СТАРШАЯ ШКОЛА
Подайте на профильность!
Концепция есть. Денег и специалистов – нет
Быть или не быть профильной школе –
такого вопроса нет. Профильная школа бодро
шагает по просторам российского образования.
Единственный вопрос, который остается открытым:
меняет ли героическая борьба за всеобщую
профилизацию школы хоть что-нибудь существенное
в ее довольно архаичном устройстве?
На наш взгляд, главным положительным
моментом концепции профильного обучения
является то, что наконец-то высшая официальная
власть обратила внимание на профориентацию.
Вместе с тем хотелось бы обозначить некоторые
сомнения относительно успеха предпрофильной и
профильной подготовки с учетом нынешних
российских реальностей:
1. Неопределенность с финансированием
предпрофильной и профильной подготовки. Понятно
ведь, что затраты потребуются немалые. Это и
финансирование новых планов и программ, и
стимулирование администраторов и исполнителей
данной концепции и соответствующих рабочих
программ, это и материально-техническое
обеспечение (и переоснащение) имеющихся
кабинетов, аудиторий и мастерских и т.п. Пока в
этом вопросе наблюдается явное противоречие: с
одной стороны, подчеркивается безусловное
требование бесплатности и общедоступности
среднего (полного) образования, включая и
профильную подготовку. А с другой – один из
идеологов профильной подготовки, А.Пинский,
отвечая на вопросы корреспондента “ПС” (№ 30 от 26
апреля 2003 года), касающиеся возможности
бесплатного прослушивания школьниками
углубленных курсов в каком-либо из соседних
лицеев, где обучение ведется платное, отмечает:
«А я и не говорю, что бесплатно! Родители – это
первейшие союзники в деле профильного обучения.
Если они видят, что их деньги тратятся не зря, они
эти деньги находят. А наше дело – подумать, как
сделать эти престижные лицеи и гимназии базовыми
профильными школами и союзниками в деле
профилизации»…
2. Другим серьезным сомнением относительно
введения предпрофильной и профильной ориентации
является то, что это предполагается сделать за
счет основной программы средней школы. В
«Концепции профильного обучения» по этому
поводу пишется: «Очевидно, что любая форма
профилизации ведет к сокращению инвариантного
компонента». А в другом месте «Концепции…»
говорится о том, что для создания
образовательного пространства
самоопределяющегося учащегося «необходимо…
увеличить часы вариативного (школьного)
компонента Базисного учебного плана в выпускном
классе основной ступени общего образования». Но
перекраивать устоявшиеся образовательные
программы не только очень сложно, но и
ответственно. Требуется прогнозирование
последствий таких вмешательств в учебный
процесс.
3. Следующее сомнение связано с реальной
неготовностью многих педагогов и психологов к
реализации предпрофильной и профильной
подготовки. Подготовка качественных
специалистов в этой области предполагает
немалые финансовые расходы (в государстве, где
денег именно на образование почему-то всегда не
хватает).
4. Полноценная профориентационная работа со
школьниками помимо использования массовых форм
и методов (с классом или подгруппами)
предполагает и индивидуальные профконсультации.
Из «Концепции…» не совсем понятно, кто и когда
будет такие индивидуальные профконсультации
проводить. Если учесть, что Центры
профориентации молодежи, показавшие свою
эффективность во второй половине 80-х годов,
сейчас в значительной степени развалены, то
получается, что старшекласснику фактически не к
кому обратиться в большинстве случаев. А
рассчитывать только на педагогов или
психологов-энтузиастов недальновидно. Но чтобы
организовать индивидуальные профконсультации,
необходимо предусмотреть для этого не только
время, но и подготовить специалистов, готовых к
такой ответственной работе.
5. Наконец, еще одно очень важное сомнение связано
с тем, что профилизация – это, по сути, способ
социально-профессиональной сегрегации
населения. Если обратиться к истории, то именно
непрофильные школы давали обычно более обширное,
универсальное образование, которое в
перспективе становилось основой для получения
университетского образования. Именно
разносторонний человек больше приспособлен для
жизни в сложном обществе. А разносторонний,
широкообразованный специалист в большей степени
востребован современным, постоянно
обновляющимся производством. О том, что ранняя
профессионализация (и специализация) ведет к
неполноценному развитию и является признаком
слаборазвитого общества, говорят многие
психологи. Например, Б.Ливехуд вообще считает,
что для 20-летних самое опасное все время
заниматься одним и тем же делом, не имея
возможности приобщаться к разнообразному
труду… А у нас, начиная с 30-х годов ХХ века,
понятие интеллигенции вообще было политически
замещено понятием узкого специалиста. Не
получится ли, что и нынешний курс на профилизацию
станет стартовой площадкой для поколения
адаптированных к рынку карьеристов?
Спору нет, для определенной части подростков
получение разностороннего образования является
неинтересным занятием, и они в школе скорее не
учатся, а мучаются. Как раз они с большей охотой
будут обучаться в профильной школе по тем
предметам, которые им более интересны. Но если
учесть, что тенденции к получению всеобщего
обязательного (и бесплатного) среднего
образования, а в перспективе – всеобщего высшего
образования достаточно устойчивы в
цивилизованных странах, то определенные
сомнения относительно ранней профилизации
все-таки остаются. Педагоги и психологи должны
понимать, что подростничество – это время
экспериментирования, это пробы в разнообразных
учебно-профессиональных выборах. Более того,
цивилизованные народы дают подросткам право на
неизбежные ошибки в ходе таких проб, ведь недаром
Э.Эриксон ввел такое понятие, как
«психосоциальный мораторий», когда взрослые с
пониманием относятся к экспериментированию и
неизбежным ошибкам подростка. Поэтому
ограничивать подростка в таких выборах очень
недальновидно. И хотя «Концепция профильной
подготовки» допускает возможность смены
профиля, в реальности для многих учащихся это
будет сделать крайне сложно.
Но обеспечить такое экспериментирование можно
лишь создав для этого определенные условия, и
прежде всего это связано с финансированием и
подготовкой кадров педагогов и
психологов-профконсультантов. К сожалению,
принцип экономии на главном (в частности, на
образовании и профориентации) пока еще остается
доминирующим в нашей внутренней политике. И это
мало способствует развитию интеллектуального и
духовного потенциала страны. Другой принцип,
который сильно осложняет воспитание полноценных
граждан, связан с нынешней ранней ориентацией
подростков на «зарабатывание денег» часто в
ущерб получению полноценного образования. К
сожалению, и профильная подготовка в какой-то
мере больше ориентирована на подготовку
«рыночной молодежи», чем на формирование граждан
страны (думающих не только о собственном
благополучии, но и о благополучии всего
общества). Но как думать о благополучии общества,
не имея широкого кругозора и соответствующего
образования?
Николай ПРЯЖНИКОВ
профессор факультета психологии
МГУ им. М.В.Ломоносова
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|