ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ N39
Новые книги
С.Д.ПОЛЯКОВ.
ПСИХОПЕДАГОГИКА ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ.
Опыт популярной монографии. – М.: Новая школа, 2003
В монографии С.Д.Полякова исследуется целый
комплекс закономерностей, актуальных для
современной психологизированной педагогики.
Автор не просто анализирует сложившиеся и
зачастую устаревшие стереотипы во взглядах на
воспитание и обучение,
но и аргументированно отстаивает новые подходы и
пути, на которых им найдены развиваемые в книге
идеи и соображения.
“В традиционной педагогической психологии…
обычно рассматриваются и решаются вопросы
развития и формирования личности без учета того,
в результате какой системы воспитания
и обучения это развитие произошло…”
Психологические факты
и закономерности, возникающие и проявляющиеся на
традиционных уроках, при работе в микрогруппах,
при выполнении домашних заданий, во время
коллективной творческой деятельности
отличаются по динамике эмоционального
состояния, внимания и т.д. Психопедагогика, по
определению автора, – это область научного
исследования, изучающая психологические
закономерности в рамках определенных
педагогических форм.
Первая часть книги посвящена психопедагогике
воспитания. “Воспитание – это жизнь
с ее страданиями, озарениями, дружбой, враждой,
случаями, событиями. Уложить воспитание
в прокрустово ложе науки – значит упростить
жизнь”. Всесторонне рассматривая воспитание как
процесс, С.Д.Поляков замечает, что “исходное
противоречие воспитательного процесса –
противоречие между общественными ожиданиями в
отношении подрастающего поколения и его
(поколения) собственными потребностями,
отражающими социокультурную, возрастную
ситуацию развития…
В каждой школе общее противоречие, преломившись
через ряд социальных и
социально-психологических линз, приобретает
неповторимую конкретную окраску. Потребности и
ожидания общества превращаются в ожидания и цели
педагогов школы”.
Цели и задачи педагога обусловлены глобальными
воспитательными целями и конкретными
воспитательными задачами. Эти цели и задачи
могут быть как открыты школьникам, так и
закамуфлированы, закрыты от них. Причем ни
первое, ни второе не есть гарантия успеха
воспитания: “Общее правило, пожалуй, таково: чем
больше взаимное доверие воспитателей и
воспитанников, чем больше обращенность
воспитанников на саморазвитие, тем больше шансов
на продуктивность открытой педагогической
позиции воспитателя”.
При подходе к воспитанию как к деятельности
автор разделяет деятельность воспитателя,
направленную непосредственно на воспитание, и
деятельность по созданию воспитательных
условий.
В книге подробно говорится и о личностных
качествах воспитателей, особенностях их
творческой работы, стилях деятельности и общении
друг с другом, о закономерностях возникновения,
распространения и исчезновения воспитательных
новшеств.
Рассматривая воспитание как общение, С.Д.Поляков
особо отмечает, что у воспитателя есть несколько
способов воздействия в общении: внушение,
эмоциональное заражение, убеждение и
принуждение.
При этом сложнее всего рассуждать о принуждении.
Потрясающая бедность освещения этой темы в
психолого-педагогической литературе (даже в
соответствующих словарях нет такого слова)
уживается с повседневным применением его в
педагогической практике. Конечно, речь идет не о
физическом, а о психологическом принуждении,
которое выражается в преувеличении негативных
черт школьника и возможных отрицательных
последствиях его действий, в немотивированных
запретах на действия и поступки, в побуждении к
нежелательному поведению школьника. По мнению
автора, воспитатель имеет право заставить
школьника заниматься некой деятельностью, если
он сумеет при этом обеспечить успех этой
деятельности и будет убежден, что школьник это
воспримет как свой, личный успех, свое
достижение.
Воспитанник, по С.Д.Полякову, – это прежде всего
личность, это объединяющее начало в человеке;
личность всегда в развитии. И воспитатель должен
понимать, что целенаправленному изменению в
школьнике поддается:
– известное воспитателю (осознание того, как, что
школьник воспринимает и понимает в воспитателе и
в отношениях с ним);
– поддающееся изменению (например, темперамент
чрезвычайно мало подвержен воспитывающему
влиянию);
– поддающееся изменению в конкретных условиях
(человек – это не только закономерность, но и
спонтанность, непредсказуемость).
Во второй части книги “Психопедагогика
обучения” автор пишет, что в учебной ситуации
могут развертываться три типа деятельности:
преподавательская, учебная и совместная, и
рассматривает их отдельно с точки зрения
соответствия их основным психологическим
признакам видов деятельности: труда, учения,
игры.
Какие индивидуальные качества ребенка значимы в
учебной ситуации? Физическое состояние,
двигательно-моторные особенности, эмоциональное
состояние, темперамент, осведомленность.
А учителя? Конечно, индивидуальные
психологические особенности и система
ценностных ориентаций и установок. В
соответствии с такой классификацией
индивидуальных качеств учителя и ученика
С.Д.Поляков рассматривает традиционный урок –
явление, имеющее границы во времени и
пространстве и отличающееся особыми правилами,
нормами и обычаями. В пространстве традиционного
урока автор последовательно подвергает анализу
четыре его составляющие: начало урока, основную
часть, окончание и домашнее задание, подробно
разбирая задачи каждой части.
При этом по основным психологическим явлениям и
проблемам, которые проявляются на уроках, автор
анализирует как традиционные, так и
интеллектуальные, игровые уроки, уроки
совместной деятельности и
индивидуально-личностные уроки.
При анализе учебных ситуаций в книге особо
выделены “неуроки” – все
учебно-организационные формы, не укладывающиеся
в характеристики традиционного урока, показана
изменчивость психологических проявлений,
закономерностей, проблем в зависимости от
реализуемых неурочных форм проведения занятий:
мини-урока, модульного урока, “погружения” и
открытого учебного занятия.
В каждой главе книги есть упражнения для
читателя, вопросы для обсуждения и
научно-фантастические фрагменты – имитация
научных тезисов, рецензии на несуществующие
книги, переписка по электронной почте,
оглавление ненаписанного учебника. Книга
С.Д.Полякова поисковая, диалоговая; открытость
авторского подхода, вкрапление упражнений в
текст дает возможность занять определенную
позицию на основе сравнения, дискуссии, согласия.
По материалам Государственной
научно-педагогической библиотеки им.
К.Д.Ушинского РАО.
Москва, Толмачевский пер., 3.
E-mail: gnpbu@gnpbu.ru
Internet: www.gnpbu.ru
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|