РЕЖИССУРА УРОКА
НА БИС
«Конкретно мозговально», или Из песни
слова не выкинешь
Все началось с урока по теме «Озеро
Байкал. Экологические проблемы и пути их
решения». В ответе одного из учеников вдруг
промелькнула рифма. Моментально родилось
задание: представить ответ на один из учебных
вопросов (они напечатаны в конце параграфа) в
виде четверостишия.
На удивление, ни одного голоса против высказано
не было. Наоборот, ребята самостоятельно
разбились на компании и тут же приступили к
работе. Я думал, что результат будет
отрицательным или сведется к какой-нибудь
чепухе. Но моему удивлению не было предела, когда
представленные ответы не только отражали суть
поставленной проблемы, но и были облечены в
стихотворную форму.
Самое удивительное, что в дальнейшем
любое подобное творческое задание я опробовал на
этом классе и ни разу не было срывов или отказов в
выполнении. Использование в качестве ответа
стихотворной формы, песни, загадки возможно
практически на любом этапе урока – от проверки
домашнего задания до изучения нового материала и
проверки первичного усвоения знаний.
Если ученики сочиняли песню, то в качестве
аккомпанемента использовали подручные
материалы: от пустых пластиковых бутылок до
музыкальных инструментов из кабинета музыки.
Мелодии в основном соответствовали музыкальным
пристрастиям ребят – рэпу, року.
Реакция ребят-слушателей – аплодисменты,
возгласы восторга и подбадривания, одобряющий
свист и тому подобное.
Как-то раз в качестве задания я попросил
по одному из параграфов сочинить загадки.
Откликнулось всего шесть человек. Но при ответах
я видел, что остальным было и интересно слушать
ответы-задания, и завидно хорошим оценкам. Тогда
ребята попросили на следующем уроке дать им
опять какое-нибудь творческое задание.
Так я и сделал. К сочинению дидактической оды по
учебной теме (или баллады – по выбору)
подключилось уже десять человек. А вот в
сочинении и исполнении песен участвовали все!
Я думал, что на этом все закончится. Но ребята
сами настояли на подготовке к следующему уроку
ответов-частушек. А почему бы и нет? И что
удивительно – домашнее задание выполнили
абсолютно все. Даже те, кто отсиживался на
последних партах. Исполнять частушки рвались
все: и те, кто был на уроках всегда активен, и те,
кто обычно при ответах отличался косноязычием.
На этот урок я специально пригласил завуча школы
(она преподает физику), которая и оценивала
работы ребят. В этой ситуации я больше смотрел не
за учащимися, а за восторженной реакцией завуча.
Ее оценки вызвали у ребят неподдельное
недоумение. Представьте себе оценку пять «в
пятой» или «в седьмой степени»!
Загадки по Географии.
9 класс. Тема: «Районирование территории России»
Загадки были составлены учениками дома в целях
обобщения ранее изученного материала. Опрос
производился с помощью передачи «волшебной
палочки».
Маленький да удаленький,
Граничит с Прибалтикой он,
Специализируется
на машиностроении.
Что это за район?
На Кавказе адыгейцы,
кабардинцы и чеченцы.
А в Поволжье – чуваши.
Кто в Сибири? Подскажи...
Что из себя представляет район,
Который от России так удален?
Даже не район, а область
так удалена,
Но на карте найти ее нет труда.
Балтийское море ее омывает,
Прибалтика нас туда не пускает.
Песни по Географии.
7 класс. Тема: «Географическое положение
материка»
Исполнение песни сопровождалось показом
географических объектов на картах под
аккомпанемент подручных музыкальных
инструментов, сделанных учениками заранее
своими руками.
I куплет
Много интересного, чудесного, полезного
В себе он сохранил.
И низменность, пустыни,
Поля, луга красивые
И все места любимые.
II куплет
Из гор пример – Карпаты,
Хотя они горбаты.
А горы Пиренеи
Намного их острее.
Тянь-Шань и Гималаи
Не полностью в Китае.
И Альпы – иностранцы,
Хотя и не китайцы.
Загадки по Физике. 8 класс. Тема: «Световые
явления»
Загадки были составлены прямо на уроке при
проведении обобщения по данной теме.
Знаем область мы пространства,
В нее не попадает свет,
Источники туда не светят.
Ну вот и все. Я жду ответ. (Тень.)
Я стою, смотрюсь в него.
Не пойму я ничего.
Может, объясните мне –
Аньки стало целых две!
(Зеркало.)
Без него умрут растенья,
Без него погибнем мы,
А еще в конце добавлю:
Он антоним темноты. (Свет.)
Этот прибор называют
«комнатой темной»,
А изображение получишь
хорошо освещенным. (Камера обскура.)
Песни по Экономике.
11 класс. Тема: «Фискальная политика»
Спецификой исполнения было то, что помимо
текста самой песни присутствовал речитатив –
перевод якобы с итальянского языка.
Песня «Баксотырильно политикано».
(Фискальная политика.)
Баксотырильно политикано
Тундо Березовский.
(Я придумал фискальную политику.)
Для хапо свой кармано
Ундо разумально.
Финансо пирамидо
Для лохов постровально.
(Для достижения экономических целей я применяю
множество расходных и налоговых функций.)
Конкретно мозговально
Шарахто я могунто.
Своя кармано баксо
До отказа набиванто.
(Теперь я могу управлять госбюджетом. Я
стимулирую и ограничиваю совокупные спрос и
расходы.)
Я раньше обожатто
Обломанто президента.
Поэтому за мной
Послали фээсбэнто.
(Я люблю ограничивать правительственные расходы
и повышать налоги. Я назвал это ограниченной
фискальной политикой.)
И дальше жизнь моя
Пошлатто плохованто.
И нанто было
За бугоро уезжанто.
(Моя любовь – расширенная фискальная политика,
которая осуществляется за счет роста
госрасходов.)
Такие формы изучения нового материала,
проведения опроса и закрепления ранее
изученного настолько заинтересовали ребят, что
практически каждый урок кто-либо обращается с
просьбой выслушать их ответ то в виде загадки, то
песни, то какой-нибудь оды. Результаты проведения
письменных работ в классах, где использовались
игровые формы обучения, несравнимо выше, чем в
классах, где изучение этих тем велось по
стандартной методике. В классах, сочиняющих
стихи и распевающих частушки,
неудовлетворительные оценки отсутствуют, а
количество хороших и отличных доходит до 95%.
Сергей БАННИКОВ,
учитель географии, экономики и физики
г. Москва
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|