Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №61/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

УЧЕБНИКИ N77 

Елена КАРТАШОВА

Общественные организации, систематизируйтесь!

Состоялась презентация уникального справочника федеральной программы развития образования «Общественные ресурсы образования». В первый номер справочника (объем – 304 страницы) вошли более 2600 зарегистрированных общественных организаций и сведения об их проектах, направленных на модернизацию и развитие образования.
Организатор проекта, Департамент развития образования и региональной политики Министерства образования России, стремился к тому, чтобы деятельность общественных объединений вышла за рамки конкурсов и грантов и начала выполнять государственный заказ.
По словам Евгения Сабурова, председателя фонда «Народная ассамблея», активная работа по созданию справочника началась летом 2003 г., после Гражданского форума. Именно тогда стало очевидно, что если государственная система образования не выполняет свои функции, то они должны перейти к общественным организациям. Тем более что само государство нередко выступает как антиобщественная организация, а чиновники регулярно заявляют: «Внесистемные формы образования мы не финансируем». Однако даже профессиональное образование сейчас держится именно на «внесистемных формах». Вузы дают студентам теорию, а практику и специализацию они приобретают самостоятельно в коммерческих структурах.
Елена Зубакина, руководитель проекта «Общественные ресурсы образования» и представитель Социально-экологического союза, рассказала коллегам о некоторых трудностях, с которыми столкнулись разработчики проекта. Главная проблема – недостаточный кредит доверия между властью и общественными организациями. Причем последним еще надо было доказать, что они вообще существуют.
Для этого кураторы из семи федеральных округов собрали всю возможную информацию об общественных организациях своего региона (например, участники Ассоциации юных лидеров изучали работу общественных организаций в Южном федеральном округе) и представили проекты (в общей сложности более 2000) на рассмотрение конкурсной комиссии. На основании этих данных группа независимых экспертов отобрала 600 проектов, обладающих наибольшей общественной значимостью. Общественным организациям – авторам лучших проектов – было предоставлено по 500 тыс. рублей для подтверждения своих результатов и концепций. В справочник «Общественные ресурсы образования» вошли не только победители конкурса, но и все зарегистрированные общественные объединения.
Ирина Фришман, представитель «Союза пионерских организаций – Федерации детских организаций (СПО–ФДО)», существующего уже пятнадцать лет, поделилась с коллегами радостной новостью: Министерство образования наконец признало детские общественные объединения, тем более что они, несмотря на все кризисы, в том числе и демографический, имеют устойчивую тенденцию развития. Дети по-прежнему наш главный неисчерпаемый ресурс.
По мнению руководителя образовательных программ для молодежи Международного общества “Мемориал” Ирины Щербаковой, государство и гражданское общество состоят не из специалистов, а из граждан. Поэтому главное для ребенка – иметь свою гражданскую позицию и свои взгляды. Два основных принципа этой организации: в работе должен быть виден человек; проекты общественных организаций должны быть направлены на всю семью – это помогает преодолеть проблему поколений. В рамках проекта «Мемориал» организовал летний лагерь для «архивных тихонь» и победителей конкурса потребительских знаний.
«Международная федерация обществ потребителей» была создана в 1989 г. для защиты прав граждан при покупке товаров и оплате жилищно-коммунальных услуг. Но очень скоро члены этой организации поняли, что взрослые в основном имеют менталитет иждивенцев, и поэтому переключили все силы на работу с более ответственной частью общества – с детьми.
Участники МФОП привели наиболее показательные результаты своей деятельности: дети приучили родителей брать чеки в магазине, а продавцов – продавать хлеб в пакете. (Правда, в ценности второго достижения усомнились бы экологи, множество организаций которых также представлено в данном справочнике).
По словам консультанта проекта по составлению справочника “Общественные ресурсы образования” Алексея Григорьева, справочник – это «механизм дальнейшей деятельности», поэтому так важно донести информацию о нем до местных органов образования и СМИ и с их помощью наконец пропагандировать позитивные события жизни. Кстати, рассылка справочника всем участникам и во все 89 субъектов страны – обязательное условие проекта.
У данного издания до сих пор не было аналогов в России. Организаторы проекта и представители общественных организаций сошлись во мнении, что справочник «Общественные ресурсы образования» должен быть многотомным и ежегодно переиздаваться. А о перспективности данного проекта говорит уже тот факт, что закрылась неделя образования выступлением именно общественного объединения «Школа КВН».
По признанию многих участников проекта, еще до выхода справочника общественные организации стали работать лучше – просто потому, что наконец узнали друг о друге. Заявки на этот справочник уже присылают социологи, педагоги, руководители всех уровней, завучи, директора школ, начальники управления образования в регионах и просто неравнодушные люди. В данном издании они смогут увидеть весь спектр происходящего в современном образовании и узнать об уникальных проектах, применяемых, быть может, в соседней школе.

P.S. Новое Министерство образования и науки данный проект пока не считает своим приоритетом на следующий год и деньги соответственно не выделило. Однако у общественных организаций появилось главное – личные контакты, а справочник будет переиздан, если в нем будет потребность.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru