УЧЕБНИКИ N77
Научно-просветительный центр
«Холокост», впоследствии получивший статус
межрегионального фонда, был создан в Москве в 1992
г. Его цель – увековечение памяти жертв
Холокоста, создание музеев и документальных
экспозиций, освещение этой темы в школьных и
вузовских программах, проведение мемориальных
вечеров, установка памятников, сбор свидетельств
и воспоминаний.
Фонд объединяет профессиональных
ученых, журналистов, общественных деятелей. Его
отделения организованы в Санкт-Петербурге,
Благовещенске, Биробиджане, Воронеже, Владимире,
Ростове-на-Дону, Смоленске, Таганроге, Бресте. В
1997 г. по распоряжению Правительства РФ фонду
выделено помещение в центре Москвы. При фонде
действуют дискуссионный клуб «Неизвестный
Холокост», Молодежный центр и «Клуб праведников
народов мира». Ежегодно проводятся вечера памяти
жертв Холокоста и героев Сопротивления, в
которых участвуют руководители Правительства
России. Фонд поддерживает серьезные контакты с
различными правозащитными организациями, в том
числе с Московским бюро по правам человека,
участвует в антифашистской программе Совета
Европы ”Против ксенофобии, расизма, фашизма,
антисемитизма”. Фонд организует международные
научные конференции и симпозиумы, активно
осуществляет издательскую программу: в серии
«Российская библиотека Холокоста» выпущено
около 30 книг.
Важное место в деятельности организации
занимают образовательные программы. Об этом
рассказывают президент фонда “Холокост” –
писатель и журналист, депутат 1-й Государственной
думы Алла ГЕРБЕР и вице-президент – историк и
архивист Илья АЛЬТМАН.
Илья Альтман: «На примере темы
Холокоста мы видим, до чего могут дойти люди в
своей ненависти к непохожим и чужим»
Алла Гербер: «Отношение учителей к теме
Холокоста неоднозначно»
ХОЛОКОСТ (англ. holocaust, от греч. holokaustos –
сожженный целиком), гибель значительной части
еврейского населения Европы (св. 6 млн человек, св.
60%) в ходе систематического преследования и
уничтожения его нацистами и их пособниками в
Германии и на захваченных ею территориях в 1933–1945гг.
– Как строится ваша работа с
педагогами?
Алла Гербер. Мы проводим очные курсы для
преподавателей столичных школ и вузов и заочные
– для их коллег из других городов. Более 600
педагогов из России, Украины и Белоруссии прошли
обучение на этих курсах и получили дипломы. Около
200 человек участвовали в летних сессиях,
организуемых нашим фондом в Бресте, Смоленске и
Киеве. Лучшие выпускники ежегодно проходят
стажировку в “Яд Вашем” в Иерусалиме и в других
музеях мира.
Совместно с посольством Швеции и Институтом
“Открытое общество” фонд провел выездные
семинары, в которых приняли участие более 900
преподавателей из 62 субъектов РФ – от
Калининграда до Владивостока.
Илья Альтман. Мы активно сотрудничаем с
институтами повышения квалификации учителей,
благодаря чему на места поступает информация о
наших книгах, конкурсах, других мероприятиях.
Представители нашего фонда читают лекции на
курсах повышения квалификации учителей истории
в Московском институте открытого образования.
– Каковы задачи вашей просветительской
деятельности среди учителей?
И.А. Главное – добиться того, чтобы из
пассивных слушателей педагоги превратились в
активных соучастников, чтобы они сами готовили
методические разработки уроков по теме
Холокоста и передавали свой опыт коллегам. В
Москве мы планируем создать 10 методических
площадок – по одной в каждом округе, на базе
которых лучшие выпускники наших очных курсов
могли бы проводить открытые уроки для других
педагогов.
Нас радует то, что мы сумели вписаться в общий
контекст воспитательной и образовательной
деятельности. Приведу один пример. В Москве и в
других городах России ежегодно проводится
конкурс творческих работ школьников под девизом
“Нет фашизму”, одна из ключевых тем которого –
геноцид народов во время войны. Нередко
лауреатами этих конкурсов становились авторы
работ по теме Холокоста – ученики выпускников
наших курсов.
На протяжении 5 лет они выезжают в Брест для
участия в международных конференциях, которые
открываются 22 июня в 4 часа утра. Там в Брестской
крепости ребята встречаются с бывшими узниками
гетто, ветеранами, принимают участие в
обустройстве мест захоронений. Брестская
крепость – это символ героизма и трагедии: здесь
советские солдаты встретили первую атаку со
стороны фашистов и здесь же состоялся первый на
территории СССР расстрел евреев, в результате
которого погибли 5 тысяч человек.
– Как бы вы охарактеризовали отношение
учителей к теме Холокоста? С какими трудностями
вам приходилось сталкиваться?
И.А. Нас всегда поражало, сколько
педагогов не только в столице, но и далеко за ее
пределами, независимо от знакомства с нами, по
собственной инициативе собирали материал по
этой проблеме и рассказывали о ней на своих
уроках, зачастую преодолевая сопротивление
школьной администрации и районных управлений
образованием.
А.Г. И все-таки тема Холокоста для нашей
страны очень сложна, поэтому отношение к ней
учителей неоднозначно. Зачастую первая их
реакция – это недоумение: почему мы должны
заниматься этой темой, когда в России было
столько своих бед и трагедий. Это голод на
Украине, коллективизация, ГУЛАГ, и на изучение
этих и других трагических событий предусмотрено
очень мало часов. Некоторые считают, что не стоит
выделять жертвы войны по национальному признаку.
Есть категория учителей, которые просто не знают,
как откровенно и доступно говорить на эту тему с
детьми. Все это свидетельствует о недостатках
прежней системы образования, которая
изобиловала “фигурами умолчания”, и особенно
это пагубное явление коснулось отечественной
истории ХХ века.
Плоды этой лживой политики мы пожинаем сейчас,
переживая различные конфликты на
межнациональной и межрелигиозной почве.
И наша задача – переломить непонимание и
недоверие со стороны учителей, убедить их в том,
что Холокост – это еврейская трагедия, но не
еврейская проблема. Не случайно программа наших
курсов предусматривает не только изучение темы
Холокоста, но и проблемы толерантности,
религиозной терпимости и т.д. На примере темы
Холокоста мы видим, до чего могут дойти люди в
своей ненависти к “непохожим” и “чужим”.
Мы повторяем слова первого президента центра
“Холокост”, философа и писателя Михаила Гефтера
(1918–1995): «Не бывает геноцида против одного
народа, геноцид направлен против всех».
Не случайно предатели, которые помогали
фашистским оккупантам убивать евреев и цыган,
впоследствии участвовали в расстрелах партизан
и мирных русских граждан. Изучая тему Холокоста,
важно понять, как проявило себя общество во время
войны, как оно разделилось на жертв, палачей и
праведников, спасавших жизни других людей,
рискуя собственным благополучием. Война всех и
каждого заставила сделать нравственный выбор.
Однако мало сохранить память о событиях
прошлого, необходимо извлечь из них уроки для
будущих поколений. Поэтому мы должны изучать
тему Холокоста в контексте современности. А
сегодня происходит не то что оживление, а расцвет
фашизма и экстремизма в Европе и в нашей стране.
Поэтому нам рано почивать на лаврах – впереди
еще много работы.
И.А. Действительно, не все наши замыслы
удалось осуществить, порой слишком трудно
переубедить чиновников. На протяжении 5 лет мы
бьемся за то, чтобы 27 января – день освобождения
Освенцима – был включен в календарь
знаменательных дат России и отмечался так же, как
это делается во всем цивилизованном мире. Тогда
бы мы имели возможность не только почтить память
жертв Холокоста, но и воздать должное советским
воинам, освободившим в конце войны лагеря смерти.
Но каждый раз мы получаем отказ от официальных
лиц на основании того, что 27 января – это день
снятия блокады Ленинграда, а два праздника в один
и тот же день не отмечают. Такова, увы, «логика»
мышления чиновников.
– И все-таки благодаря вашим усилиям тема
Холокоста была включена в стандарты по истории,
хотя добиваться этого, насколько я знаю, вам
пришлось в течение 10 лет. Следующим этапом должна
стать разработка учебников и методических
пособий. Как освещается эта тема в нынешних
школьных учебниках по истории, созданных до
введения стандартов?
И.А. Сотрудник РАО и методист нашего
фонда Давид Полторак проанализировал 14
учебников по отечественной и всемирной истории и
пришел к печальному выводу: только в трех из них
(авторы Л.Н.Жарова, А.А.Кредер, И.А.Мишина;
С.Г.Жуковский, И.Г.Жуковская; Л.Алексашкина)
говорится о Холокосте как о явлении. Еще в пяти
учебниках среди жертв нацизма упоминаются евреи,
в остальных об этом нет и речи. К сожалению, эта
тема вообще не упоминается в новом учебнике по
истории Отечества ХХ века под ред. Н.Загладина,
который победил в конкурсе учебников по истории,
организованном Министерством образования в 2003
году, и был рекомендован школам в качестве
ведущего и базового. И что особенно тревожно –
нет ее и в большинстве учебников по истории для
педвузов, из-за чего у нас образуется некий
разрыв между средней и высшей школами.
Включение этой темы в стандарты по истории
обусловит потребность в литературе. Наш фонд
подготовил учебное пособие для 9-х классов
«История Холокоста на территории СССР», который
получил гриф «Рекомендовано» Министерства
образования. Выпущено и аналогичное
методическое пособие для учителей под ред.
Галины Клоковой. Вышло и учебное пособие для
студентов педвузов по этой теме.
Для учителей, которые занимаются на наших очных и
заочных курсах, мы по мере возможности бесплатно
рассылаем эти и другие книги. Мы готовы
предоставить их в любые городские и школьные
библиотеки.
А.Г. И все-таки главным результатом
нашей деятельности мы считаем не стандарты и
учебники, а всероссийские и международные
конкурсы работ преподавателей, школьников и
студентов по теме Холокоста, которые проводятся
нашим фондом с 1998 года. И с каждым годом география
наших участников расширяется, увеличивается и
количество присланных ими работ.
Так, в 2002 году мы получили около 300 работ из 21
региона России, в 2003-м – 400 работ из 35 регионов, и
не только из крупных городов, но также из
поселков и деревень, удаленных от центра. Кроме
россиян, в наших конкурсах принимают активное
участие школьники, преподаватели, студенты из
Белоруссии, Украины, Германии, Польши, США.
Разнообразны и жанры, в которых работают
участники конкурса: эссе, стихотворения,
публицистические произведения, сценарии
документальных фильмов, рисунки, плакаты,
интернет-сайты.
Немного расскажу об итогах прошлогоднего
конкурса. Среди сочинений школьников выделяются
глубоко личностные, в которых передаются не
только мысли и факты, но и чувства, стремление
разрушить ненависть и нетерпимость.
Таковы сочинения учениц Афанасьевской средней
школы с. Вознесенское Архангельской области
Ирины Петровой и Татьяны Кубасовой, занявших
первое и второе места в номинации «Творческая
работа».
Специальный приз за освещение темы еврейского
героизма во время Великой Отечественной войны
был вручен воспитанникам детского дома в поселке
Кытманушка Алтайского края.
Все больше (по сравнению с предыдущими
конкурсами) работ, в которых школьники пытаются с
позиций сегодняшнего дня дать оценку Холокосту,
проанализировать его связь с современными
проявлениями ксенофобии, национального
экстремизма, антисемитизма, терроризма,
высказать свое негативное отношение к этим
явлениям.
Это еще раз подтверждает истину о том, что
Холокост – это общечеловеческая беда, которую
надо рассматривать в контексте современности.
Понимают это и творческие учителя, которые видят
в теме Холокоста большой потенциал для
воспитания толерантности и национальной
терпимости. Об этом свидетельствуют
методические разработки уроков и внеклассных
мероприятий, присланные ими на конкурс.
И.А. К сожалению, в отличие от
сверстников из Украины и Белоруссии российские
школьники мало используют результаты поисковой
деятельности, документы из семейных архивов,
аудио- и видеозаписи свидетельств очевидцев,
материалы периодической печати периода войны.
Надеемся, это учтут участники предстоящего III
Международного конкурса работ школьников,
студентов и преподавателей, который пройдет под
девизом «Уроки Холокоста – путь к
толерантности».
Срок подачи текстов на III Международный
конкурс работ школьников, студентов и
преподавателей, который пройдет под девизом
«Уроки Холокоста – путь к толерантности», – до 1
ноября 2004 г.
Победители конкурса – студенты – поедут на
международную конференцию в Париж уже в феврале
следующего года. Школьников ждет международная
конференция в Бресте. Лучшие педагоги отправятся
на стажировки в Израиль и в Польшу.
Конкурсные работы следует направлять по адресу:
115035, г. Москва, ул. Садовническая, 52/45, фонд
«Холокост».
Подробности на сайте: www.holofond.ru
Справки по тел.: (095)951-6797 (образовательный отдел),
953-3362. Телефон-факс: (095) 951-5876.
E-mail: holofond@mtu-net.ru
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|