УЧЕБНИКИ N77
Противоречивые тенденции
Ревякин А.В.
Новая история, 1500 – 1800:
Учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений
/ А.В.Ревякин, А.П.Черных; Под ред. А.О.Чубарьяна. –
М.: Просвещение, 2001. – 320 с.: ил., карт.
Ревякин А.В.
Новая история, 1800 – 1900:
Учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений
/ А.В.Ревякин; Под ред. А.О.Чубарьяна. –
М.: Просвещение, 2003. – 334 с.: ил., карт.
При анализе современных школьных
учебников истории их содержательная сторона
зачастую является более популярной темой, чем
такие предметы, как внешнее оформление, элементы
структуры и внетекстовый компонент книги,
включающий в себя иллюстрации, методический
аппарат и аппарат ориентировки. При этом давно
известен тот факт, что все вышеперечисленные
элементы, воздействуя в течение длительного
срока на сознание школьника, способны оказать
заметное влияние на формирование определенного
стиля мышления. Вот почему следует предпринять
попытку рассмотреть учебники А.В.Ревякина и
А.П.Черных, которые ребенок в силу объемности
курса Новой истории изучает на протяжении двух
лет обучения, именно с этой стороны.
К несомненным достоинствам обоих учебников
следует отнести прежде всего аппарат
ориентировки. Такие его компоненты, как
подробный словарь терминов и понятий, список
рекомендуемой для чтения художественной
литературы и ресурсы Интернета по изучаемому
периоду, до сих пор встречаются, к сожалению,
далеко не всегда и не везде.
Другой плюс рассматриваемых учебников –
качественное полиграфическое исполнение и
грамотное внешнее оформление. Последнее
заключается, например, в умеренном и строго
логичном использовании цвета при маркировке
различных объектов. В обоих учебниках мы
встречаем пять групп вопросов и заданий: 1) в
начале главы, 2) по ходу текста, 3) после очередного
параграфа, 4) к блоку документов, 5) в конце главы.
Каждая из этих групп (кроме 4-й, там используется
шрифтовое выделение) всегда обозначается одним и
тем же цветом. Еще одно цветовое выделение в
учебниках – это крупные блоки документов,
расположенные в конце очередной главы. Все
прочее (заголовки, подписи к иллюстрациям и т.д.)
выделяется традиционно: с помощью различных
размеров и типов шрифта. Работа с цветом тем
более необходима, поскольку для обеих книг
характерен огромный объем параграфов, многие из
которых простираются на 10–15(!) страниц. Эти
размеры могут повергнуть в состояние глубокого
уныния как обучаемых, так и обучающих. Поневоле
задаешься вопросом: а существует ли норма,
определяющая величину параграфа? Или же здесь
царит полнейший произвол создателей учебника:
главное – соответствие программе? А ведь,
казалось бы, ситуация предельно ясная. Как,
например, утверждает М.Н.Чернова, учащиеся всех
классов (включая даже самые старшие) в качестве
одного из основных требований к учебнику истории
выдвигают и такое: «небольшой объем
параграфов»… (Чернова М.Н. Учебники истории в
современной школе // Историческое образование в
современной школе. М.: Русское слово. – 2004. Вып.1.)
Что касается иллюстраций, то радует только их
количество и разнообразие, хотя относится это
лишь к первой книге: в учебнике для 8 класса
начинают преобладать портреты и возникают
«асфальтовые площади» сплошного текста (с. 86–95,
например). Увлечение портретами приводит к тому,
что на страницах учебника появляются персонажи,
о роли которых в истории школьнику приходится
только гадать. Учебник для 7 класса, разворот на с.
90–91: слева – Карл IХ, справа – кардинал де
Шатильон. Про одного мы еще можем узнать (из
текста на предыдущей странице и из подписи к
иллюстрации), что был он королем Франции. А вот
кто таков кардинал де Шатильон, с каким
историческим сюжетом его следует соотнести –
так и остается полнейшей загадкой.
Справедливости ради следует сказать, что этот
случай скорее исключение, чем правило. Основная
часть иллюстраций (в том числе и портреты)
сопровождается пояснительным текстом, где
даются краткие сведения об изображенном
предмете. Больше огорчает полнейшее отсутствие в
тексте учебников каких бы то ни было вопросов и
заданий ко всему разнообразию изобразительного
иллюстративного материала. Что касается
непосредственно методического аппарата,
основным компонентом которого являются вопросы
и задания, то можно заметить, что, несмотря на то,
что текст окаймляют пять различных групп
вопросов и заданий, только те из них, которые
сопровождают блоки документов, отличаются от
остальных в сторону некоторого разнообразия. Во
всех других случаях преобладают конструкции с
давно знакомыми зачинами: «Какие…», «Как…»,
«Что…», «В чем…», «Почему…» и т.д. и т.п. Таблицы,
составлять которые школьникам придется довольно
часто, тоже направлены исключительно на
воспроизведение или в лучшем случае на
преобразование материала учебника.
В качестве заключения хотелось бы сказать, что,
несмотря на все новшества и растущее качество
внешнего оформления учебников (в том числе
рассмотренных выше), дидактическое исполнение
учебной книги по истории остается пока на очень и
очень невысоком уровне и продолжает порождать
весьма пагубные педагогические последствия.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|