Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №61/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

УЧЕБНИКИ N77 
 

Александр ЛЕБЕДКОВ

Противоречивые тенденции

Ревякин А.В. Новая история, 1500 – 1800: Учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений

Ревякин А.В.
Новая история, 1500 – 1800:
Учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений
/ А.В.Ревякин, А.П.Черных; Под ред. А.О.Чубарьяна. –
М.: Просвещение, 2001. – 320 с.: ил., карт.
Ревякин А.В.
Новая история, 1800 – 1900:
Учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений
/ А.В.Ревякин; Под ред. А.О.Чубарьяна. –
М.: Просвещение, 2003. – 334 с.: ил., карт.

При анализе современных школьных учебников истории их содержательная сторона зачастую является более популярной темой, чем такие предметы, как внешнее оформление, элементы структуры и внетекстовый компонент книги, включающий в себя иллюстрации, методический аппарат и аппарат ориентировки. При этом давно известен тот факт, что все вышеперечисленные элементы, воздействуя в течение длительного срока на сознание школьника, способны оказать заметное влияние на формирование определенного стиля мышления. Вот почему следует предпринять попытку рассмотреть учебники А.В.Ревякина и А.П.Черных, которые ребенок в силу объемности курса Новой истории изучает на протяжении двух лет обучения, именно с этой стороны.
К несомненным достоинствам обоих учебников следует отнести прежде всего аппарат ориентировки. Такие его компоненты, как подробный словарь терминов и понятий, список рекомендуемой для чтения художественной литературы и ресурсы Интернета по изучаемому периоду, до сих пор встречаются, к сожалению, далеко не всегда и не везде.
Другой плюс рассматриваемых учебников – качественное полиграфическое исполнение и грамотное внешнее оформление. Последнее заключается, например, в умеренном и строго логичном использовании цвета при маркировке различных объектов. В обоих учебниках мы встречаем пять групп вопросов и заданий: 1) в начале главы, 2) по ходу текста, 3) после очередного параграфа, 4) к блоку документов, 5) в конце главы. Каждая из этих групп (кроме 4-й, там используется шрифтовое выделение) всегда обозначается одним и тем же цветом. Еще одно цветовое выделение в учебниках – это крупные блоки документов, расположенные в конце очередной главы. Все прочее (заголовки, подписи к иллюстрациям и т.д.) выделяется традиционно: с помощью различных размеров и типов шрифта. Работа с цветом тем более необходима, поскольку для обеих книг характерен огромный объем параграфов, многие из которых простираются на 10–15(!) страниц. Эти размеры могут повергнуть в состояние глубокого уныния как обучаемых, так и обучающих. Поневоле задаешься вопросом: а существует ли норма, определяющая величину параграфа? Или же здесь царит полнейший произвол создателей учебника: главное – соответствие программе? А ведь, казалось бы, ситуация предельно ясная. Как, например, утверждает М.Н.Чернова, учащиеся всех классов (включая даже самые старшие) в качестве одного из основных требований к учебнику истории выдвигают и такое: «небольшой объем параграфов»… (Чернова М.Н. Учебники истории в современной школе // Историческое образование в современной школе. М.: Русское слово. – 2004. Вып.1.)
Что касается иллюстраций, то радует только их количество и разнообразие, хотя относится это лишь к первой книге: в учебнике для 8 класса начинают преобладать портреты и возникают «асфальтовые площади» сплошного текста (с. 86–95, например). Увлечение портретами приводит к тому, что на страницах учебника появляются персонажи, о роли которых в истории школьнику приходится только гадать. Учебник для 7 класса, разворот на с. 90–91: слева – Карл IХ, справа – кардинал де Шатильон. Про одного мы еще можем узнать (из текста на предыдущей странице и из подписи к иллюстрации), что был он королем Франции. А вот кто таков кардинал де Шатильон, с каким историческим сюжетом его следует соотнести – так и остается полнейшей загадкой. Справедливости ради следует сказать, что этот случай скорее исключение, чем правило. Основная часть иллюстраций (в том числе и портреты) сопровождается пояснительным текстом, где даются краткие сведения об изображенном предмете. Больше огорчает полнейшее отсутствие в тексте учебников каких бы то ни было вопросов и заданий ко всему разнообразию изобразительного иллюстративного материала. Что касается непосредственно методического аппарата, основным компонентом которого являются вопросы и задания, то можно заметить, что, несмотря на то, что текст окаймляют пять различных групп вопросов и заданий, только те из них, которые сопровождают блоки документов, отличаются от остальных в сторону некоторого разнообразия. Во всех других случаях преобладают конструкции с давно знакомыми зачинами: «Какие…», «Как…», «Что…», «В чем…», «Почему…» и т.д. и т.п. Таблицы, составлять которые школьникам придется довольно часто, тоже направлены исключительно на воспроизведение или в лучшем случае на преобразование материала учебника.
В качестве заключения хотелось бы сказать, что, несмотря на все новшества и растущее качество внешнего оформления учебников (в том числе рассмотренных выше), дидактическое исполнение учебной книги по истории остается пока на очень и очень невысоком уровне и продолжает порождать весьма пагубные педагогические последствия.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru