Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №60/2004

Третья тетрадь. Детный мир

СЕМЕЙНЫЙ ИНТЕРЕС

Наблюдать, надзирать, устрашать
Так педагоги прошлого века советовали бороться за целомудрие школьников

Сто лет назад проблема полового воспитания в школе была так же остра, как и сегодня. «Педагогическая литература считала для себя как будто недостаточно приличным касаться “интимного вопроса” и замалчивала поистине вопиющие связанные с ним факты школьной жизни», – писал в 1909 году один из авторов журнала “Педагогический сборник”.
Отечественные ученые и педагоги начала прошлого века, говоря о половом вопросе в школе, избегали упоминать о девочках, целиком сосредоточив внимание на мальчиках. Долго скрываемая истина открылась, как всегда, внезапно и очень всех тревожила. В конце ХIХ века в России разразилась эпидемия сифилиса. Иван Симонов, автор исследования “Школа и половой вопрос”, свидетельствовал: “На съезде, бывшем в 1897 году в Петербурге по вопросу борьбы с сифилисом, было сообщено, что в одном провинциальном университете, по собранным сведениям, оказалось 24% учащихся-сифилитиков. Из опубликованных в 1893 году данных о частной практике профессора Терновского видно, что среди тех, кто лечился у него от сифилиса, молодые люди в возрасте от 16 до 20 лет составляли более 15%, а от 20 до 25 лет – 50% от всего числа лечившихся”.
Мальчики сто лет назад, судя по данным Симонова, ничем не отличались в своем сексуальном поведении от сегодняшних: “Половое общение с женщинами, начинаясь нередко в 11 лет, особенно прогрессирует от 14 до 17 лет”.
Как же педагоги намеревались бороться за целомудрие учащейся молодежи? Препятствия, которые они видели на своем пути, были те же самые, о которых учителя говорят и сегодня. «Школа должна начать борьбу с половой распущенностью подростков, – пишет Симонов и тут же с горечью уточняет: – Семья вряд ли сможет помочь. Здесь мы невольно затрагиваем модный в настоящее время вопрос – оторванность семьи от школы. В семьях совершенно не занимаются половым воспитанием. Родители или совсем не говорят об этом, или отделываются фразой “Не огорчай папу и маму”. В нескольких случаях отмечено полное потворство со стороны родителей, которые давали подросткам деньги на половые нужды, думая, что чувственность в интересах здоровья надо удовлетворять».
Другое препятствие связано с общей картиной нравов. Описывает их Симонов в очень знакомых нам выражениях: “Ослабление семейных связей, цинические произведения литературы и искусства, эротические зрелища, растлевающее влияние растущей проституции подвергают нашу молодежь целому ряду вызывающих соблазнов и ненормальных возбуждений”.
Идеалом исследователя-педагога было полное половое воздержание до брака не только девушек, но и юношей. Он настаивал, что “надо влиять на молодежь религией, наукой, беседами, надзором, наблюдениями, но также и устрашением”.

 

“Жить вместе” – теперь обязательный предмет

В северных странах Европы давно закреплено законодательно: никто не должен становиться объектом дискриминации или порицания из-за своих сексуальных склонностей при условии, что их проявление не причиняет вреда другим.
Первая система сексуального образования в Швеции была создана Союзом за сексуальное просвещение в 1922 году. С 1956 года школьное половое воспитание было принято повсеместно, а к началу 70-х стало обязательным предметом, и получать разрешение родителей уже не требовалось.
Нынешняя программа полового воспитания называется “Жить вместе”. Педагогам в работе помогают специалисты из центров планирования семьи и школьные медсестры. Ценовая политика Швеции в отношении противозачаточных средств такова, что их использование не вызывает у подростков финансовых затруднений. Сексуальные отношения официально разрешены с 15 лет. В Швеции самый низкий уровень беременностей и абортов среди девушек-подростков.

И все-таки личное под запретом

В Португалии положение с репродуктивным здоровьем молодежи очень тревожно: по показателям ранних беременностей и абортов она опережает другие страны. До середины 70-х годов совместное обучение мальчиков и девочек было запрещено. Первые программы полового воспитания заработали при поддержке Фонда народонаселения ООН в начале 80-х. В 1986 году курс полового просвещения был включен в школьное расписание, но вскоре по требованию католической церкви его запретили. Сейчас появилась новая программа “Личное и социальное образование”, которая затрагивает и вопросы полового воспитания, но и ее, похоже, не реализовать, слишком упорно сопротивляются католические круги.

Подготовил Александр КАСИЦИН


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru