МЛАДШАЯ ШКОЛА
Я снова поступаю в первый класс…
Что видит в школе мама, приводя туда
своего третьего ребенка?
И вот я снова поступаю в первый класс. Четвертый
раз, если считать и свой собственный. Хотя его,
наверное, нечестно считать, наверное, тогда в
школу поступала больше моя мама, чем я. Перед
первым сентября я волнуюсь, как будто это вылет в
космос, хотя очень стараюсь унять себя, чтобы не
передавалось мое состояние ребенку, но ничего не
могу с собой поделать.
Самый напряженный первый месяц. Это месячное
круглосуточное дежурство у самой главной
пусковой кнопки жизни. Перевалить за месяц –
несказанное счастье. И только где-то в
неактуальной глубине рождается чувство
сожаления, что уже прожит этап, когда этот
откуда-то попавший к нам инопланетянин уже
никогда не будет настолько мой. Он будет дальше и
дальше отходить от меня, будет все больше
становиться собой.
* * *
– Т-р-р-р, т-р-р-р, т-р-р-р. – Петя стреляет
непрерывно. Правый локоть все время согнут –
прижимает воображаемый приклад.
– Я с калашом.
– А теперь у меня огнемет.
– Мне сейчас дали задание мочить всех на той
стороне улицы.
– Теперь гранатой…
– Машины – это наши, а пешеходы – это враги.
– Т-р-р-р…
Мы идем в школу. Петя учится уже вторую неделю.
Спрашиваю у старшего Петиного брата:
– Миша, это Беслан?
– Да не парься ты, мама, какой Беслан. Просто это
мальчик, я тоже стрелял, ты, наверное, забыла.
– Может, и стрелял, но не так же, чтобы до школы
двигаться перебежками от столба к столбу:
– Т-р-р-р…
* * *
– Петя, как в школе? – спрашиваю на
второй день учебы.
– Нормально.
– Учительница хорошая?
– Нормальная.
Родители, с которыми поджидаем после уроков
малышей, рассказывают о каких-то немыслимых
восторгах: «Целый день признавалась в любви
учительнице».
А у Пети на третий день – рвота. Явно не
отравление и не температура. Просто выброс
напряжения. Может быть, моего напряжения? Может
быть, я боюсь, что моего мальчика кто-то обидит,
кто-то не поймет, чего-то он не поймет, заблудится,
потеряется, побоится спросить, не сумеет
ответить?..
Ну что же, я в него не верю? Это Петя-то побоится
спросить? Это Петю кто-то обидит? Петю, который ас
в математике, который читает с четырех лет и 64
раза отжимается?
Нет, в него я верю, я боюсь верить в школу. Я боюсь,
что все ценности его мира, которых накопилось уже
немало, вдруг покажутся кому-то не так ценны. Меня
еще с Мишиного или даже с Дашиного детства
преследует образ: разжимается потная ладошка, а
на ней – два цветных осколка бутылочного стекла,
два гладких камешка, винтик и отломанный от
«пестика» курок, еще – мятый фантик для
секретика… Словом, драгоценности. А кто-то
большой и правильный говорит: «Выброси этот
мусор. Ой, да здесь еще и стекла – порежешься…»
* * *
– Мама, я сегодня хотел сначала одному
мальчику, потом двум девочкам рассказать
стихотворение. А они затыкали уши и не слушали.
– Ну ты и придумал, мой хороший. Больше на
перемене, конечно, заняться нечем.
Конечно, дома-то все готовы были послушать, как
мальчик читает стихи. Извини, родной, не везде так
просто завоевать аудиторию.
Ну вот, случилось.
– Мама, я расскажу тебе про самое плохое
происшествие в моей школьной жизни.
– …
– Сегодня я вдруг почувствовал, что я стал никто.
– А был?
– А был кто.
– Что случилось-то?
– Слушай. Мы играли в сотки, я проиграл, потом
Катя и Толя играли вдвоем. В классе больше никого
не было. Потом они стали отбирать сотки у меня. Я
не отдавал, они повалили меня и стали бить.
– Ну, дал бы сдачи, и все.
– Катя держала меня за руки, а Толя бил. Катя –
здоровенная. Они, пока меня били, растеряли все
свои сотки, стали ползать, собирать, а я их лупил.
Пришла учительница, посадила нас всех троих и
сказала, что мы все виноваты. Но я же не был
виноват.
– Да уж…
* * *
- Мама, я получил двойку.
– С чего ты взял? Вам же не ставят отметок.
– Я ответил на два вопроса, мне за каждый ответ
дали по грибку, а больше меня не спрашивали, хоть
я и поднимал руку.
– Два ответа – это два ответа, а никакая не
двойка. Ты будешь учиться отлично, потому что
тебе будет интересно, потому что у нас Миша –
отличник, и папа – отличник, он институт с
красным дипломом кончил и защитил кандидатскую и
докторскую диссертации, у тебя бабушка школу с
медалью окончила, а прапрадедушка был
смотрителем народных училищ и сам всех учил тому,
как надо учить детей…
– Зачем гружу ребенка этим генеалогическим
бредом?
– Нет, ты будешь отлично учиться, если ты этого
захочешь, потому что у тебя очень хорошая
учительница, потому что зовут ее Любовь Петровна,
представляешь, с каким именем тебе учительница
досталась: это же значит – любит Петю.
– Не смеши меня. Это значит, что зовут ее Любовь, а
папа у нее был Петя. Но ты знаешь, она правда нас
всех любит, мне так кажется.
Открываем дневник, а там по математике в графе
отметок – солнышко.
– Петя, солнышко, а ты говоришь – двойка. Не
переживай ты понапрасну за отметки. У тебя точно
все будет хорошо.
– Ты знаешь?
– Да.
Людмила РЫБИНА
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|