Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №62/2004

Первая тетрадь. Политика образования

ПЕРВАЯ ПОЛОСА
ИНИЦИАТИВЫ

Многие причастные к образованию, к школе, к детям люди считают, что образовательную, социальную политику делают «наверху». А им ничего не остается, кроме как выполнять рекомендации, по факту являющиеся приказами, и приказы, которые и вовсе невозможно оспорить.
Как правило, так оно и есть. Но параллельно в регионах, в городах происходит совсем другая жизнь. Кто-то, чтобы помочь детям, придумывает, создает и финансирует учреждения, которых нет в официальных разнарядках. Кто-то, чтобы устроить судьбу детей, вынужден нарушать федеральные законы или пытаться переписать их так, как того требует реальная практика.
Это и есть настоящая образовательная социальная политика.

Гостиница вместо изолятора открылась для малолетних беспризорников Иркутска

Куда пристроить беспризорника, найденного на рынке или на вокзале? Если он что-нибудь украл – его поместят в ЦВИНП, Центр временной изоляции несовершеннолетних. А если малолетний бродяга не правонарушитель? По закону в ЦВИНП берут только тех, кто закон нарушил…
В Иркутске придумали, как разрешить эту правовую коллизию в интересах ребенка. В городе открыли две социальные гостиницы для беспризорных, на 40 мест каждая.
О том, как строится работа этих учреждений, наш корреспондент Наталья КЛЮЧАРЕВА побеседовала с начальником департамента социальной защиты населения Иркутска Галиной РОДИНОЙ.

– В чем главное отличие социальных гостиниц от обычных ЦВИНПов?
– Это видно по названию. В центрах временной изоляции детей, можно сказать, содержат под стражей. Для маленького беспризорника, который уже убежал из дома или из детского учреждения, это как красная тряпка. А из наших социальных гостиниц никто не сбегает, потому что тут детей не караулят.
– Что представляют собой гостиницы в плане обустройства?
– Это именно социальные гостиницы. Нам не до роскоши, главное – дать ребенку крышу над головой. Но все необходимое есть: игровые комнаты, душевые, медицинский изолятор для больных детей.

– Кто профинансировал этот проект?
– Федеральный бюджет на это дело выделил “целых” 400 тысяч. Все остальное приходится брать из муниципальной казны. Поэтому сейчас решается вопрос о переводе гостиниц на областное финансирование.

– И чем это им грозит? Уменьшением финансирования или наоборот?
– Сложно прогнозировать. Но мы надеемся на лучшее, как-никак Иркутская область – регион-донор.

– А во сколько обходится городскому, а в будущем, видимо, областному бюджету содержание одного ребенка в такой гостинице?
– Это достаточно сложно подсчитать. Но, уверяю вас, это немаленькая сумма. Детей чаще всего доставляют в лохмотьях. Мы их одеваем, обуваем, лечим, если это необходимо (а они, как правило, все больные), кормим 4 раза в день. Кроме того, с ребятами работают психологи, а если они уже школьного возраста – то педагоги. Под каждого в соответствии с уровнем знаний составляется отдельная программа.

– А что потом?
– Ребенок живет в гостинице, пока мы не установим его место жительства. Потом наши специалисты выясняют, какова ситуация в семье, безопасно ли возвращать туда беглеца. Дальше за ребенком либо приезжают родители, либо, если у них нет такой возможности, наши специалисты сами отвозят его в семью. Иногда мы направляем детей не в семью, а в детские учреждения.

– Меняются ли дети за время жизни в гостинице?
– Минимальный срок пребывания в ней – 21 день. За это время дети успевают хотя бы прийти в себя после скитаний. В общем-то назначение социальных гостиниц именно в этом. Они не решают окончательно проблем беспризорников, не дают им, так сказать, “путевку в жизнь”. Они просто позволяют перевести дух.

Социальная гостиница для…

выпускников интернатов и детдомов, которым негде жить после окончания учебного заведения, вот уже несколько лет существуют в Екатеринбурге. Она располагается на нижнем этаже обычного жилого дома. В ней есть тренажерный зал, гостиная, спальное отделение. Финансируется гостиница из бюджетов городских муниципалитетов.

несовершеннолетних девушек и взрослых женщин, которых выгоняют из дома родственники, бьют мужья, открыта в городе Новокуйбышевске (Самарская область). В гостинице «Доверие» они могут получить временное жилье, помощь юриста и психолога. Пока «Доверие» единственная в регионе социальная гостиница такого типа. Через несколько лет подобные гостиницы появятся в Тольятти и Сызрани.

людей, не имеющих жилья и прописки: бомжей или освободившихся из тюрем, работает в Перми. Она рассчитана на 50 мест. Жить здесь можно в течение 30 дней. В гостинице есть спальни, кухни, комнаты отдыха, мастерские, где постояльцы работают. В ее штате состоят юристы, психологи, медики.
престарелых скоро откроется в Москве. «Родственники смогут временно, например, на срок своего отпуска, поселить сюда своих престарелых домочадцев», – сказала вице-мэр столицы Людмила Швецова.
Правда, минимальный срок пребывания в гостинице почему-то – полгода. В гостинице собираются открыть химчистку, парикмахерскую, магазин, ремонтную мастерскую – все, чтобы старикам не понадобилось из нее выходить. Эта социальная гостиница будет платной.

Наталья КЛЮЧАРЕВА


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru