ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
СТРАТЕГИИ
Было время, когда казалось очевидным:
подлинная педагогика – это то, что делается
руками подвижников. Которые сеют разумное,
доброе, вечное вопреки всему, что этому мешает. Мы
восхищались этими подвижниками. Их горением и
упорством в отстаивании своей правды. И
завидовали тем детям, которым удалось отведать
вкус этой настоящей педагогики.
Но время идет. И появляется другая педагогика –
педагогика самих детей, которые не желают
принимать мир закосневших школьных форм как
единственно возможный.
И заставляют этот мир измениться.
Высокая цена педагогики
самораскрытия
Что происходит с талантливым учителем,
когда его не хотят понимать
О том, что Надежда НЕЛЮБИНА в Москве,
сотрудники Института художественного
образования РАО обычно узнают с порога: стены
увешаны планшетами с чудесными работами ее
учеников. Новая выставка, радость для глаз и
предмет восторженных обсуждений! Каждый лист не
похож на другой. Искушенные зрители удивляются:
«Неужели это работы детей одного педагога? Как
возможно такое разнообразие образов и
воплощений? Сельские школьники! Непостижимо!»
Надежда счастлива и благодарна. Ее глаза
празднично сияют, и она охотно рассказывает о
работах, о детях, о своих заданиях – обо всем, о
чем спрашивают. Так же бодро и жизнерадостно
выступает на институтских семинарах и
аспирантских сессиях. Смотришь, не налюбуешься:
вот счастливый человек, педагог-подвижник!
Другая сторона дела – какой ценой оплачивается
оптимизм талантливого педагога. И здесь все не
просто.
Исповедь педагога
«Я работаю без календарных и поурочных
планов, ловлю ситуации урока и развиваю то, что
идет от детей, – рассказывает Надежда. – Ничего
особенного, просто живу каждой минутой занятия.
Когда дети втягиваются, их творческий результат
превосходит все ожидания. Но методисты и
руководители говорят: “Вы не знаете методики,
несете сплошную отсебятину, вам нельзя доверять
учебный процесс”. И это несмотря на наши победы
на выставках и конкурсах… Считается, что ты
плохой педагог, если долго сидишь на одной теме,
если не проводишь натурного рисования и даже
если просто занимаешься с детьми сверх
положенного времени. Приходится оправдываться и
объясняться. А мне всячески пытаются доказать,
что мои занятия непедагогичны, а выставки
детских работ и вовсе «вредоносны». Дело ведь до
сбора подписей против меня дошло, до суда!»
Пересказывая знакомым эту историю, я добавляла
от себя: «Бред какой-то». Мне возражали: «Да нет,
типичная для талантливого провинциального
педагога ситуация. Она еще имеет силы и средства
ездить из Удмуртии в Москву, возить выставки. А
сколько ярких учителей страдают в полной
изоляции!»
Если собеседниками были школьные
администраторы, они говорили еще жестче:
«Одаренные люди и не должны идти в школу. Школа у
нас средняя, и педагог нам нужен – средний».
Собеседники-ученики держались противоположного
мнения: «В школе оценка ставится за старание, за
вовремя сданную работу, а не за то, что учителю
интересно то, что ты делаешь… В моей школе нет
учителя, ради которого я бы летела туда, как на
крыльях… Если у нас появляется живой интересный
учитель, сразу начинаешь думать, что у него будет
много неприятностей и он уйдет, так всегда было».
«Ну почему они не могут так писать
сочинения?..»
В Удмуртию я поехала из личного
любопытства. Посмотреть, что да как происходит
«на местности». Очень хотелось разгадать
«главную педагогическую тайну» Надежды
Нелюбиной – в наших московских разговорах она
никак не открывалась.
Приехав, я увидела те же (да не те же) холмы и ели,
что были на детских рисунках; почти обязательную
на листах дорогу (сквозь все село проходит
федеральная трасса); маковки церкви странной
постройки – на рисунках менее причудливые, чем
на самом деле. Услышала узорчатую речь местных
жителей и вспомнила обязательные узоры на листах
выставок.
Двери художественной студии Детской школы
искусств, где работает Надежда, были открыты.
«Как-то раз зашла сельская учительница
литературы, – рассказывает Надежда. –
Посмотрела детские работы, почитала их тексты и
сокрушенно сказала: «Ну почему они не могут так
писать сочинения?!» А я думаю, что просто не в том
тоне она общается с детьми, хотя и является
вполне успешным педагогом. Ребенок затухает,
когда разговаривает с человеком, сердце которого
давно не волновалось. У нас ведь тот же белый лист
бумаги лежит перед ним, что и на уроке литературы.
Но если я, как принято в школе, начну поучать,
сообщать о законах композиции и требованиях к
рисунку, это не сыграет своей роли. Не выслушает,
не поймет, не успокоит».
А вот что пишут об этом сами дети: «В школе не
учитывается то, что у каждого ученика есть свой
мир. Отвлечься, уйти от своего очень трудно.
Поэтому, я думаю, в школе у меня нет успехов, а в
студии есть» – Валерия Вахрушева; «Я научилась
оставлять в картинах свою боль. На листе все, что
я сделаю, будет правильно. Зная это, я чувствую
полет фантазии. Мыслей приходит так много, что не
знаешь, какая из них лучше, и часами сидишь над
пустым листом. Так бывает только в студии. В школе
я тоже рисую, но у меня там все получается
тусклое, скучное и безжизненное» – Настя
Максимова.
В студии поощряются подписи-размышления на
оборотной стороне рисунков. Десятилетний Костя
сопровождает свою работу припиской: «Я стараюсь
взвешивать свои поступки, стараюсь
анализировать. Каждую мою работу можно назвать
“Весы”». Гриша нарисовал дверь и объясняет, что
за дверью: «Это дверь, которой я закрываюсь от
проблем. Открывать страшно: проблем много».
Сергей Черкасов: «Я бы хотел, чтобы в моей работе
прописалась тайна невероятного путешествия»…
«Главное, что рисует ребенок, –
переживание»
Надежда рассказывает: «Каждый, кого
дорога привела ко мне в студию, хочет научиться
рисовать. Ему хочется рисовать все, но он не
знает, как это сделать. Тем не менее всегда можно
дать ребенку понять, чем он уже владеет как
художник, – с этого начинаем разговор. Попутно
можно посоветовать применение еще какого-то (для
его ситуации актуального) выразительного
средства. Тогда ребенок чувствует себя спокойно
и уверенно. Не имеет значения, что он рисует –
предметный мир или чувственный. Не существенно и
то, как рисует и чем. Главное, что рисует он
переживание. Никакой художественный образ без
него невозможен. На первом месте в мотивации
детского рисования должно быть желание доверить
листу свои переживания.
Хотя на деле все происходит не так красиво и не
так быстро, как на словах. Например, Настя
Белоглазова долго ворчала, не хотела рисовать на
тему «Водопад». Но я настаивала, потому что в
последнее время она хоть и не пропускала занятий,
но фактически не работала, ходила потухшая,
серая. Она начала рисовать большие серые камни в
центре и маленькие струйки воды на периферии
рисунка. Я прошу ее не отказываться от воды,
почувствовать силу воды. Она прислушивается ко
мне, и появляется другой рисунок: струи воды –
это ее волосы, вокруг головы – фейерверк из
цветов и звездочек. А потом я увидела лист, где
она изобразила себя в качели, спокойной и
умиротворенной, словно в колыбели. Ни тени
раздражения и усталости – такой она ушла на
каникулы».
«К ним приходит вдохновение, а к нам
проверки!»
Поговорить с директором Детской школы
искусств мне не удалось – он как раз сдал свои
полномочия и вышел на пенсию. Тем интереснее было
послушать мнение педагога-профессионала,
перспективного директора Якшур-Бодьинской
сельской гимназии Сергея Кудрявцева – человека,
не имеющего никакого отношения к проблемам
Надежды Нелюбиной.
«К сожалению, люди творческих профессий не
задерживаются в школе. Мне нужен школьный театр.
Но никак не получается наладить работу с
режиссером. Мы не можем платить ему только за то,
что он режиссер. Есть расписание, есть сетка
часов. А режиссер собирает детей в шесть часов
вечера, и они до двенадцати репетируют. Готовят
спектакль, ставят, потом месяц вообще не
занимаются, отдыхают. У них творчество, а у нас
журнал. Его нужно заполнять регулярно. В городе,
например, можно писать одно, делать другое, а у
нас в селе всем все известно. Финансовая проверка
может прийти в любой момент и проверить
соответствие занятий расписанию. А у режиссера
переработка! Он же искусством занимается! Но
занятия-то должны вестись строго по расписанию.
Творческие люди не выдерживают этого правила.
Уходят. Мы сожалеем, потому что результаты нас
устраивали. Но я ничего не могу поделать... На
самом деле нас всего лишили, даже того, что было
при советской власти. Мы могли составлять
штатное расписание, имея фонд заработной платы. Я
мог написать инструкцию о работе школьной
театральной труппы, состав которой непостоянный,
режим работы – свободный, как оно и есть на самом
деле. Но приходит ревизия, и нас проверяют так
строго, как не проверяли даже в
пятидесятые–шестидесятые годы».
Замкнутый круг
Три дня я жила в доме у Надежды. Ходила на
пруд купаться, в магазин за продуктами, в школу
искусств – на компьютер. Разговоры в деревне
завязываются легко и отличаются откровенностью.
Светлана, молодой учитель начальных классов: «Я
люблю тех детей, которых учу. Надо потрудиться,
чтобы они стали “своими”, удобными учителю,
послушными. Способности не главное. Они ведь в
первом классе еще и не проявляются».
Наташа, ученица гимназии: «У нас самые лучшие
учителя. Требуют строго. Умеют нажать, заставить
учиться, даже если человек совсем не хочет».
Юлия, студентка Ижевского университета: «В
гимназии хорошо только тем учителям, которые
умеют требовать, и тем ученикам, которые любят
исполнять. Я там не смогла учиться...»
Евгения, студентка Ижевского педколледжа:
«Никаких художественных способностей до прихода
в студию у меня не было. ИЗО был мой самый
нелюбимый предмет. Но и в мастерской никто, кроме
Надежды Кузьмовны, не смог бы создать такую
заразительную атмосферу, никому больше не дано
найти те слова, которые включают в работу
любого… Я не пошла получать художественную
профессию. Но когда все вокруг путается и
становится непонятным, я беру свою любимую гуашь,
начинаю ее мешать, расслабляюсь и начинаю
рассказывать листу, что со мной происходит. Лист
получается не всегда веселым и счастливым, но я
становлюсь такой после общения с ним… Последняя
моя работа – “Время, остановись!”. Яркие часы в
виде апельсина. Я ее повесила на кухне. Там теперь
много энергии. А то так не хватает Надежды
Кузьмовны в моей жизни!»
Итак, педагог, необходимый детям, не нужен
системе образования. Ситуация и правда очень
знакомая. Но присматривался ли кто-нибудь
пристально к человеку, которого непрестанно
отторгают от дела его жизни, от призвания? К
человеку, находящемуся в постоянной готовности
дать отпор и потому чрезвычайно уязвимому? Что
происходит с таким человеком? Одно из прямых
следствий – человек отгораживается от того мира,
который не желает и не умеет его понять.
Отгораживается и создает свой.
Надежда живет строго: подъем на рассвете,
обливание ледяной водой, вегетарианская пища и
много физического труда: «Иначе что будет со мной
и со студией?» Она закаляет дух и тело, оттачивая
таким образом свою внутреннюю правоту в споре со
своими заочными противниками.
Находясь рядом с Надеждой несколько дней, я не
раз ловила ее реплики вроде: «Вы там у себя, в
Москве, не можете понять…» или «Это вам,
методистам, все легко…». А в ответ на мой наивный
вопрос по поводу только что сделанной (чудесной)
работы одной девушки – обиженное: «Ну вот, нас
никто не понимает, даже вы!..»
…Дорога назад была долгой. И все время пути дух
перехватывало – от неизбежности того
одиночества, в котором оказывается талантливый
педагог, когда его не понимает и отторгает
официальная система образования.
В оформлении использованы работы
учеников Надежды Нелюбиной
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|