ПОЛИТИКА ОБРАЗОВАНИЯ
Наконец стало известно, кто и за что
отвечает в нашем образовании. Разграничены сферы
влияния, определились основные направления
работы. Мы начинаем серию интервью с
руководителями Министерства образования и
науки, Федеральной службы по надзору в сфере
образования и науки и Федерального агентства по
образованию.
Владимир НЕВОЛИН: “Уровень диссертаций
по педагогическим наукам в целом невысок”
Здание, в котором находится Высшая
аттестационная комиссия, знает вся страна.
Каждый год 1500 ведущих ученых России, состоящих в
экспертных советах ВАК, решают здесь судьбу
более чем четырех тысяч докторских диссертаций.
Каждый день в здании ВАК заседают не менее 300
ученых из 4–5 экспертных советов. Каждый год в ВАК
оформляют и выдают около 40 тысяч документов о
присвоении ученых степеней и званий. И каждую
неделю не менее 150 человек приезжают сюда со всех
концов страны, чтобы получить свой диплом или
аттестат.
Российская система аттестации научных кадров,
которой в этом году исполняется 240 лет, –
единственная в мире. В других странах степени
доктора наук присуждают ученые советы
университетов. Там говорят: “Доктор наук
университета города N…” В нашей стране каждый
кандидат и доктор наук принадлежит всей России.
От ее лица научная общественность в
диссертационных и экспертных советах
анализирует диссертации, президиум ВАК
принимает решения, а сотрудники аппарата ВАК
выдают соответствующие дипломы.
В середине 90-х годов сообразительные люди стали
создавать общественные академии наук и лже-ВАК,
где любой гражданин мог купить степень доктора
наук и получить красивый диплом. Потребовались
годы разъяснительной работы, чтобы россияне
убедились: эти дипломы не имеют силы. Высшая
аттестационная комиссия при Министерстве
образования (так она называлась тогда) добилась
внесения поправки в Закон о научной и
научно-технической политике. Теперь законом
установлено, что ВАК – единственный в России
орган, который имеет право выдать гражданину
подтверждаемый государством диплом доктора
наук.
Возглавляет ВАК академик РАН Геннадий Месяц.
Главным ученым секретарем ВАК является
заместитель руководителя Федеральной службы по
надзору в сфере образования и науки Владимир
Неволин.
– Владимир Николаевич, вы были в
руководстве Высшей аттестационной комиссии,
когда она была в структуре Министерства
образования. С переходом аппарата ВАК в
Федеральную службу по надзору в сфере
образования и науки изменится ли что-нибудь в
вашей работе?
– В ст. 4 Федерального закона о науке и
государственной технической политике функции
Высшей аттестационной комиссии четко
определены: ВАК – единственная в России
структура, которая уполномочена государством
присуждать авторам кандидатских и докторских
диссертаций ученые степени. 52 сотрудника ВАК не
анализируют докторские диссертации и не выносят
по ним решения. Этим занимается научная
общественность: 1500 ведущих ученых из экспертных
советов ВАК, которые делают это на общественных
началах. Аппарат Высшей аттестационной комиссии
отделен от экспертов. Он оформляет и выписывает
документы о присуждении степеней, принимает
посетителей. Состав ВАК и его президиум
утверждаются Правительством РФ. Сегодня мы
убедились, что структура ВАК почти оптимальна. Не
случайно многие пытаются построить свои
экспертные организации на манер ВАК. Недавно на
совещании в Ярославле министр образования и
науки Андрей Фурсенко заметил, что потенциал ВАК
мог бы быть использован для проведения
экспертизы крупных государственных проектов. Я
согласен с этим. И когда в рамках
административной реформы Министерство
образования и науки было разделено на агентство,
министерство и федеральную службу, от этого суть
нашей деятельности не поменялась. При этом не
надо забывать, что деятельность такой
организации, как ВАК, требует для своей
деятельности сильного юридического аппарата.
Ведь у нас каждый год – не менее 120 судебных дел! И
замечу, ни одного из них мы еще не проиграли.
– Что изменится в работе ВАК в ближайшее время?
– В 2003 году было отклонено около 7 процентов от
общего числа диссертаций. И это рекордная
величина за 70 лет новой истории ВАК, который был
упразднен в 1918 году (когда научные работники
лишились всех привилегий) и воссоздан Декретом
Совета народных комиссаров в
1934-м. Тогда советская власть поняла, что без
высококвалифицированных научных кадров ей не
осуществить индустриализацию страны. В 2000 году
мы провели реструктуризацию сети
диссертационных советов. Эти советы,
расположенные в вузах и НИИ, принимают решения по
кандидатским диссертациям и рассматривают в
первой инстанции докторские. Мы сократили на
треть число диссертационных советов и разделили
их на две части: создали базовые диссертационные
советы, которые работают пять лет – то есть срок
действия принятой в России номенклатуры
специальностей. Их в России около двух с
половиной тысяч. В качестве эксперимента было
создано около 900 резервных диссертационных
советов: им позволяется работать год, максимум
два. Мы внимательно следим за их результатами и
либо переводим в сеть базовых советов, либо
предлагаем перейти на систему разовых защит. Это
настоящая конкуренция, которая позволяет более
серьезно относиться к делу.
Самая жесткая мера была введена ВАК с 1 июля этого
года. Если основные положения докторской
диссертации, прошедшей защиту в диссертационном
совете и представленной на экспертизу в ВАК, не
опубликованы в ведущих научных изданиях,
утвержденных Высшей аттестационной комиссией,
диссертация не будет ни проходить экспертизу, ни
защищаться. Все статьи в подобных изданиях
должны рецензироваться ведущими специалистами в
своей области. Такие научные журналы должны
иметь значительный тираж – больше 1000
экземпляров. Сейчас таких журналов около тысячи.
Это не так много, если учесть, что у нас в
номенклатуре 418 специальностей. Для того чтобы
опубликовать научную статью в таком журнале,
надо приложить серьезные усилия. Но ведь это и
есть настоящая научная апробация. Она особенно
необходима нам сейчас. Лет двадцать назад мы
каждого доктора наук знали в лицо, а сейчас не
знаем многих даже по фамилии!
– За последние годы, если верить статистике,
резко увеличилось число защищенных диссертаций
по гуманитарным наукам и в особенности по
педагогике. Чем вы это объясните?
– В России меняется динамика воспроизводства
высших научных кадров. И это очень тревожная
тенденция. В 1993 году основное количество
диссертаций защищалось представителями
естественных и технических наук и только 23–24
процента приходилось на гуманитарные и
общественные науки. В 2003 году все изменилось с
точностью до наоборот. Как тут не вспомнить слова
Айзека Азимова: “Почему вам, физикам, всегда
требуется так много дорогостоящего
оборудования? Вот математики просят деньги
только на бумагу, карандаши и ластики, а
философам еще лучше. Им даже ластики не нужны”.
Действительно, на проведение исследований в
области технических и естественных наук
требуется гораздо больше средств, чем на
проведение исследований в области гуманитарных
и общественных наук. Себестоимость диссертации
по техническим и естественным наукам выше. А без
поддержки государства заниматься многими
направлениями науки невозможно. По числу
защищенных кандидатских диссертаций в 2001 году на
третье место по числу защит вышли юристы,
оттеснив филологов, которые традиционно
располагались после экономистов и педагогов.
Такого не наблюдается в распределении защит
докторских диссертаций. Там уверенное лидерство
“держат” экономисты и педагоги. В то же время
число докторских диссертаций по техническим и
естественным наукам снизилось с 1997-го по 2003 год с
49 до 40 процентов. А количество кандидатских
диссертаций по военным наукам в этот период
вообще уменьшилось в два раза! И это еще раз
доказывает, что виртуальными построениями людей
увлечь нельзя. Россияне ориентируются на то, что
гарантирует им надежное или высокооплачиваемое
место. Снижение количества защищенных
диссертаций по математике, естественным и
техническим наукам – это очень тревожный
процесс. В России на проведение научных
исследований отпускается в 200 раз меньше, чем в
США. И потому многие наши изобретения
возвращаются к нам как ноу-хау из-за границы…
– Диссертаций по гуманитарным наукам стало
больше. Но важно не их количество, а качество. Как
экспертный совет ВАК расценивает их уровень?
Возьмем, например, одно из самых
распространенных направлений – педагогику…
– Мы заслушивали этот вопрос на пленуме ВАК. Нас
беспокоит, что уровень диссертаций по
педагогическим наукам в целом невысок. Приведу
простой пример. Модернизация образования – это
процесс. А по Положению о присуждении ученых
степеней диссертация должна быть законченным
научным трудом. Я не думаю, что можно создать
законченный научный труд, посвященный
незаконченному социальному процессу.
Специальная комиссия, работавшая по решению
президиума ВАК, сформулировала свои предложения
по этому вопросу. Одно из них – воссоздать и
реализовать существовавшую когда-то систему,
когда Российская академия образования, тогда еще
АПН, определяла исходя из потребностей страны
актуальные темы и направления, которые должны
быть подкреплены научными исследованиями.
Ученые должны выполнять те работы, которые
востребованы временем.
– Но как в таком случае быть с научным
творчеством? Ведь подобная система возвратит нас
во времена СССР?
– Мы должны детально проанализировать все
хорошее, что было в управлении советских времен,
и воспользоваться этим. Сейчас – хотим мы этого
или нет – мы вынуждены концентрировать наши
финансовые и интеллектуальные средства. Ученым
будет предложена не административная директива,
а рекомендация научного сообщества, которое и
сконцентрировано в таких организациях, как
отраслевые академии наук, российский совет
ректоров и др.
– Российская академия образования всегда была
консервативной организацией. Допустим, ее
академики предложат темы, над которыми надо
работать… Я не уверена, что это будет хорошее
решение.
– Во всех академиях наук, в том числе в РАН,
происходит омоложение состава. На последних
выборах в РАН пришли новые люди: целая плеяда
академиков, не достигших пятидесятилетнего
возраста. Сейчас путь в академики им открыт, что
раньше было весьма затруднительно. Я считаю, что
и в РАО происходят аналогичные процессы.
Обращение к РАО могло бы стать только первым
шагом на пути определения актуальных для страны
направлений педагогической науки.
– Сегодня ведется много разговоров об отмене на
территории России степени кандидата наук. Какова
позиция ВАК по этому поводу?
– Я глубоко убежден в том, что двухступенчатая
система присуждения ученых степеней, которая у
нас существует, обязательно должна быть
сохранена. Наличие степени кандидата и доктора
наук позволяет – это мнение более чем 98
процентов научной общественности – сохранить
научные школы и развивать их. Докторская степень
в России нетождественна степени “доктора
философии” в западных странах. Все, кто знаком с
нашей двухступенчатой системой, признают, что
российская степень доктора наук – это серьезно.
– Россия стала участницей Болонского процесса. В
Европе только одна ученая степень – докторская.
Она соответствует нашей кандидатской. Будем ли
мы приводить нашу систему в соответствие с
европейской?
– Я думаю, мы сможем сохранить две научные
степени. Сегодня аспирантура и докторантура
искусственно включены в уровень послевузовского
профессионального образования. А если так, то обе
они должны регулироваться государственными
стандартами. По закону стандарт должен иметь
федеральную и региональную компоненту. Можете вы
представить себе докторскую диссертацию с
региональным оттенком? Написание докторской
диссертации – это творчество. Во всяком случае,
должно быть таковым. Тогда при чем здесь
стандарт? Если говорить о серьезных изменениях,
которые надо вносить в законы, то мы могли бы
изъять докторантуру из уровня послевузовского
профессионального образования, а докторскую
диссертацию связать с высшей научной
квалификацией. Лишь в этом случае мы полностью
вписываемся в болонскую конфигурацию. В таком
случае у них будет степень “доктора философии”,
у нас – эквивалентная ей степень кандидата наук,
а над нею – высшая научная квалификация,
российский доктор наук. Государственным
стандартом для аспирантуры мы могли бы считать
экзамены кандидатского минимума. Сейчас ВАК
заканчивает долгую и трудную работу – мы
практически полностью обновили базовые
программы экзаменов кандидатского минимума. Они
стали унифицированными. Если все хотят, чтобы в
аспирантуре был стандарт, пусть все аспиранты
имеют тот единый минимум знаний, который поможет
им удовлетворительно сделать научную работу.
– С каждым годом набор в аспирантуру
увеличивается. Нередко молодые люди идут “в
науку”, чтобы не попасть в армию. Ничего хорошего
науке это не приносит. Есть ли какое-то решение
проблемы?
– Конечно, пока не будет решен вопрос с
профессиональной армией, молодые люди будут
изображать научную деятельность, лишь бы
избежать казармы. Пока вузы и НИИ, которые этим
летом были лишены льгот, не получат эффективной
экономической поддержки, позволяющей проводить
научные исследования, будут множиться
коммерческие аспирантуры. Я уверен, что
необходимо восстановить в определенной мере
государственное регулирование подготовки
научных кадров высшей квалификации. Надо
планировать прием в аспирантуру с учетом
реальных возможностей научных коллективов (это
возможно при использовании статистики ВАК).
Наконец, регулировать прием в аспирантуры исходя
из реальных потребностей государства – вот то
необходимое, что уже сейчас, не откладывая, нужно
делать.
Беседовала
Светлана КИРИЛЛОВА
P.S. Когда мы беседовали с Владимиром
Неволиным, здание ВАК было погружено во мрак:
Мосэнерго за неуплату отключило свет. В
коридорах терпеливо ждали своей очереди люди,
приехавшие со всей страны. Сотрудники ВАК при
свечах выдавали им дипломы докторов наук.
КАНДИДАТСКИЙ МИНИМУМ
. За десять лет в России было открыто
более 100 новых аспирантур, а число аспирантов
увеличилось почти в три раза. Сегодня в России
действует 1441 аспирантура, в которых обучается
140741 аспирант. 827 аспирантур работает в научно-исследовательских
институтах, 614 – в вузах.
. Учащиеся аспирантур –
преимущественно молодые люди до 26 лет.
. В российских аспирантурах
традиционно обучается больше мужчин, чем женщин:
в 2003 году на 77 892 представителя сильного пола в
аспирантурах приходились 62849 женщин. Большинство
женщин готовятся защитить кандидатские
диссертации по филологии, психологии, педагогике
и искусствоведению (от 70 до 80%), меньшинство – по
техническим и физико-математическим наукам (соответственно
20,2 и 27,8%).
. В 2003 году процент защитившихся
аспирантов на всю Россию составлял всего 27,2%…
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|