Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №61/2004

Первая тетрадь. Политика образования

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕРИДИАН 
 

Лариса ПАНИНА

Сколько учеников нужно оставить в классе...

...чтобы каждый из них учился успешно?

Родители и учителя часто ратуют за маленькие классы из тех соображений, что в них легче контролировать ребенка и проще обеспечивать интенсивную учебу. Естественно, ни к какому взрыву усердия это не приводит. И уменьшение наполняемости класса никогда в традиционной школе не даст столь значительного всплеска успеваемости, о котором сообщает Томас Пикетти. Вот если бы уменьшение наполненности класса стало поводом к тому, чтобы внимательнее отнестись к личности ребенка – это действительно могло бы стимулировать детскую учебную активность. Но для этого школе нужна совсем другая система измерения! Совсем другая философия образования.

Несбыточная мечта

Учителя и родители постоянно жалуются на переполненные классы государственных школ, где невозможно получить качественное образование, и мечтают о небольших учебных группах на 8–10 человек, как бывает в дорогих частных школах. Но ни одно государство в мире не в силах обеспечить всех своих граждан такими условиями, хотя ежегодно открываются новые классы, растут педагогические штаты. Насколько оправданны дополнительные затраты? В течение нескольких лет Пикетти высчитывал зависимость экзаменационных баллов от размера класса.
Оказывается, незначительное увеличение количества детей в классах привилегированных школ не отражается на качестве образования. Зато в школах с “трудным контингентом” каждый лишний ученик дестабилизирует и без того напряженную обстановку.
Эксперимент проводился в районе со школами разного социального окружения. Уровень финансирования оставался неизменным. Пикетти мог лишь перераспределять средства. Поначалу в “трудных” школах наполняемость классов составляла в среднем 21,9 ученика, в престижных – 23,3. Положительные оценки на экзамене в первой группе получили 58,6% детей, во второй группе – 67,6%. На следующий год в первой группе классы сделали поменьше, по 18 человек. Пришлось увеличить количество детей в “сильных” классах до 24 человек. Разница в экзаменационных оценках резко сократилась. И не за счет существенного ухудшения результатов учеников престижных школ. Они по-прежнему получали хорошие отметки – 67,4%. Чуть хуже, чем в прошлом году, но почти то же самое. Зато успеваемость неблагополучных детей выросла – 61,2% положительных оценок.
Томас Пикетти советует в трудных классах оставлять не более 10–11 детей, а успешные ученики смогут эффективно заниматься в группах по 27–28 человек. Тогда можно будет говорить о реальном равенстве прав на образование. И для этого не потребуется от государства никаких дополнительных капиталовложений. Достаточно перераспределить средства.

Желания и ожидания

Во Франции накануне учебного года спросили 1000 человек, чего они ждут от школы. 58% вместо ответа потребовали от государства законодательно уменьшить количество учеников в классе. По их мнению, только в этом случае школа сможет дать их детям хоть что-нибудь. 51% надеются, что учитель сможет уделить внимание каждому ребенку, заинтересовать его своим предметом. 51% хотят, чтобы школа подготовила детей к профессиональной карьере, научила жить в обществе (42%). 49% видят в образовании способ повышения культурного уровня ребенка. Только 20% считают, что школа должна развивать личность ученика, раскрывать его таланты. При этом 84% в целом доверяют национальной системе образования.
Именно последняя цифра позволяет правительству экспериментировать, идти на непопулярные меры. При условии, что конечный результат устроит всех заинтересованных лиц – учителей, детей и родителей.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru