ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ
МЕРИДИАН
Сколько учеников нужно оставить в
классе...
...чтобы каждый из них учился успешно?
Родители и учителя часто ратуют за
маленькие классы из тех соображений, что в них
легче контролировать ребенка и проще
обеспечивать интенсивную учебу. Естественно, ни
к какому взрыву усердия это не приводит. И
уменьшение наполняемости класса никогда в
традиционной школе не даст столь значительного
всплеска успеваемости, о котором сообщает Томас
Пикетти. Вот если бы уменьшение наполненности
класса стало поводом к тому, чтобы внимательнее
отнестись к личности ребенка – это
действительно могло бы стимулировать детскую
учебную активность. Но для этого школе нужна
совсем другая система измерения! Совсем другая
философия образования.
Несбыточная мечта
Учителя и родители постоянно жалуются
на переполненные классы государственных школ,
где невозможно получить качественное
образование, и мечтают о небольших учебных
группах на 8–10 человек, как бывает в дорогих
частных школах. Но ни одно государство в мире не в
силах обеспечить всех своих граждан такими
условиями, хотя ежегодно открываются новые
классы, растут педагогические штаты. Насколько
оправданны дополнительные затраты? В течение
нескольких лет Пикетти высчитывал зависимость
экзаменационных баллов от размера класса.
Оказывается, незначительное увеличение
количества детей в классах привилегированных
школ не отражается на качестве образования. Зато
в школах с “трудным контингентом” каждый лишний
ученик дестабилизирует и без того напряженную
обстановку.
Эксперимент проводился в районе со школами
разного социального окружения. Уровень
финансирования оставался неизменным. Пикетти
мог лишь перераспределять средства. Поначалу в
“трудных” школах наполняемость классов
составляла в среднем 21,9 ученика, в престижных –
23,3. Положительные оценки на экзамене в первой
группе получили 58,6% детей, во второй группе – 67,6%.
На следующий год в первой группе классы сделали
поменьше, по 18 человек. Пришлось увеличить
количество детей в “сильных” классах до 24
человек. Разница в экзаменационных оценках резко
сократилась. И не за счет существенного
ухудшения результатов учеников престижных школ.
Они по-прежнему получали хорошие отметки – 67,4%.
Чуть хуже, чем в прошлом году, но почти то же
самое. Зато успеваемость неблагополучных детей
выросла – 61,2% положительных оценок.
Томас Пикетти советует в трудных классах
оставлять не более 10–11 детей, а успешные ученики
смогут эффективно заниматься в группах по 27–28
человек. Тогда можно будет говорить о реальном
равенстве прав на образование. И для этого не
потребуется от государства никаких
дополнительных капиталовложений. Достаточно
перераспределить средства.
Желания и ожидания
Во Франции накануне учебного года
спросили 1000 человек, чего они ждут от школы. 58%
вместо ответа потребовали от государства
законодательно уменьшить количество учеников в
классе. По их мнению, только в этом случае школа
сможет дать их детям хоть что-нибудь. 51% надеются,
что учитель сможет уделить внимание каждому
ребенку, заинтересовать его своим предметом. 51%
хотят, чтобы школа подготовила детей к
профессиональной карьере, научила жить в
обществе (42%). 49% видят в образовании способ
повышения культурного уровня ребенка. Только 20%
считают, что школа должна развивать личность
ученика, раскрывать его таланты. При этом 84% в
целом доверяют национальной системе
образования.
Именно последняя цифра позволяет правительству
экспериментировать, идти на непопулярные меры.
При условии, что конечный результат устроит всех
заинтересованных лиц – учителей, детей и
родителей.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|