МЛАДШАЯ ШКОЛА
В первые дни в школе герои дня, конечно и
безусловно, – первоклассники, новенькие. Это
потом, позже, ближе к зиме, почти никто из шумного
школьного народа не будет воспринимать их как
драгоценность, старшие будут задевать в школьной
раздевалке и вообще обходиться бесцеремонно. Они
станут своими, такими, как все, частью школы. А
пока они – беспомощная малышня, которую стыдится
обидеть даже самый отпетый. На них чаще, чем на
других, останавливается с вниманием учительский
взор, родители с трепетом ждут в коридоре конца
третьего урока, когда можно будет наконец
забрать чадо домой, слушая по дороге длинную
повесть пестрого школьного дня. Но скоро и
родителям надоест эта игра в первый класс, жизнь
войдет в школьное русло, ребенок сам побежит в
школу, без провожатых. А пока мамы и бабушки с
жадностью запоминают подробности первых
школьных дней. Среди них встречаются и те, кто
готов эти подробности сохранить не только для
семейного архива, но и для множества читателей
нашей газеты. Не умиления ради, а ради развития в
себе способности пристально вглядываться в
детскую жизнь, думать над ней. Разве возможна без
этого настоящая педагогика?
Дорога взросления
Став учеником, ребенок делает по ней
очередной трудный шаг. Чем могут помочь родители?
Как дела?
Жизнь ребенка-первоклассника насыщена
множеством событий. Приятных и не очень. Понятных
и загадочных. И очень важно, чтобы ребенок
постепенно научился подробно рассказывать о
происходящих с ним событиях. Если родителям
по-настоящему интересно то, что происходит с их
ребенком в школе, ребенок с каждым разом будет
рассказывать все более подробно и интересно.
Если же интерес родителей формален, то и детское
желание рассказывать о каких-то школьных
событиях будет постепенно угасать, и на
формальный вопрос мамы или папы «как дела?»
ребенок будет отвечать не менее формально
«нормально!».
Не бойтесь подробностей. Чем более подробен
ребенок в своих рассказах, тем больше он вам
доверяет. А это в свою очередь создает платформу
уверенности ребенка в любых других – самых
сложных – ситуациях. Иногда возникающие у
первоклассника напряжения и страхи бывают
настолько нелепы, что достаточно просто описать
произошедшее немного с другой стороны, помочь
посмотреть немного другим взглядом, чтобы
ребенок успокоился.
Помните, что жизнь ребенка в школе сплетается из
множества мелочей, и многим из этих мелочей мы
часто просто не придаем значения, тогда как для
самого ребенка именно эти мелочи являются особо
важными. Простой пример: взаимоотношения ребенка
со школьным туалетом. Некоторые дети стесняются
под взглядом сверстников идти в туалет.
Некоторые не переносят открытые туалеты (где нет
кабинок). Некоторых отталкивает запах школьного
туалета, и они не могут его посещать… А если
ребенок по каким-то причинам не посещает туалет
или посещает его в состоянии огромного
физиологического и психологического напряжения,
это может провоцировать множество других
проблем, в том числе и учебного, и
коммуникативного характера.
И не надо ждать, когда ребенок сам обратится к вам
с какой-то проблемой. Возьмите за ежедневное
правило активно расспрашивать ребенка о том, что
с ним происходило в школе в течение дня. И
помните, что рассказывать о своих переживаниях
очень трудно, поэтому всячески помогайте ребенку
– своим сочувствием, какими-то уточняющими
вопросами.
Очень важно научиться не высказывать
негативного отношения к каким-то
«неуспешностям» вашего ребенка, а говорить об
этом как о нормальных и естественных трудностях
на новом пути. Не порицать за неуспех, а помогать
добиться успеха. И тогда ребенок не будет бояться
разговаривать с вами о том, что именно у него не
получается.
Всматриваться, чтобы понять
Вообще едва ли не главное, что должны делать
родители первоклассника, – это самым
внимательным образом всматриваться в своего
растущего ребенка, всматриваться в происходящие
с ним изменения и пытаться понять, что скрывается
за изменениями того или иного рода.
С первого дня наблюдайте за состоянием здоровья
вашего ребенка. Бывает, что у первоклассника
возникают школьные проблемы (проблемы с
одноклассниками, проблемы с учебой), но он не
хочет или не умеет ими делиться. А иногда он
просто не отдает себе отчета в каких-то возникших
у него проблемах, «вытесняет» их, и тогда
психологические проблемы начинают
«маскироваться» под какие-то болезни, когда,
например, по утрам появляется тошнота или рвота,
или вдруг резко поднимается температура, или
возникают какие-то другие недомогания
психосоматической природы. А ведь
психосоматические проблемы обычными лечебными
способами вообще не решаются – ребенка будут
лечить от гастрита или еще от чего-нибудь, а
болезни будут менять свою форму, пока не будет
найдена и каким-то образом решена исходно
породившая их психологическая проблема.
Между прочим, имейте в виду, что в первые месяцы
учебы вашему ребенку после уроков нужно будет
гораздо больше двигаться, чем обычно, чтобы
компенсировать то напряжение, которое требуется
для высиживания в классе нескольких часов, и
разрешать накопившиеся психологические
напряжения. Поэтому относитесь с пониманием к
тому, что у ребенка после уроков появляется
желание носиться с бешеной скоростью, кричать –
в общем, быть спонтанным, самопроизвольным.
Особая тема – общение с одноклассниками.
Возможно, это одна из самых серьезных
образовательных задач, которые должен научиться
решать ребенок, находясь в школе. И не думайте,
что ребенок может решить ее автоматически, без
вашей помощи. Очень часто именно поддержка
родителей, их жизненный опыт помогают ребенку
построить доброжелательные отношения в классе.
Понаблюдайте за тем, как ваш ребенок играет с
одноклассниками после уроков. И если возникает
ощущение, что ваш ребенок ведет себя в чем-то не
очень адекватно, дайте ему зеркало, помогите
увидеть свое поведение со стороны. И не
торопитесь ругать, читать нотации. Помогите
сориентироваться, как стоит себя вести в тех или
иных ситуациях, чтобы тебя принимали, чтобы с
тобой хотели дружить.
Подумайте и о том, как ваш ребенок воспринимает
те или иные действия учителя. Многие дети
интерпретируют поведение учителя неадекватно.
«Я столько раз поднимал руку, а меня не спросили!»
– ребенок переживает это как признак того, что
учитель его игнорирует или не любит. При этом
ребенок не думает о том, что остальные 25 детей
точно так же тянут руки и что неизбежно кто-то
оказывается проигнорирован. И что за этим не
стоит никакого отвержения ребенка учителем.
Просто ребенок не один в классе. Надо попытаться
объяснить ребенку, что он не может претендовать
(как бы этого ни хотелось) на безраздельное
внимание учителя (а особенно болезненно это
переживается тогда, когда дети влюблены в
учителя, когда учитель действительно хорош). И
попытаться сменить эгоцентрическую картинку
ребенка на более реальную.
Еще одна важная зона постоянного наблюдения –
то, как ребенок выполняет домашние задания. Если
он собран и «компактен», если выполняет домашние
задания в приподнятом настроении – все хорошо.
Если же ребенок растягивает выполнение даже
относительно простых заданий на несколько часов,
если вы видите на его лице выражение тоски и
скорби, если он никак не может сосредоточиться на
выполнении домашнего задания, это сигнал о том,
что ребенку нужна какая-то (например,
психологическая) помощь и поддержка. В этой
ситуации важно не ругать, не давить, а попытаться
разобраться и помочь. Может, дело в том, что
ребенок не умеет организовывать время. А может,
он просто чего-то боится – например,
собственного непонимания, и тогда нужно сесть с
ним рядом и показать, что в непонимании нет
ничего страшного, что любое непонимание можно
преодолеть.
Важнейшая родительская задача – с самого начала
соблюсти баланс между желанием помочь ребенку и
сознательной установкой на ограничение заботы о
нем, чтобы ребенок мог развить способность
справляться со школьными заданиями
самостоятельно. Ребенок, с одной стороны, должен
чувствовать уверенность в нем со стороны
взрослого, а с другой – видеть, что взрослый
всегда готов прийти на помощь в те моменты, когда
это по-настоящему нужно. В соблюдении этого
баланса и состоит искусство педагогики.
Прошлое–будущее
Нужно всячески подчеркивать в разговорах с
ребенком, что он перешел в совершенно новое
статусное состояние и что это крайне ценно для
родителей. Что ценна его большая
самостоятельность. Что отныне в связи с этим
новым статусом появляется почва не только для
любви, но и для уважения. А уважение – это то, что
является атрибутом взрослой жизни. То, что
приходится завоевывать. И то, что помогает
справиться с неизбежными трудностями школьной
жизни.
Между прочим, переход ребенка в школу – это
определенный обряд инициации и для родителей,
испытание их готовности к совершенно новым
стилям взаимоотношений с ребенком. Ведь
родительское отношение теперь не будет для него
единственно значимым. Социальные успехи,
отношения со сверстниками будут конкурировать с
чувствами, которые он испытывает по отношению к
родителям. Ребенок из семьи вступает в мир. В
каком-то смысле это болезненно для родителей и
переживается как утрата, и вместе с тем родители
заинтересованы в том, чтобы ребенок обретал
самостоятельность. И с переходом в школу стиль
отношений с ребенком неизбежно меняется в
сторону предоставления ему большей
самостоятельности, права выбора.
При этом очень важно сохранить в домашнем
обиходе ребенка-первоклассника какие-то способы
жизни из дошкольного прошлого. Чтобы ребенок не
сразу менял всю свою жизнь, а чтобы оставалась
ниша, в которой он мог бы чувствовать себя
по-прежнему маленьким и защищенным. Не требуйте
от первоклассника ранней взрослости – она
придет к нему со временем. А пока с пониманием
относитесь к тому, что ребенок носит в школу
какую-то любимую игрушку. Или засыпает с
игрушками и ставит их себе на письменный стол. Не
бойтесь по вечерам читать ему книжки, не
настаивайте, чтобы ребенок читал исключительно
сам. Ребенок не должен бояться утратить детство,
в котором его любили, в котором о нем заботились.
И хотя переход в более взрослое состояние для
него страшно желанен, не надо отбирать у него
маленькие преимущества более раннего детства.
Ирина ХРИСТОСЕНКО,
Александр ЛОБОК
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|