ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ
Мы любим ругать чиновников.
Но понимаем ли мы, из какой материи формируется
чиновничье сознание? Какие комплексы отыгрывают
чиновники, сидя в своих высоких или не очень
высоких кабинетах? Что происходит с человеком,
который становится чиновником? А ведь что-то
несомненно происходит! Словно морок находит: был
человек как человек, но вот садится он в высокое
(или не очень высокое) чиновничье кресло – и
словно не было человека, остался один
функционал…
Но самый главный вопрос – а может ли быть иначе?
Возможен ли чиновник, по-настоящему полезный и
нужный своим согражданам, и если да – что для
этого нужно сделать?
Это вопросы, на которые не может быть простых
ответов, и потому мы приглашаем читателей к
долгому и серьезному разговору на эту тему.
Инспекция по-французски
Во Франции ректоры региональных академий
(нечто вроде областных департаментов
образования) и сотрудники министерства получают
свои посты по назначению и меняются после каждых
выборов с приходом нового правительства.
Должность инспектора, непосредственно
контролирующего школу, – конкурсная. Как
правило, получают ее опытные учителя. И для
ректора академии, и для инспектора критерии
примерно одинаковы. Главные – общая культура и
доскональное практическое знание
образовательной системы страны.
Ключевая фигура управления образованием –
инспектор. Он связан и со школами, и с вузами, и с
академией, и с министерством. Он создает
концепции развития образования в данном регионе,
программы, адаптированные к местным
потребностям. Он прислушивается к “мнениям” на
местах, обобщает отдельные высказывания и
передает их “наверх”, транслирует рекомендации
министерства, достаточно обобщенные, переводит
их на язык конкретных программ.
В сущности никакой системы контроля за работой
инспектора не существует. “Мы уважаем своих
сотрудников”, – говорят в министерстве
образования Франции. Если вдруг возникли
какие-то проблемы, может быть создана особая
комиссия по расследованию происшествия.
Учителя инспекторов, конечно, побаиваются:
все-таки от их оценки зависит служебное
благополучие педагога. “Я видела, как крупные
мужчины становились меньше ростом, входя в
кабинет инспектора, – поделилась своими
наблюдениями парижская преподавательница. – У
нас все очень иерархично, никаких вольностей”.
Еще один нюанс. Педагоги, как правило,
придерживаются левых взглядов. Поэтому, если
левые у власти, значит, и среди начальства больше
левых, проще найти общий язык. Если кабинет
формируют правые, меняются не только министры, но
и инспектора.
Информация предоставлена посольством
Франции в России
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|