Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №60/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА
КИНОПРОБЫ

Возвращение к нашим отцам Владимир Машков снял драму, будто пережитую им самим

То, что фильм «Папа» Владимира Машкова, вышедший в конце августа на экраны Сибири и Дальнего Востока, а теперь достигший московских кинотеатров, отсылает зрителей к прежде виденным советским картинам 50-х годов, отнюдь не характеризует его плохо. Наоборот, это позволяет работе сравнительно молодого режиссера (популярному российскому актеру, поставившему свою вторую ленту, исполнилось сорок лет после завершения съемок) вписаться в традицию отечественного кинематографа. Хотя Машков не свободен от чересчур «киношного» представления о прошлых временах, свидетелем которых он не был, из-за чего мы встречаемся с некоторыми фактическими неточностями, воспроизведение провинциальной местечковой жизни на экране грешит приблизительностью, но поистине поражает органичность и точность существования петербургского актера Сергея Дрейдена в образе рано состарившегося во время бесплодных странствий по миру доморощенного философа Мейера Вольфа.
И все-таки Владимир Машков чувствует минувшее неким внутренним чутьем и помнит словно личной памятью, превращая повествование о чужой жизни в ретродраму, будто пережитую им самим. Можно сказать, что он сроднился с этим человеком, четыреста раз сыграв на сцене Театра Табакова немолодого еврея Абрама Шварца в спектакле «Матросская Тишина».
Абрам готов посвятить всего себя тому, чтобы непременно выбился в люди и стал большим музыкантом его сын Давид. Мальчик вырос и действительно отправился покорять Москву и мир, предпочтя на всякий случай в условиях социалистической тоталитарной системы утаить свое происхождение из заурядного украинского городка под названием Тульчин и род занятий отца-кладовщика, никак не предполагая, что тот заявится однажды в столицу и поставит перспективного юного скрипача в весьма неудобное положение.
Между прочим, Владимир Машков в большей степени, чем, например, Александр Велединский в картине «Русское» (она была представлена на том же Московском международном кинофестивале в параллельном конкурсе «Перспективы»), чуть ли не программно ориентирующийся на типичную «русскость» повествования о судьбе будущего литератора, пытается выйти и выходит в «Папе» на общечеловеческий контекст истории, о которой рассказывает. И в частности, включает в действие отсутствовавший по многим причинам в пьесе «Матросская Тишина» Александра Галича (она, написанная вскоре после войны, попала в театр «Современник» только в 1956 году и все равно оказалась под запретом) момент исхода евреев из своего местечка в ожидании скорого расстрела у близлежащего яра или же мучительной смерти в концлагере. Хотел режиссер того или нет, но его рассказ об оказавшемся на войне молодом музыканте, который непременно должен продлить свой «род Давидов», будет соотноситься с «Пианистом» Романа Поланского. И сентиментальность финального посвящения «нашим отцам» тоже свидетельствует о желании Машкова не только заставить публику расчувствоваться (а зрители дружно голосовали за «Папу» и на Московском международном фестивале, и в Выборге, где проводится киносмотр «Окно в Европу»), но и придать собственному кинотворению одновременно обобщенный и неожиданно исповедальный характер. Не о себе, однако и про себя!

Сергей КУДРЯВЦЕВ


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru