабинет входили раздраженные
учительницы. Не умел с ними разговаривать. Вот и
стал приглашать их только после общения с
мадоннами. Посмотрят и… ну, остынут, что ли…
Вы улыбнулись. Но не спешите иронизировать. Сотни
ученых-психологов бьются над разработкой
методик снятия профессиональных стрессов. И
сколько всего уже придумали! Но мало какие из
этих методик становятся органичными в
конкретной школе. Чаще жизнь сама рождает нечто
уникальное, незначимое для остальных, но
гениально простое и разом решающее десятки
только здесь и сейчас возникающих школьных
проблем. А приглядишься – перед тобой неуловимая
деталь, которая и составляет главную особенность
школы.
Где стоит директорский стол?
Об этой школе рассказывали разные чудеса: и
потрясающие гончарные мастерские, и театр, и
свободное посещение уроков. А само здание на
терем похоже – индивидуальный проект. Прихожу.
– Можно с директором поговорить?
– Можно, можно! Если, конечно, она за столом.
– Что значит за столом?
– А вы поднимитесь на второй этаж и увидите.
Посреди самого большого в школе холла стоит
огромный директорский стол с телефонами,
папками, личными делами, с букетом цветов в вазе.
За столом сидит директор школы. К ней то и дело
подбегают учителя с классными журналами, завучи
с вопросами по расписанию, нянечки с метелками, и
тут же колесом носятся дети – хозяева школы. В
какой-то волшебный момент звенит звонок, и все
вокруг стола затихает. Директор берет в одну руку
телефонную трубку, в другую перо и… продолжает
работать. Ее стол стал капитанским мостиком,
штурвалом воздушного лайнера, режиссерским
пультом – средоточием всей школьной жизни.
– Боже мой! Как вы это выносите?!
– Обыкновенно. Сначала был долгий ремонт, и стол
из моего директорского кабинета вынесли. А потом
он так и остался стоять на-
против парадной лестницы. Да мне тут в сто раз
легче работается! Пульс школы чувствую. Люди
привыкли, что если я не в классе, то за столом.
Возможно, эта история – всего лишь забавная
деталь жизни одной московской школы, но,
приглядевшись, понимаешь, что именно она и решает
здесь все. И когда мне пришлось создавать свою
маленькую школу, я уговорила коллег сделать
учительскую без дверей. Ах, как нам всем это
понравилось!
Наши школьные хоры
– Людмила Геннадиевна! Вас в актовый зал просят
на репетицию!
В школе был хор.
Николай Иванович развел меха баяна, и вот уже нет
ни Людмилы Геннадиевны, ни Пуговкина из 5 «Б», ни
Юлии Тимофеевны, ни Виталия Кирилловича. Дети и
взрослые стоят на общих скамейках, принесенных
из спортивного зала в актовый, и на наших глазах
рождается песня. Хор – дело особенное. Тут голос
сливается с голосом. И дыхание соседа словно твое
собственное. Песня сложится, лишь когда даже
чуткое ухо не сможет различить, где звучит
мальчишечий дискант пятиклассника, где глубокое
меццо-сопрано учительницы истории, а где гудящий
бас мастера трудового обучения.
Смысл жизни школы заключается, на мой взгляд, в
том, что вся педагогическая работа строится от
учителя-человека с учетом возможностей его,
особенностей характера. Словно ведет здесь
каждый инструмент свою, одному ему свойственную
линию, не претендуя на то, чтобы всех перекричать,
доказать, что именно его саксофон – это то самое,
что необходимо детям. В музыке нет хороших и
плохих инструментов, есть лишь верно настроенные
и фальшивые, кем-то и чем-то расстроенные. А так
ведь бывают ситуации, когда и барабанной дробью
можно заснувшие сердца разбудить быстрее, чем
скрипкой…
Где наши школьные оркестры и хоры? Я думаю об
особенном дыхании обыденной школьной жизни, о
слаженности, состроенности педагогических
судеб, отраженных в зеркале детского опыта и в
наших учительских интонациях. Что, если однажды
войти в школу, как в хор? Кто посмелее, стал бы
запевалой, набрал в легкие побольше воздуху,
выбросил из головы суету и поймал бы глазами
кончик дирижерской палочки. Маэстро, мы готовы!
Елена ХИЛТУНЕН
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|