Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №59/2004

Третья тетрадь. Детный мир

РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА 
СТО ЛЕТ НАЗАД 

Иринарх СКВОРЦОВ

Ты не извозчик!

Привычно повторяя слова о нашем стремительном времени, о кардинальных переменах, мы недооцениваем векового единства человеческих проблем. Листая педагогические журналы столетней давности, которых в России было куда больше, чем сегодня или в советское время, поражаешься: проблемы воспитания остались прежними.

«То и дело приходится слышать: ах, какие лгуны эти дети! Но как им не быть лгунами в той среде, в какой мы их растим? Отличаясь громадной восприимчивостью ко всякого рода новым впечатлениям, они быстро схватывают и усваивают основной тон окружающей их жизни. Постоянно видя, что “правда глаза колет”, а ложь выручает из беды, постоянно слыша, как люди друг друга опровергают и как они о других судят, постоянно замечая снисходительное отношение к маленькой лжи, они легко убеждаются в ее полезности, удобоприменимости. А тут на помощь еще является своеобразная детская фантазия, воспитанная на сказках и всякого рода небылицах в лицах.
Трудно сказать, чаще ли дети намеренно лгут, чем ненамеренно. Между ними действительно есть виртуозы лжи, сочинители, поражающие большой изобретательностью, даже своего рода поэзией. Когда такое дитя что-нибудь рассказывает, часто кажется, что оно рассказывает свой сон или просто думает вслух, приплетая к действительному происшествию то, что когда-то поражало его ум и чувство. Но много, конечно, настоящих, хладнокровных, расчетливых лгунов среди детей. Однако в этом качестве ничего нет врожденного, фатального. Это свойство всегда является привитым средой. Для исправления нужно или среду изменить, или заменить ее другой. То есть на себя оборотиться.
“Невозможный ребенок, – говорят родители. – Ничего нельзя при нем рассказать, сейчас разболтает”. Да зачем же вы, господа, говорите при ребенке то, что ему не нужно знать? Отчего вы пачкаете его душу всякими сварами, пересудами? Вот и угоди вам! Лгун, сочинитель – родители жалуются; правдив, искренен, ничего скрыть не умеет – опять жалуются и даже, конечно, “учат” тех и других, прибегая ко всякого рода наказаниям.

* * *

“Какой злой ребенок! – кричит мать. – Зачем ты бьешь кошку? Что она тебе сделала? Зачем ругаешься так? Ты не извозчик. Зачем ломаешь игрушки? Разве ты не слышишь, что тебе говорят? Почему ты не слушаешься?” И т.д. и т.д. Вот вам самые обычные вопросы, повторяющиеся стереотипно изо дня в день одним и тем же строгим материнcким тоном. Многими матерями они считаются чуть ли не более обязательными, чем ежедневные молитвы за маму, за папу, за Борю, за Машу.
Достопочтенные мамы! Нужно больше делать, чем говорить, а особенно кричать. Нужно самим подавать хороший пример в обращении с людьми – с теми же детьми, на которых вы кричите.
Ребенок катается от “злости” по полу, а мать кричит, беснуется, бьет. Какая же причина этого? Да самая пустая! Мать не хочет взять девочку с собой. Или хочет заставить сына сидеть за книжкой, а не бежать на двор играть с мальчишками. Неужели в самом деле нельзя не доводить ребенка до явной потери или по крайней мере до помрачения сознания? Родители, видите ли, торопятся, им некогда входить в объяснения. “Сказано тебе, исполняй и не самовольничай!” – таково одно из основных правил нашего нравственного воспитания. Это было бы прекрасно, если бы постепенно вытекало из всего предшествовавшего хода разумного воспитания. А криком ничего не возьмешь. Нужно подражать не полицейским чинам, а хорошему, толковому администратору.

“О воспитании и нравственности”. –
“Русская школа. Общепедагогический журнал для школы и семьи” – 1903, № 2


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru