ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ
МЕРИДИАН
Кругосветные новости
Не читайте нам лекций!
Что делает ученик, пока учитель раскрывает
перед ним сложнейшие научные проблемы? Опрос
британской газеты “Гардиан” свидетельствует:
каждый четвертый старшеклассник на лекции спит,
каждый третий ест и каждый второй посылает
смс-сообщения по мобильному телефону, больше
половины стабильно опаздывают. 25% недовольны при
этом уровнем преподавания, однако каждый третий
уверен, что все учителя одинаковы, менять школу
нет смысла. Только 7% учеников действительно
вникают в слова педагога. Однако подавляющее
большинство преподавателей продолжают мучить
своих учеников лекциями, тратя огромное
количество времени на подготовку к ним и считая
лекционно-семинарскую систему по-настоящему
эффективной. И кто же прав?
Школа полного дня по-английски
Не только в России – в Великобритании
родители тоже много работают, они не хотят, чтобы
дети до вечера бесцельно шатались по улицам или
сидели дома у телевизора. Пусть школа занимается
их воспитанием целый день, а не какие-то жалкие 7
уроков. Теперь с 8 утра до 6 вечера, 10 часов, дольше,
чем самый долгий рабочий день взрослого
человека, ребенок будет проводить в официальной
обстановке, в трудах и занятиях, под присмотром
учителей.
Эмма Хатчинсон, мать троих детей, музыкант,
педагог, директор английской музыкальной школы,
решила поделиться своей тревогой: “Мы
превращаем школы в интернаты, только без
кроватей, учителей – в нянь, только без
готовности гулять, кормить и развлекать малышей.
Удерживая детей в школе целыми днями, мы не
только мешаем им развиваться, но разрушаем семьи.
Исчезнут совместные завтраки и обеды, вечерние
разговоры с родителями. Атмосфера в доме станет
гораздо более напряженной: ведь времени на
расслабленное одиночество и свободу не
останется ни у детей, ни у взрослых. Ночевать под
общей крышей и разбегаться чуть свет по своим
делам – разве это семья? Хорошо, что государство
хочет помочь малообеспеченным семьям, занятым
родителям, но должен быть другой способ”.
Шесть прав китайского школьника
Китайская школа наконец-то включилась в
процесс образовательных реформ, охвативших
европейские страны. Традиционные, десятилетиями
не менявшиеся устои впервые поколебались.
Родители, учителя в тревоге. Смогут ли дети
перенести неожиданную свободу, не потеряют ли
они мгновенно уважение к старшим, готовность
учиться и подчиняться дисциплине? Эксперимент
решили начинать постепенно, в нескольких
городских школах, в частности в Шанхае.
“Я много лет проработала учительницей в школе и
впервые услышала о “правах и интересах
ребенка”. Я удивлена: это настоящая революция.
Никогда раньше учитель и ученик не говорили на
равных. Учитель повелевал, дети подчинялись. И
вдруг оказалось, что все мы просто люди,
маленькие или большие. Мне кажется, и учеба
пойдет успешнее. Давно следовало бы признать
детей людьми, со своими потребностями, духовными,
физическими, но большинство учителей внутренне
не могли принять новый подход. Будем надеяться,
сейчас у реформы найдутся сторонники” (Гонг
Ксиули).
“Реформа противоречит вековым традициям
китайского народа. Так ли необходимо нам
подражать европейским, американским обычаям?
Учитель не сможет нормально объяснить материал,
если дети будут делать в классе, что захотят.
Властям следует проявить осторожность, а не
гнаться за модой и сенсациями. Сегодняшние
решения ставят под угрозу будущее нации” (Ли
Зенгфенг).
Знаете, из-за чего ломаются копья? Ученики
экспериментальных школ с этого года (впервые в
истории китайской школы) получили официальные
права, точнее, ровно шесть прав: право выбирать,
за какую парту сесть, право пить воду и выходить в
туалет во время урока, право задавать учителю на
уроке вопросы, а самому отказываться отвечать,
право выбирать форму выполнения домашнего
задания. Педагогам строжайше запрещено
препятствовать детям в осуществлении этих прав,
запрещено оскорблять учеников.
Одна из преподавательниц с 36-летним стажем уже
уволилась, не в силах перенести, как она заявила,
драконовский режим, при котором нельзя кричать
на учеников, нельзя их ругать в присутствии
одноклассников или родителей.
Нормальные человеческие условия жизни. Ничего
анархического, сверхъестественного. Почти
смешная ситуация. Ветер нового времени проник в
средневековый монастырь. Только вдруг
подумалось: а если бы в наших замечательных
школах действительно начали строго следить за
теми же самыми элементарными человеческими
правами детей?
По материалам Internet
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|