ДОКУМЕНТЫ N108
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 9 марта 2004 года № 03-51-48ин/42-03
Руководителям органов управления образованием
субъектов РФ
О направлении Рекомендаций об
организации деятельности муниципальной
методической службы в условиях модернизации
образования
В целях реализации Концепции
модернизации российского образования на период
до 2010 года (утверждена распоряжением
Правительства РФ от 29.12.2001 № 1756-р) и содействия
повышению качества образования Министерство
образования РФ подготовило и направляет для
практического применения Рекомендации об
организации деятельности муниципальной
методической службы в условиях модернизации
образования.
Первый заместитель министра В.А.БОЛОТОВ
Приложение к письму Минобразования
России от 09.03.2004 № 03-51-48ин/42-03
Рекомендации
об организации деятельности муниципальной
методической службы в условиях модернизации
образования
1. Общие положения
1.1. Муниципальная методическая служба (далее –
Методическая служба) может являться
самостоятельным учреждением, структурным
подразделением органов управления образованием.
1.2. Цель Методической службы – содействие
повышению качества дошкольного и общего
образования (в том числе специального и
дополнительного образования детей) в условиях
модернизации образования.
1.3. Задачи Методической службы:
– содействие развитию муниципальной системы
образования;
– содействие функционированию и развитию
образовательных учреждений дошкольного и общего
образования (в том числе специального и
дополнительного образования детей);
– оказание поддержки образовательным
учреждениям в освоении и введении в действие
государственных образовательных стандартов
общего образования;
– оказание помощи в развитии творческого
потенциала педагогических работников
образовательных учреждений;
– удовлетворение информационных, учебно-методических,
образовательных потребностей педагогических
работников образовательных учреждений;
– создание условий для организации и
осуществления повышения квалификации
педагогических и руководящих работников
образовательных учреждений;
– оказание учебно-методической и научной
поддержки всем участникам образовательного
процесса;
– содействие в выполнении целевых федеральных,
региональных и муниципальных программ
образования, воспитания, молодежной политики и
др.
1.4. Выделяются следующие основные виды
Методической службы:
– районный (городской) методический кабинет (центр);
– методический отдел (кабинет, центр) как
структурное подразделение органа управления
образованием.
2. Основные направления деятельности
Методической службы
К основным направлениям деятельности
Методической службы относятся:
2.1. Аналитическая деятельность:
– мониторинг профессиональных и информационных
потребностей работников системы образования;
– создание базы данных о педагогических
работниках образовательных учреждений района (города,
округа);
– изучение и анализ состояния и результатов
методической работы в образовательных
учреждениях, определение направлений ее
совершенствования;
– выявление затруднений дидактического и
методического характера в образовательном
процессе;
– сбор и обработка информации о результатах
учебно-воспитательной работы образовательных
учреждений района (города, округа);
– изучение, обобщение и распространение
передового педагогического опыта.
2.2. Информационная деятельность:
– формирование банка педагогической информации
(нормативно-правовой, научно-методической,
методической и др.);
– ознакомление педагогических работников с
новинками педагогической, психологической,
методической и научно-популярной литературы на
бумажных и электронных носителях;
– ознакомление педагогических и руководящих
работников образовательных учреждений с опытом
инновационной деятельности образовательных
учреждений и педагогов;
– информирование педагогических работников
образовательных учреждений о новых направлениях
в развитии дошкольного, общего, специального
образования и дополнительного образования детей,
о содержании образовательных программ, новых
учебниках, учебно-методических комплектах,
видеоматериалах, рекомендациях, нормативных,
локальных актах;
– создание медиатеки современных учебно-методических
материалов, осуществление информационно-библиографической
деятельности.
2.3. Организационно-методическая деятельность:
– изучение запросов, методическое сопровождение
и оказание практической помощи: молодым
специалистам, педагогическим и руководящим
работникам в период подготовки к аттестации, в
межаттестационный и межкурсовой периоды;
– прогнозирование, планирование и организация
повышения квалификации и профессиональной
переподготовки педагогических и руководящих
работников образовательных учреждений, оказание
им информационно-методической помощи в системе
непрерывного образования;
– организация работы районных, городских
методических объединений педагогических
работников образовательных учреждений;
– организация сети методических объединений
педагогических работников образовательных
учреждений;
– участие в разработке содержания регионального
(национально-регионального) компонента,
компонента образовательных стандартов
образовательного учреждения, элективных курсов
для предпрофильной подготовки обучающихся
общеобразовательных учреждений;
– участие в разработке программы развития
образовательных учреждений;
– организация методического сопровождения
профильного обучения в общеобразовательных
учреждениях;
– методическое сопровождение подготовки
педагогических работников к проведению единого
государственного экзамена;
– обеспечение комплектования фондов учебников,
учебно-методической литературы образовательных
учреждений;
– определение опорных (базовых) школ, дошкольных
учреждений, школ педагогического опыта для
проведения семинаров-практикумов и других
мероприятий с руководящими и педагогическими
работниками образовательных учреждений;
– подготовка и проведение научно-практических
конференций, педагогических чтений, конкурсов
профессионального педагогического мастерства
педагогических работников образовательных
учреждений;
– организация и проведение фестивалей,
конкурсов, предметных олимпиад, конференций
обучающихся образовательных учреждений;
– взаимодействие и координация методической
деятельности с соответствующими
подразделениями органов управления
образованием и учреждений дополнительного
профессионального (педагогического) образования.
