СТАРШАЯ ШКОЛА
Как собрать интересы старшеклассников
в школьное расписание?
Несколько историй из жизни школы № 3
города Фрязино
Всё на выбор!
Мы второй год в эксперименте. Хотя начали раньше
– еще в марте прошлого года создали фронт работ
информационного характера. Анкетировали ребят,
много встречались с родителями. Для чего? Чтобы
все чувствовали себя создателями той
предпрофильной и профильной школы, которая
начинала у нас в городе оформляться.
Весной выявили все склонности будущих
девятиклассников к тем или иным предметам.
Теперь нужно было изменять стандартный учебный
план, и этим мы занялись летом. Перекраивали
несколько раз, включали информацию, которая
поступала из города, и наши собственные
разработки. Мне как руководителю школы этот
эксперимент становился все более симпатичен. К
прошлому сентябрю стало понятно, что сможем
предоставить ребятам именно те образовательные
услуги, которые помогут им определить свой
жизненный путь. Профильный и профессиональный.
Информация, которую мы получили из ребячьих
анкет, разговоров с родителями, учителями (а для
нас было очень важно мнение учителей!), стала
основой для введения в учебный план занятий по
выбору. Таких предметов получилось девять:
русский язык, английский, история, биология,
химия, физика, геометрия, черчение, основы
информатики и вычислительной техники. Встал
вопрос: как ввести все это разнообразие в
расписание? Тогда-то и прозвучало замечательное
предложение нашего завуча Татьяны Ивановны
Юшковой: каждому предметнику составить
восьмичасовую программу курса, который будет
потом повторяться несколько раз в течение года.
Учителя засели за программы. Хорошо, что
министерство в инструктивном письме показало,
как они составляются, как пишутся пояснительные
записки. Конечно, если бы мы сейчас эти
программы-записки писали, мы бы сделали не так,
потому что еще не видели, как все это будет на
практике. Программы учителей менялись в течение
года.
Каждый из наших девятиклассников посетил не
менее четырех предметов по выбору. И это при
возможности менять их гораздо чаще. Были такие,
кто взял пять, были, кто интересовался только
одним. С ребятами мы много разговаривали,
предлагали: ты попробуй себя еще в чем-то!
Получалось самое настоящее совместное движение
учеников и учителей.
Когда прошел первый цикл предметов по выбору,
возникла проблема: как состыковать занятия со
статичным расписанием уроков, сделать так, чтобы
было удобно всем? Решили сделать единый день для
выбора – вторник и единый урок – пятый.
Оказалось – удачный ход.
Что такое аудитор?
Раньше я никогда не думала, что так широко можно
показать девятиклассникам сеть городских,
районных и областных средних учебных заведений.
За год у нас перебывала администрация всех
городских ссузов вместе со своими студентами. По
просьбе отдела образования Центр занятости
населения предоставил нам информацию по всем
средним учебным заведениям Подмосковья: и когда
у них дни открытых дверей, и как записаться на
экскурсию.
Школьному психологу пришлось работать по-новому,
«разминать» направление
социально-психологической поддержки каждого
девятиклассника. Были запросы детей, запросы
родителей, которые психолог выявлял
анкетированием, разговорами на классных часах,
индивидуальных консультациях.
Хочу отметить, что нам крупно повезло с
сотрудниками городского Центра занятости
населения. Когда в мае прошлого года я обратилась
к ним с просьбой о помощи, получила великолепную
компьютерную диагностику наших ребят и даже
предполагаемую профориентационную траекторию.
Весь год эти данные помогали и психологу, и
учителям, и классным руководителям.
Ребята ведь далеко не всегда представляют, что
стоит за звучными словами «дизайнер»,
«менеджер», «аудитор», а обыкновенные учителя
этого тоже не знают. Центр занятости предоставил
нам наглядный материал по всем новым и новейшим
профессиям. Вместе с ребятами сделали большой
информационный стенд по современным профессиям.
Для родителей наших ребят мы печатали
специальные информационные выпуски и раздавали
каждому в руки. Четыре родительских собрания
посвятили предпрофильности, бурно обсуждали все
«за» и «против», в том числе материалы статей,
которые в прессе появлялись.
А достижения положили в банк
Теперь о «портфолио» девятиклассников. В
нашем варианте они стали большой заботой
классных руководителей. Сначала нам казалось,
что мы и так, без этих «портфолио», отлично знаем
своих ребят. Но когда классные руководители
стали собирать данные, оказалось, что они и не
предполагали, как много хорошего можно сказать
про одного человека. Прошла олимпиада – раньше
бы просто сказали «молодец» и забыли, а здесь
достижение положили в банк, зафиксировали.
Успехи в спорте, организация каких-то классных,
школьных дел... Ребята смотрят, сравнивают, и это
тоже стимулирует их к активному действию.
Летом подвели итоги «полетного» года. Что
касается приема в 10 класс, то мы никогда не
отказываем ребятам. Кроме
физико-математического профиля, у нас
универсальный профиль старшей школы. Симпатичен
его учебный план, элективные курсы, позволяющие
многим ребятам остаться в «родных пенатах». Но
если кто-то хочет учиться по профилю, которого
нет у нас, то мы даем выпускнику-девятикласснику
полную информацию о профильных классах,
созданных в других школах, и у ребенка опять есть
выбор, остаться ли в своей школе в универсальном
классе или уйти в другую.
Пока не знаю, как будет на практике. Мы ведь
консерваторы, новое отторгаем. Было трудно,
многое непонятно. Но все смогли прорваться и даже
начали получать удовольствие от этого движения.
Вводим элективные курсы в старшей школе. Учителя
прочитали, обсудили, и желающих вести занятия
заявилось больше, нежели возможно. Поработав,
люди говорят: интересно. Хотя, конечно,
дополнительное время, дополнительные усилия.
Огромнейшую работу провел наш отдел образования
– Елена Алексеевна Мишина и Нина Николаевна
Кукебаева. Не навязывая своей точки зрения,
только подсказывая. Хороший дух сотрудничества
мне импонирует.
А тем, кто будет начинать предпрофильные классы,
посоветую больше оптимизма. В любой ситуации,
которая складывается, стараться видеть и
опираться на положительное. Это огромное поле
деятельности, но, к сожалению, 24 часов в сутках не
хватает.
Валентина ЖАДОВА,
директор школы №3
г. Фрязино
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|