ИМЯ БЕДЫ – НАРКОТИКИ
Можно спорить, действует ли
антинаркотическая пропаганда на детей, зато на
родителей действует точно. Родители этой заразы
боятся смертельно. “Какая-нибудь тварь даст
моему сыну ширнуться в подъезде, и вся жизнь
полетит под откос”, – сказала мать
тринадцатилетнего мальчишки, признаваясь, чего
она больше всего на свете боится. И я боюсь.
Но ответа вот на какой вопрос я, перепуганная
мать, нигде не могу найти. Представьте себе
нормальную, обыкновенную, дружную семью. Как моя,
например. Отношения с детьми вполне хорошие. Мы,
родители, очень боимся наркотиков, но поскольку с
детьми – доверие, то проблема не замалчивается, а
обсуждается. Убеждаем, предупреждаем, пугаем.
Надеюсь, не перегибаем палку.
Но, понимаете, никто не застрахован от того, что
кто-нибудь подсунет ребенку таблетки или
сигарету с марихуаной, а он не сможет отказаться.
Из любопытства или поддавшись на подначки – это
уже не важно. Проглотит тринадцатилетний
бедолага “марочку”, выкурит “косячок” – да
ладно, пусть не наркотики, пусть сто грамм водки...
Но ведь ребенок предупрежден об опасности и
доверяет родителям. Он прибежит домой и честно
признается. И что в таком случае делать маме с
папой?
Да, мы убеждали и обещали: если что случится,
сразу говори нам, мы всегда будем на твоей
стороне, мы поможем, защитим, спасем и так далее.
Но если наши предупреждения сработают, тут-то и
возникает проблема – как выполнить обещание? Что
нужно сделать, чтобы быть действительно на
стороне ребенка, помочь, а не навредить?
Все книги, какие я прочитала, советуют немедленно
вызывать “скорую помощь”, чтобы врачи промыли
желудок, поставили капельницу, ввели
противоядие. Но если я вызову “скорую”, то сама,
открыто, добровольно объявлю своего ребенка
наркоманом – со всеми вытекающими отсюда
социальными последствиями. На моем ребенке
поставят клеймо, он окажется опозоренным изгоем,
его начнут выживать из школы... Нет, “скорая
помощь” – это невозможно.
Но и обратиться за помощью во все эти дорогущие
наркологические службы, которые рекламируют
себя в бесплатных газетках, тоже страшно. Кто там
шарлатан, кто настоящий нарколог, что у них за
препараты – неизвестно. Звать их к ребенку –
безумие. Что же остается? Посадить под домашний
арест, устроить истерику, кричать: “Ты погубишь
себя и нас!”? Но мы ведь обещали защитить и
помочь...
Римма ФЕДОРОВА,
мать двоих сыновей
О пользе союзов трезвости
Когда-то подростки очень гордились своей
работой в них
Мы почему-то думаем, что на нас свалились
какие-то невиданные и неслыханные в
отечественной истории проблемы. А между тем
Россия в конце девятнадцатого века оказалась
лицом к лицу с эпидемией детского алкоголизма –
жестокой бедой, мало чем отличающейся от
нынешних наших бед.
В середине девяностых годов позапрошлого века
антиалкогольный журнал “Вестник трезвости”
провел исследование, результаты которого
выявили поистине трагическую картину. У
крестьянских детей приобщение к алкоголю
совершалось в 7–8 лет, у городских – в 10–11 лет. 35%
учащихся гимназий и реальных училищ употребляли
алкоголь чаще одного раза в неделю.
Осознание проблемы вызвало к жизни быстрые и
энергичные меры. Во многих школах с первого
класса стало проводиться четырехлетнее
антиалкогольное обучение, программу которого
разработал авторитетный педагог Иван Мордвинов.
У младших школьников формировали общее
представление о полезных и вредных продуктах, о
ядовитости алкоголя и его болезнетворном
влиянии на организм и на социальное благополучие
человека. Для школьников были изданы специальные
книжки “Отчего сгорела деревня”, “Пьянство
делает несчастным”, “Пьянство с ума сводит”.
Принципиально иной концепции антиалкогольной
профилактики придерживался Иван
Горбунов-Посадов – педагог-толстовец, поэт,
публицист, издатель педагогического журнала
“Свободное воспитание”. Он был противником
специальных отдельных антиалкогольных курсов и
настаивал, что антиалкогольная и – шире –
антинаркотическая подготовка должна быть
растворена во всех учебных предметах.
Его программа была рассчитана на весь период
школьного обучения, и к антиалкогольной
профилактике привлекались все точные,
гуманитарные и естественно-научные предметы.
Обе программы работали, и антиалкогольная
пропаганда приносила свои плоды: среди учащихся
началось движение за трезвый образ жизни. В 1911
году Министерство народного просвещения
разрешило организацию школьных союзов
трезвости. В школьный союз могли вступить и дети,
и родители, и педагоги. Работа союзов была
организована по-настоящему демократично:
управляли ими специальные советы, куда входили
члены-руководители – педагоги, действительные
члены – учащиеся и так называемое
вспомогательное звено, включающее
членов-испытуемых. Дело в том, что в
действительные члены принимали только после
испытательного срока, в течение которого
кандидата опекал один из участников союза.
Школьные союзы организовывали выставки, лекции,
концерты, литературные вечера. Ребята гордились
членством в союзах трезвости. Они не только вели
здоровый образ жизни, не только закалялись
против будущих соблазнов алкогольного и
наркотического одурманивания, но и приобретали
важный социальный опыт, занимаясь большим,
полезным и реальным делом. Начавшиеся в 1914 году
тяжелейшие исторические потрясения пресекли
этот интересный и важный опыт.
Сегодня, увы, незаметно, чтобы наши учащиеся
проявляли активность и стремились объединиться
в борьбе за трезвость, то есть за собственное и
своих друзей будущее. Почему? Не видят опасности?
Относятся к ней равнодушно? Им все равно, что
тысячи их сверстников губят себя наркотиками?
Думаю, тут возможен такой ответ: мы, родители и
педагоги, что-то делаем и говорим неправильно. Не
в том ли дело, что мы невольно внушаем детям
мысль: борьба с наркоманией – это задача только
старших, а подростки – пассивный объект их
усилий. Получается так, что наркомания предстает
не общей бедой, а рискованной игрой, которую
взрослые запрещают, как запрещают многое другое.
Подростковый нарколог Александра Макеева в
своей книге “Не допустить беды. Педагогическая
профилактика наркотизма школьников”
предупреждает о том, что опасность способна не
оттолкнуть, а, напротив, привлечь ребят к
одурманиванию, потому что рискованное поведение
– особенность подросткового возраста:
“Возможная опасность для здоровья, страх перед
тем, “что будет, если об этом узнают предки”, в
ряде случаев только повышают чувство
удовольствия у подростка, использующего
одурманивающие вещества. И делают наркотизацию
привлекательной для того, кто еще не имеет
реального опыта одурманивания. Существование
такого механизма следует учитывать при отборе
форм и методов воспитательной работы”. Тут-то и
встает главный вопрос: как сделать борьбу за
трезвость не только воспитательной работой с
молодежью, но и работой самой молодежи?
...Сорок с лишним лет назад Институт
общественного мнения, возникший в разгар
“оттепели”, провел опрос “Портрет советской
молодежи”, обращаясь как к самой молодежи, так и
к представителям старшего поколения. Среди
многочисленных пожеланий юношам и девушкам еще
теснее сплотиться вокруг партии одно выделялось
истинной мудростью. Режиссер и художник Николай
Акимов написал: “Я бы пожелал молодежи смело
устанавливать свои, лучшие обычаи, неизвестные
старшему поколению. Например, уметь веселиться
без водки. Очень увлекательно, конечно, полететь
на Луну, но еще увлекательнее здесь, на Земле,
установить нравы и обычаи, которые считаешь
правильными. Я не знаю, какая космическая
скорость нужна, чтобы оторваться от старых,
глупых обычаев, но знаю: расход горючего здесь
равен нулю, а напряжение воли должно быть
огромно”.
Ирина ГРУЗИНОВА
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|