2.4. Консультационная деятельность:
– организация консультационной работы для
педагогических работников муниципальных
образовательных учреждений;
– организация консультационной работы для
педагогических работников, ведущих в сельских
общеобразовательных учреждениях преподавание
двух-трех и более предметов;
– организация консультационной работы для
педагогических и руководящих работников
специальных (коррекционных) образовательных
учреждений;
– популяризация и разъяснение результатов
новейших педагогических и психологических
исследований;
– консультирование педагогических работников
образовательных учреждений и родителей по
вопросам обучения и воспитания детей.
3. Современные направления деятельности
Методической службы
3.1. В области информатизации и системы
образования:
– мониторинг состояния, результатов и
перспектив развития образовательных учреждений
района, города, округа, организации маркетинга
информационных потребностей педагогических
работников образовательных учреждений;
– формирование массива информации об основных
направлениях развития образования в районе (городе,
округе), научном, научно-методическом
обеспечении образовательной деятельности,
результатах образовательного процесса в районе,
городе, округе, об информационных
профессиональных потребностях педагогических
работников образовательных учреждений, об
инновационном педагогическом опыте;
– создание системы дифференцированных
сервисных услуг для непрерывного образования
педагогических и руководящих работников
образовательных учреждений, методическое
сопровождение процесса непрерывного
образования;
– организация сетевого информационно-коммуникационного
обслуживания образовательных учреждений;
– анализ состояния подготовленности кадров в
области владения компьютером, информационными
технологиями;
– анализ состояния научного, учебно-методического,
научно-технического обеспечения
образовательных учреждений города, района,
округа в области информационно-коммуникационных
технологий;
– участие в разработке курсовой системы
подготовки педагогических и руководящих
работников образовательных учреждений по
проблемам информатизации системы образования;
– организация и проведение всеобуча по
информационным технологиям для педагогических и
руководящих работников образовательных
учреждений;
– организация дистанционного обучения
педагогов отдаленных общеобразовательных
учреждений, а также обучающихся на дому.
Деятельность в области информатизации системы
образования дает основания районному (городскому)
методическому кабинету (центру) на изменение
статуса и преобразование в информационно-методический
центр.
3.2. В сфере научного обеспечения развития системы
образования:
– мониторинг состояния и формирования банка
данных опытно-экспериментальной работы
образовательных учреждений;
– информирование образовательных учреждений об
инновационных процессах в образовательной
системе района (города, округа);
– научно-методическое сопровождение
инновационных процессов в образовательной
системе района (города, округа);
– патронаж образовательных учреждений,
получивших статус экспериментальных площадок;
– осуществление научно-методической поддержки
педагогических работников общеобразовательных
учреждений, ведущих экспериментальную работу;
– организация научно-консультационной работы
для педагогов-экспериментаторов;
– организация постоянно действующих семинаров
по инновациям, методам научного исследования в
системе образования;
– проведение мероприятий, направленных на
распространение результатов опытно-экспериментальной
и инновационной деятельности в системе
образования.
Деятельность в области научного обеспечения
развития образования дает основания районному (городскому)
методическому кабинету (центру) на изменение
статуса и преобразование в научно-методический
центр.
4. Обеспечение деятельности Методической
службы
4.1. Методическая служба осуществляет свою
деятельность во взаимодействии с
образовательными учреждениями дополнительного
профессионального образования, другими
образовательными и научными учреждениями и
организациями, ассоциациями, занимающимися
повышением квалификации и профессиональной
переподготовкой педагогических и руководящих
работников образовательных учреждений,
аттестационными службами.
4.2. Научное руководство Методической службой по
согласованию с учредителем осуществляет
государственное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования (повышения
квалификации) специалистов.
4.3. Финансирование деятельности муниципальной
Методической службы может осуществляться за
счет муниципальных бюджетов, а также
внебюджетных источников финансирования.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|