КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА
ПЛЮС-МИНУС ТВ
Почему мисс Марпл не нужен пистолет?
Отгадайте с одного раза
Интересно было бы узнать, как относится
актер Александр Домогаров к названию сериала, в
котором снимался и, возможно, будет сниматься
еще. “Марш Турецкого”. Именно марш, который
подразумевает движение по ровной ли, по
проселочной дороге, в колонне или в одиночку – не
важно, и если обстановка позволяет – с песней или
под музыку. Судя по названию – Моцарта.
А Турецкий? Только ли бодро он марширует, или
дело, которым занят, требует от него то остановки,
то поворота, а то и возвращения к пройденному.
Но, может быть, актер вовсе не думает, что есть
марш, а нравится ему, что это марш Турецкого, а
Турецкий – он, и никто другой, и зрители сразу
поймут, кто главный. Это льстит самолюбию актера.
И не только актера.
Впрочем, что это автор так расфырчался? В конце
концов, появился же “Ночной дозор”. И никто не
шепнул режиссеру (если он сам не знал), что еще в
XVII веке Рембрандт создал “Ночной дозор” –
групповой портрет гильдии, который по сей день
украшает галерею Амстердама. Получается, что
нового названия для фильма его создатели не
смогли придумать. Но может быть, и не не смогли, а
не захотели? Надеялись, что, подогревая
любопытство зрителей застрявшим в памяти
словосочетанием, подкрепленным щедрой рекламой
и серьезным, вкупе с критиками и коллегами,
обсуждением: «Спасет ли “Ночной дозор”
российское кино?», добьются своего. Спасут кино.
Не спасут – свое спасет, а не сколок с
американского блокбастеров, если вообще уместно
приводить в качестве спасательного примера
именно “Дозор”.
Опять автор фырчит, не так ли? Зритель фильм более
чем заметил, а не это ли главное? Но те же критики
из породы фырчащих ждут от художников соблюдения
особенностей жанра, его художники сами выбирают
и ему должны следовать. Жанры, правда, не отделены
друг от друга бетонной стеной, кое-что из одного в
другой может просочиться, и это хорошо, но к
картине, о которой шла речь, подобное не
относится. Тут другое “проникновение”, принцип
другой, он очень помог “Ночному дозору” собрать
аудиторию. Говорят, если зайца бить, он научится
на барабане играть. Зайца жаль, и вообще это не
лучшая шутка, а нас следовало бы пожалеть
серьезно.
В летние месяцы зрителей в основном потчевали
детективными историями, поставленными раньше, –
новинки берегли. Старые же ленты крутили утром и
вечером, вечером и утром, не замечая, какую
подножку ТВ подставляло само себе. Раз в неделю, а
скорее чаще на экранах можно было увидеть
документальный детектив. Односерийный, а то и
двух- и трехсерийный. «Ловцы “скорпионов”. Дело
2004 года» – двухсерийный, и рассказывает о деле
сотрудник ФСБ. Лица его мы не видим, он повернулся
к нам спиной и неторопливо, но не монотонно, а как
о чем-то пережитом, но оставшемся в памяти
вспоминает все, что было. “Все” берем в кавычки,
всего он, конечно, не открывает и умалчивает,
например, о том, как стал “своим” в фирме по
продаже незаконно приобретенного оружия.
Можно предположить, и предположение не будет
таким уж невероятным, что в операциях по сокрытию
и сбыту товара ему тоже приходилось участвовать,
иначе бы “засветился”. Но человек действия, он и
вспоминает действия. Здесь нашли то-то и то-то, в
другом тайнике еще один склад – в результате
стволов и прочего набралось столько, что хватило
бы вооружить воинское подразделение.
Ни слова о собственных переживаниях, сомнениях,
“приспособлениях”, ни слова о страхе и мыслях о
разоблачении, без чего подобные служебные
задания не обходятся. Человек “фирмы” обо всем
этом умолчал. Додумывали за него и воображали мы
– соучаствовали. А вот от “Ледникового периода”
– эту восьмисерийную ленту повторяли в те же дни,
что и “Скорпионов”, надеялись получить и другое:
психологическое объяснение поступков и хода к
ним. А получили то, что получали уже не раз.
Берем “Ледниковый период” не оттого, что он
уступает другим криминальным сериалам. Просто в
нем собралось общее, вобравшее в себя плюсы и
минусы подобных произведений. Плюсы –
исполнители. Профессиональных и одаренных в
сериалах немало. И какую бы лабуду им ни
приходилось играть, они умудряются привнести в
нее нечто свое. Однако “свое” дело не спасает –
у него нет возможности развернуться. Оно
подчинено сюжетной схеме, выстроенной
достаточно жестко и повторяемой от раза к разу.
Возможен вопрос: зачем тогда хорошие актеры
снимаются в плохих сериалах? Ответ один – и для
них, и для тех, кто только начинает свою жизнь в
искусстве. Деньги. Очень большая разница между
тем, что получают за свою трудную жизнь люди
театра, да и кино, и тем, что предлагает ТВ, требуя
в сущности весьма немногого. Подходящей сюжету
внешности и навыков, приобретенных в специальных
учебных заведениях. Заглядывать в будущее
молодые не любят, надеются на то, что их заметят,
ну а те, кто немолод, наверное, уверены, что любить
их будут все равно.
В свое время не раз шутили, что из десятка фильмов
на деревенскую тему вполне можно смонтировать
один, в котором существование комбайнера, доярки,
колхоза предстанет веселой, счастливой, полной
песен и разносолов жизнью. Вполне поддаются
такому эксперименту и сегодняшние криминальные
ленты. Завязка – труп. Развязка – поимка
преступников. А в середине… В середине еще
несколько трупов, кровь, привыкший ко всему
ироничный судмедэксперт, измотанные, но с бодрым
взором сыщики, снимающие стресс горячительными
напитками.
На днях услышала от одного “плохого” (с экрана,
конечно) реплику, обращенную к товарищу по
профессии: “Что ты все грохать и грохать, грохать
и грохать”. Грохать и он не прочь, лексика
надоела.
Один умный человек заметил, что трюизм – верная
мысль, ставшая достоянием общества и пущенная им
в оборот. Верная мысль классического детектива в
занимательности, в привкусе таинственности,
окружающей происходящее. Гибель героев
загадочна, расследование требует – цитируем
Эркюля Пуаро – работы серых клеточек мозга. И он
сам, и несравненная мисс Марпл, и Шерлок Холмс, и
маленький смешной патер Браун Честертона, и
тяжеловес Мегрэ выигрывают поединок с
преступниками, убедив нас в своем превосходстве
над ними, а не в том, что раньше, нежели они, успели
воспользоваться пистолетом.
Это к тому, что основа у детектива есть,
оглядываться есть на что. И хоть жизнь стала
грубее и безнравственнее, кто-то льет слезы над
жертвой, а кто-то заплачет или задумается и над
другой загубленной жизнью. Чувства не отменяются
– или отменяются?
Участник дискуссии о спасительной роли “Ночного
дозора” то ли наивно, то ли цинично заметил, что,
если правильно организовать рекламу, где
мелькали бы эпизоды будущего фильма, зритель и на
пустом экране увидит то, что хотели авторы. Как
тут не вспомнить бедного зайца и не поежиться от
предположения, что и тебя готовы принять за него.
Натэла ЛОРДКИПАНИДЗЕ
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|