ДОКУМЕНТЫ N108
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
от 19 августа 2004 года АФ-705
ПИСЬМО
О государственных образовательных учреждениях
дополнительного образования детей
Главам администраций субъектов Российской
Федерации
Руководителям органов управления образованием
В связи с запросами, поступающими в
Министерство образования и науки России из
регионов по проблеме разграничения полномочий
государственных органов исполнительной власти и
местного самоуправления в соответствии с
федеральными законами № 131-ФЗ «Об общих
принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации» и № 184-ФЗ «Об общих
принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов
государственной власти субъектов Российской
Федерации» в отношении перспектив деятельности
государственных образовательных учреждений
дополнительного образования детей,
финансируемых из регионального бюджета,
министерство сообщает:
В Российской Федерации на протяжении 85 лет
сложилась и продолжает развиваться
государственная система дополнительного
(внешкольного) образования детей, не имеющая
аналогов в мире. Она включает в себя 18 тысяч
образовательных учреждений разной
ведомственной принадлежности, 440 тысяч
педагогов, 13 млн детей в возрасте от 5 до 18 лет,
занимающихся в свободное время дополнительным
образованием по выбору: художественным,
научно-техническим, спортивным,
туристско-краеведческим, эколого-биологическим,
исследовательской деятельностью. В Концепции
модернизации российского образования на период
до 2010 года подчеркнута особая роль этих
учреждений как одного из определяющих факторов
развития склонностей, способностей и интересов,
социального и профессионального
самоопределения детей и молодежи. Кроме того, с
каждым годом возрастает их роль в обеспечении
занятости детей и подростков, организации их
социально значимого досуга, профилактике
правонарушений, наркомании, безнадзорности и
других асоциальных проявлений среди
несовершеннолетних.
В соответствии с распоряжением Правительства
Российской Федерации от 27 декабря 2000 г. № 1847-р
разработана и утверждена Межведомственная
программа развития системы дополнительного
образования детей на 2002–2005 годы, направленная на
сохранение сети и дальнейшее совершенствование
системы, обеспечение доступности, качества и
эффективности дополнительного образования
детей.
Системообразующими центрами развития
дополнительного образования детей на
федеральном и региональном уровнях являются
государственные учреждения дополнительного
образования детей, которые выполняют функции, не
относящиеся к полномочиям органов местного
самоуправления, определенным статьей 15
Федерального закона № 131-ФЗ. Они призваны
участвовать в осуществлении полномочий органов
государственной власти в области воспитания и
образования детей и в рамках этого:
являются опорными образовательными
учреждениями, осуществляющими сетевое
взаимодействие муниципальных, региональных и
федеральных образовательных учреждений в
системе воспитания и дополнительного
образования детей; обеспечивают участие детей
субъектов Российской Федерации в мероприятиях
федерального и международного уровня;
реализуют функции организационно-методических
центров для образовательных учреждений всех
типов и видов субъектов Российской Федерации;
осуществляют программно-методическое
обеспечение муниципальных учреждений
дополнительного образования детей, организуют
работу по переподготовке и повышению
квалификации педагогических кадров с учетом
специфики деятельности, проводят
экспериментальную работу;
организуют работу с одаренными детьми от
муниципального до федерального и международного
уровней, участвуют в формировании молодежной
политики, способствуют развитию «замещающей
педагогики» в деятельности по предупреждению
негативных социальных явлений в детской и
молодежной среде.
Позитивные результаты деятельности системы
достигаются благодаря четко выстроенной
управленческой вертикали на муниципальном,
региональном и федеральном уровнях,
способствующей развитию мотивации,
совершенствованию деятельности, стремлению к
достижению высоких показателей в различных
областях знаний и творческой деятельности на
конкурсах, соревнованиях, олимпиадах,
состязаниях и т.д. Механический перевод
государственных образовательных учреждений на
муниципальный уровень может привести к
разрушению единого образовательного
пространства, системы дополнительного
образования детей России в целом, нарушению прав
и законных интересов ребенка (пункт 6, статья 13
Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об
основных гарантиях прав ребенка в Российской
Федерации»).
С учетом того, что получение дополнительного
образования как составной части основного
общего образования является функцией
государства, федеральные законы № 131-ФЗ «Об общих
принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации» и № 184-ФЗ «Об общих
принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов
государственной власти субъектов Российской
Федерации» не противоречат сохранению
государственных учреждений дополнительного
образования детей на региональном уровне с
соответствующим финансированием их за счет
бюджета субъекта для выполнения делегированных
им полномочий.
В соответствии со статьей 15, пункт 1.11
Федерального закона № 131-ФЗ не меняется само
определение, статус государственных учреждений
дополнительного образования детей, их структуру,
полномочия, другие юридические нормативы
функционирования этих учреждений.
В связи с изложенным Министерство образования и
науки России полагало бы целесообразным
сохранить эти структуры в качестве
государственных учреждений дополнительного
образования детей.
Министр А.ФУРСЕНКО
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|