Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №58/2004

Первая тетрадь. Политика образования

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ

Мы любим ругать чиновников.
Но понимаем ли мы, из какой материи формируется чиновничье сознание? Какие комплексы отыгрывают чиновники, сидя в своих высоких или не очень высоких кабинетах? Что происходит с человеком, который становится чиновником? А ведь что-то несомненно происходит! Словно морок находит: был человек как человек, но вот садится он в высокое (или не очень высокое) чиновничье кресло – и словно не было человека, остался один функционал…
Но самый главный вопрос – а может ли быть иначе? Возможен ли чиновник, по-настоящему полезный и нужный своим согражданам, и если да – что для этого нужно сделать?
Это вопросы, на которые не может быть простых ответов, и потому мы приглашаем читателей к долгому и серьезному разговору на эту тему.

Инспекция по-французски

Во Франции ректоры региональных академий (нечто вроде областных департаментов образования) и сотрудники министерства получают свои посты по назначению и меняются после каждых выборов с приходом нового правительства. Должность инспектора, непосредственно контролирующего школу, – конкурсная. Как правило, получают ее опытные учителя. И для ректора академии, и для инспектора критерии примерно одинаковы. Главные – общая культура и доскональное практическое знание образовательной системы страны.
Ключевая фигура управления образованием – инспектор. Он связан и со школами, и с вузами, и с академией, и с министерством. Он создает концепции развития образования в данном регионе, программы, адаптированные к местным потребностям. Он прислушивается к “мнениям” на местах, обобщает отдельные высказывания и передает их “наверх”, транслирует рекомендации министерства, достаточно обобщенные, переводит их на язык конкретных программ.
В сущности никакой системы контроля за работой инспектора не существует. “Мы уважаем своих сотрудников”, – говорят в министерстве образования Франции. Если вдруг возникли какие-то проблемы, может быть создана особая комиссия по расследованию происшествия.
Учителя инспекторов, конечно, побаиваются: все-таки от их оценки зависит служебное благополучие педагога. “Я видела, как крупные мужчины становились меньше ростом, входя в кабинет инспектора, – поделилась своими наблюдениями парижская преподавательница. – У нас все очень иерархично, никаких вольностей”.
Еще один нюанс. Педагоги, как правило, придерживаются левых взглядов. Поэтому, если левые у власти, значит, и среди начальства больше левых, проще найти общий язык. Если кабинет формируют правые, меняются не только министры, но и инспектора.

Информация предоставлена посольством
Франции в России


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru