Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №61/2004

Первая тетрадь. Политика образования

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕРИДИАН 
 

Софи О’ПРЕЙ,
социолог

Телевизионщики, спортсмены, интеллектуалы

Кто приходит в первый класс? Сотрудники статистического отдела министерства образования Германии в течение года наблюдали за жизнью девяти тысяч учеников начальной школы

Школа – серьезное испытание для шестилетнего ученика. Однако, как бы тяжелы ни были уроки (в первом классе они больше напоминают игру), как бы много ни задавали строгие учителя на дом (честно говоря, почти ничего), все равно остается много свободного времени. Чем оно занято?

Нет сомнений, телевизор на первом месте. Только 4% детей не смотрят его в течение учебной недели. Большинство садятся у экрана минимум два раза в день: утром перед уроками и вечером после ужина. Четверть первоклассников умудряется посмотреть что-нибудь и днем, сразу после школы. Однако 93% родителей заявили, что их дети заняты еще хотя бы одним видом деятельности, кроме школы и телевизора. Прежде всего спортом. Кружок, секция, спортивная школа или семейные прогулки, пробежки. Это практикуют 54% первоклассников. Затем чтение. Каждый второй ребенок в немецких семьях либо читает вслух по вечерам, либо слушает произведения художественной литературы в родительском исполнении. 43% детей записаны в районную библиотеку, хотя регулярно ее посещает лишь один из четырех первоклассников. 21% ходят в музыкальные школы, танцевальные студии, столько же увлеченных малолетних компьютерщиков, 13% посещают с родителями театры, музеи, концертные залы, а 7% заняты каким-либо ручным трудом (рисование, лепка, вышивание и т.п.)
Все малыши в опрошенных семьях разделились на три почти равные группы: «телевизионщики», «спортсмены» и «интеллектуалы».
“Телевизионщики” – это те, кто много времени проводит у экрана телевизора и практически ничем больше не успевает заняться – разве что поиграть на компьютере. Такие дети почти все свободное время проводят дома, чаще всего в полном одиночестве, а точнее, в компании с телевизором.
«Спортсмены» – те, для кого в центре жизни – физическая активность. Как правило, кроме спорта, ничем не интересуются. Книжек не читают, в театры не ходят, рисованием не занимаются. 70% из этой группы – мальчики. Их родители обычно молоды (до 40 лет) и охотно бегают, гоняют мяч или плавают вместе с детьми.
Наконец, «интеллектуалы» – это те, кто посещает различные учреждения дополнительного образования (музыкальные или художественные школы, танцевальные студии) и увлечены чтением, музыкой, театром. 82% детей из этой группы много читают. Почти половина проводят свободное время с родителями, в кругу семьи – за совместным музицированием, рисованием, шитьем, любят совершать семейные походы по культурным местам. Этим детям присущи разносторонние интересы, им нравятся игры с друзьями, общественная работа. А вот на телевизор времени у них не хватает. Только 7% представителей этой группы смотрят его чаще одного раза в день.
Кстати говоря, несмотря на то что телевидение – ценный источник информации, его поклонники обычно очень плохо учатся в школе (особенно это касается чтения и письма). Вероятно, это связано с качеством тех передач, которыми они увлечены. Треть (!) «телевизионщиков» остаются на второй год в начальной школе. Чаще всего это дети из семей с худшими социальными условиями. Однако даже в благополучных, обеспеченных семьях ребенок, сутками просиживающий у телевизора, начинает отставать в учебе. А вот самые блестящие школьные успехи демонстрируют музыканты и любители книг, а также дети с разнообразными увлечениями, в том числе те, кого мы порой считаем слишком неорганизованными. Они за все берутся, им все надо, все интересно. Казалось бы, учиться совсем некогда. Ничего подобного! 92% таких детей успешно переходят в среднюю школу, причем 36% – с отличными оценками по математике, а 33% – с отличными оценками по языку.

Проблемные дети и проблемные родители

Конечно, шестилетний ребенок не слишком самостоятелен в выборе внешкольных занятий. Многое зависит от семьи. Телевизор становится главным воспитателем детей в семьях, где у родителей низкий уровень образования. Только у одного из десяти первоклассников, много времени проводящих перед экраном, родители получили высшее образование.
Любопытно, что в неполных семьях дети в пять раз реже становятся телевизионными фанатами, чем в полных. А при неработающей маме риск заболеть телеманией возрастает. Значение имеет и количество братьев-сестер. Единственный ребенок реже остается наедине с экраном: родители уделяют ему больше времени. При наличии еще одного-двух братьев или сестер дети прилипают к экранам втрое чаще. А вот в многодетных семьях (более четырех детей) почти никогда! Здесь всего 5% телеманов. Возможно, потому, что в большой семье всегда есть с кем пообщаться, поиграть.
У молодых (до 30 лет) и пожилых (после 45) родителей дети более активны – с ними больше играют, гуляют. Зато 30–40-летним родителям, видимо, некогда заниматься всякими «глупостями». Они занимаются важным делом – работают. А дети оказываются во власти TВ.
Если сравнивать привычки мальчиков и девочек, то мальчишки, несмотря на природную непоседливость, чаще прилипают к телевизорам (впрочем, успевая при этом отвлекаться на игры с друзьями, на компьютер). Девчонки же уж если влюбляются в сериалы, то хранят им верность, и ничто иное в жизни их не интересует.
У детей, много времени проводящих у телевизора, родители совсем не интересуются школьными проблемами. Треть из них даже не сочли нужным отвечать на вопросы анкеты, которую мы рассылали всем участникам исследования. Половина из них никогда не ходят на родительские собрания. А три четверти уверены, что высшее образование бесполезно с точки зрения карьеры, профессионального роста.
Что касается «спортсменов» и «интеллектуалов», то в их семьях процент прогульщиков собраний и противников высшего образования вдвое ниже. А домашних репетиторов и сторонников раннего вечернего отбоя – на 15% больше. 70% таких родителей по своей инициативе приходят в школу – поговорить с учителями. Они часто становятся активными членами родительских комитетов и всевозможных общественных организаций, связанных с образованием.

Не ради оценок

Впрочем, несмотря на очевидные школьные успехи ребят, активно занимающихся в разных кружках, прямой зависимости между хорошими оценками и внешкольной активностью нет. Да, музыка, танцы, музеи, спорт развивают личность, учат организовывать время, сотрудничать. Это, несомненно, помогает в учебе. Но не само по себе. Главное – признание семьей важности и значимости того, что делает ребенок. Поддержка любых его инициатив.
Уделяйте ребенку больше внимания, старайтесь, чтобы его жизнь была разнообразна. И вовсе не ради каких-то там школьных отметок, а ради самой жизни.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru