ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ N39
НАШИ КОНСПЕКТЫ
Александра САПОЖНИКОВА,
учитель начальных классов,
сотрудник Лаборатории психопедагогики
образования
при администрации Московской области;
Татьяна НОВИКОВА,
психолог,
преподаватель Психологического института
им. Л.С.Выготского при РГГУ
Искусство говорить друг с другом
Казалось бы, им владеет каждый. Но на
самом деле умению слышать и говорить тоже нужно
учиться. И не только детям, но и нам с вами...
Нам с юности знакомы слова о том, что
самая большая роскошь – это роскошь
человеческого общения. При этом большинство
людей не задумываясь называет общением любой
разговор. Психологи же утверждают, что общаемся
мы далеко не каждый раз, когда задаем вопрос,
отвечаем или обмениваемся репликами с
собеседником. Общение – тонкий и сложный
психологический процесс, строящийся по своим
законам и правилам, которым нужно еще научиться.
Общение – действительно роскошь. На его основе
происходит развитие мышления. В классе во время
урока звучат тысячи слов. А общение может не
произойти ни разу. Дети развивали внимание,
память, приобретали ЗУНы... А вот условий для
развития мышления было мало. Это происходит
оттого, что учитель, возможно, не очень хорошо
представляет себе, что же такое общение. А
зачастую и потому, что к общению в роли ученика не
готов ребенок. Таких детей называют
психологическими дошкольниками. Ведь один из
показателей готовности к школе – это умение
общаться.
Именно о готовности к школе мы и решили
поговорить сегодня, накануне первого дня
учебного года. Но это не означает, что семинар
предназначен только для учителей завтрашних
первоклассников. Психологически незрелым может
быть даже подросток, заканчивающий среднюю
школу, или старшеклассник. Как же помочь таким
ребятам?
Человек приобретает и совершенствует
умение общаться с первых дней жизни и до
подросткового возраста. Точнее, должен был бы
освоить к двенадцати – четырнадцати годам все
типы (или позиции) общения. Но так происходит не
всегда. К сожалению, среди наших учеников
(особенно в последние годы) довольно много таких
детей, которые пропустили ту или иную позицию, не
освоили ее вовремя. У них неминуемо появляются
проблемы с родителями, учителями, сверстниками.
Детство человека состоит из нескольких этапов.
Каждому возрасту соответствует своя ведущая
деятельность. И самая первая (от рождения до
года), появляющаяся в жизни младенца, – это
общение. А уж на его основе строятся потом все
остальные.
Что же такое общение?
В быту общением называют любой разговор,
в том числе и привычные школьные вопрос – ответ.
Однако учительский вопрос и следующий за ним
ученический ответ по выученному параграфу
общением можно назвать далеко не всегда. Чаще
всего это лишь коммуникация. А для того чтобы
состоялось общение, в частности между взрослым и
ребенком, необходимо несколько условий.
Во-первых, у учителя и ученика должен быть общий
смысловой контекст. Часто на уроке можно
наблюдать такую картину: на вопрос учителя
ребенок дает «нужный» ответ, и тут же в тетради
пишет такое, что только диву даешься: «Ты же
только что ответил правильно...». Объяснить это
можно, если предположить, что у ребенка и
взрослого разные контексты, нет единого
смыслового поля. Верный ответ ученик дал
благодаря своей памяти, а не потому, что понял
материал. Нет общности контекстов – нет общения.
Во-вторых, общение возможно только в диалоге.
Диалог – это разговор, в котором собеседники
хотят и умеют слышать и понимать друг друга;
адекватно реагируют на реплики.
Как часто дети слушают, но не слышат нас, смотрят,
но не видят. Взрослые тоже не всегда умеют
слушать и слышать детей и поэтому не понимают их.
Люди часто имитируют диалог. И не по злому умыслу,
они просто не прикладывают усилия, чтобы понять,
не умеют настраиваться на собеседника.
Этому можно и нужно учиться. Именно поэтому
первое, что делает хороший педагог в первом
классе, – учит ребят слышать и понимать точку
зрения учителей и одноклассников.
И наконец, в-третьих, в результате общения у
каждого из собеседников происходит накопление
психологического личностного багажа. То есть в
результате общения каждый его участник
внутренне изменяется, обогащается, осознает
что-то новое.
Школьники или дошкольники?
Общение между учителем и учеником имеет
свои особенности. Поэтому прежде всего хотелось
бы поговорить о готовности ребенка к школе. При
приеме в первый класс у ребенка традиционно
проверяют умение считать, знание букв,
предлагают тесты, оценивающие развитие мелкой
моторики. Но ребенок может бегло читать, считать
хоть до ста, запоминать и пересказывать
длиннющие тексты... и при этом быть совершенно не
готовым к школе: психологически он остается
дошкольником. Особенно остро эта проблема встала
сейчас, когда в школу стали отдавать шестилеток.
Но дошкольником может оказаться не только
первоклассник, но и ученик
любого, даже одиннадцатого класса.
Как же распознать психологически незрелого
ученика?
Такие дети сосредоточены только на себе, плохо
воспринимают учебные задания, не способны
подстроиться под одно-
классников, которые постепенно организуются в
коллективный учебный субъект (класс) и находят
общий темп работы.
Поведение ребенка, психологически не готового к
школе, очень характерно. Например: на предложение
учителя решить задачу про грибы (В корзинке было
5, нашли еще 4. Сколько стало?) он вскакивает с
места с радостным криком: «А мы тоже летом за
грибами ходили!». Между тем этот ребенок давно
освоил сложение в пределах десятка.
Он «не слышит» учителя не потому, что не хочет, а
потому, что не может (проблема усугубляется тем,
что шестилетки чрезвычайно активны и им хочется
«общаться» больше, чем психологически зрелым).
Это происходит оттого, что ребенок не освоил
«положенные» к этому возрасту позиции общения.
Пять ступеней общения
В процессе общения взрослые и дети могут
занимать по отношению друг к другу разные
позиции: «над», «под», «на равных» и менее
известные, но не менее значимые позиции «пра-мы»
и «в стороне» (отстраненная).
Они появляются в жизни человека последовательно,
в строго определенном порядке. Каждая из позиций
в положенном возрасте становится основной –
ребенок ее активно осваивает, – а потом
становится базовой. И только на ее основе
возможно дальнейшее развитие и освоение
следующей позиции.
Первой в жизни ребенка появляется позиция
«пра-мы» – чувство единства с самым близким
человеком, чаще всего с мамой. Сущность этой
позиции лучше всего выражает поза матери,
обнимающей младенца: в ней и любовь, и
безоговорочное приятие – эти двое настолько
слиты, что составляют как бы единое целое, в том
числе и психологически. Это общение позволяет
человеческому детенышу войти в социум, стать
человеком не только биологически, но и
психологически.
Взрослый это состояние выражает словом «мы»:
сейчас мы пойдем сварим кашку, ляжем спать, мы
болеем и так далее. Сознание «пра-мы» активно
развивается у ребенка до года. Он должен
насытиться, напитаться таким общением. В этом
случае он в течение всей последующей жизни будет
испытывать чувство доверия к миру, защищенности;
сможет, будучи взрослым, любить другого человека.
Об этом нужно помнить родителям, которые отводят
младенцу отдельную комнату, редко берут его на
руки, «чтоб не избаловать», или на единственное
место в общественном транспорте сажают ребенка,
а сами стоят рядом, упуская возможность посадить
его на колени, обнять, приблизить к себе.
Однажды психологи обследовали детей первого
года жизни, родившихся в семьях преподавателей
одного западного университета и первобытного
африканского племени. Так вот, дети, которых с
первых дней жизни мамы таскали привязанными на
спине, занимаясь своим первобытным домашним
хозяйством, показали гораздо более высокий
уровень психического развития, чем дети научной
элиты. Потому что младенцы первой группы все
время находились в физическом контакте с мамой,
слышали ее голос.
А зачем об этом знать учителю?
Дело в том, что дети, недополучившие этого
общения, вырастают замкнутыми, ибо окружающий
мир представляется враждебным и непонятным.
Любую попытку физического контакта воспринимают
как агрессию. Положите руку на плечо подростку,
выросшему в детском доме или интернате, – и он
сразу насторожится, ощетинится или воспримет как
интимное предложение.
Уступая главенство другим формам и позициям
общения, «пра-мы» сохраняет актуальность в
дошкольном, младшем школьном, а у некоторых детей
– и в более старшем возрасте.
Учителями она используется при индивидуальной
работе с детьми, испытывающими трудности в
обучении. Например, волшебное действие может
оказать рука, лежащая на плече не уверенного в
себе школьника, выполняющего трудное задание.
Эта рука – знак общности, единства со взрослым,
защищенности, которую дает «пра-мы».
Дети, только что пришедшие в школу, интуитивно
пытаются наладить с учителем общение на уровне
«пра-мы»: подбегают на перемене, прижимаются,
стараются взять за руку.
Следующей в жизни человека появляется, как ни
странно, позиция «над».
В возрасте примерно шести месяцев ребенок
начинает «диктовать» взрослому свои желания.
Например, размахивается и забрасывает игрушку
подальше, а потом требует, чтобы ему достали и
принесли ее. Это первые попытки подчинить
взрослого своим желаниям. А в полной мере позиция
«над» становится актуальной к трем годам. Этот
момент называют дебютом воли. Ребенок более или
менее самостоятельно передвигается, говорит,
самостоятельно ест, то есть не так сильно, как
раньше, зависим от родителей. Ведущей становится
предметная деятельность, общение «пра-мы» уходит
на второй план. Взрослый теперь нужен для того,
чтобы с его помощью осваивать окружающий мир.
Ребенок уже не слит со взрослым, а использует его.
Чуть позже ребенок пробует эту позицию в общении
с детьми младше или психологически слабее себя.
Чаще всего это происходит во время игры.
Ребенку в этот момент необходимо помочь: в
позиции «над» он учится командовать, руководить
действиями других. Не освоив ее, ребенок не
сможет перейти к позиции «под», очередь которой
наступает в четыре-шесть лет.
Для того чтобы ребенок научился общаться в
позиции «под», ему снова необходима игра. Сначала
он подстраивается из позиции «под» к другим,
обычно более старшим детям, стремясь войти в
увлекательную игру. И только потом – ко взрослым.
В шести-семилетнем возрасте ребенок научается
произвольно, сознательно занимать позицию «под»
по отношению к взрослым, что и будет одним из
показателей готовности к школьному обучению.
Позиции «над» и «под» взаимодополняют друг
друга. Отношения родители – ребенок, учитель –
ученик, руководитель – подчиненный задают
общение в них. Общающийся в позиции «над»
обладает большими полномочиями, возможностями,
опытом. Эта позиция требует ответственности,
умения принимать решения, руководить. Она
требует больших затрат сил и энергии.
В позиции «под» легко учиться, быть исполнителем.
Она достаточно комфортна.
Один из критериев психологической зрелости
будущего первоклассника – желание и способность
произвольно занимать позицию «под».
Если ребенок освоил и позицию лидера, и позицию
подчиненного, ему становится доступным общение
на равных, когда все участники общения или
деятельности выступают в роли равноправных
партнеров.
Очень важно, чтобы эта позиция использовалась в
общении учеников с учителем и друг с другом во
время учебных занятий.
Помимо того, что ученики должны быть готовы к
новому для себя типу общения, к нему должен быть
готов и учитель. К тому, что он тут не самый
главный, что мнение каждого ребенка заслуживает
обсуждения, а не оценки правильно – неправильно.
И поскольку учитель по статусу выше учеников, ему
придется специально выстраивать общение на
равных, а иногда намеренно занимать позицию
«под», спрашивая у ребят совета в той области, где
они более компе-
тентны.
Позиция «на равных» очень плодотворна для
развития ребенка. К нам в первый класс пришел
мальчик за месяц до конца учебного года. Причем
пришел из школы, где у класса полгода не было
классного руководителя, они болтались по
коридору, и, как бывает в таких случаях, в классе
очень быстро установился закон джунглей: каждый
выживал как мог. Мы с воспитателем ГПД сначала
терпеливо объясняли новичку, что здесь правила
совсем другие. Пробелов в знаниях у ребенка было
множество, амбиций тоже. И вот однажды, выполняя
домашнее задание, он переписывал работу уже в
третий раз, а ошибок в ней – даже больше, чем
раньше. Я посмотрела работу и говорю: «Знаешь,
давай отложим, не надо больше переписывать. Все
равно толку сегодня не будет». Он вышел из класса.
А через несколько минут заглядывает коллега из
соседнего класса: «Это не ваш там плачет?»
Подхожу и предлагаю: «Хочешь, поговорим?» (Обнять
и утешить в «пра-мы» не годилось: взрослый,
самостоятельный, слезы были от досады, а не от
детской обиды). Кивает головой: «Хочу». Я ему
объяснила, что понимаю, как он старался, что он не
виноват. Рано или поздно все обязательно
получится...
Когда пришла мама, они ушли не сразу – мальчишка
долго вертелся у моего стола. Смотрю – записка:
«Я постараюсь, я буду очень стараться. И у меня
обязательно получится. Не расстраивайтесь!»
Мы поговорили на равных: что я думаю про ситуацию,
как он ее понимает, что будем делать дальше. Я не
настаивала на очередном (бессмысленном)
переписывании, а отнеслась к ученику как к
равному, к человеку, который сделал все, что мог,
но у него пока не получилось. И он повел себя не
как маленький, которого уговаривают или
заставляют, а он обижается и отлынивает.
Не обойтись педагогу и без отстраненной позиции,
когда он демонстрирует доброжелательное
присутствие, готовность оказать помощь,
поддержать. Но напрямую не вмешивается в
происходящее в классе, например, во время
самостоятельной работы. Учитель должен
научиться выдерживать эту позицию: не
вмешиваться, едва завидев ошибку, а промолчать и
дать ребенку возможность ошибиться, поискать
правильное решение, попробовать, перебрать
несколько вариантов. Общение в этой позиции –
большое искусство. Учителю трудно переключиться
на подобное общение: он боится, что не успеет
вовремя пройти запланированный материал, не
хочет отказаться от привычных, надежных способов
работы.
Работа над ошибками
Наверняка в любом классе найдутся дети,
испытывающие проблемы в процессе общения. Скорее
всего это означает, что они не освоили в свое
время ту или иную позицию.
Например, если вы видите, что ученик «шарахается»
от всего незнакомого, боится принимать решения и
брать на себя ответственность, замкнут или все
время старается прикоснуться, прижаться к
учителю – скорее всего ему не хватает общения в
«пра-мы». Об этом нужно поговорить с мамой,
бабушкой или другим близким человеком, который
проводит с ребенком много времени. Такому
ученику бывает необходимо присутствие любимой
домашней игрушки. Если первоклассник таскает с
собой в портфеле плюшевую зверушку – это не
каприз, а психологическая поддержка. Не
запрещайте этого.
Общения в «пра-мы» может быть и избыточно много,
если чрезмерно любвеобильные мамы и бабушки
никак не могут смириться с тем, что ребенок вырос
из пеленок и ползунков. В этом случае ребенок
просто задыхается от вечного «мы». И учитель
может дать ему возможность перейти на следующую
ступень – «над». Например, организуя работу в
группах так, что этот ребенок будет более
знающим, умелым, чем его партнеры. Тем самым он
невольно окажется в роли лидера, руководителя. И
конечно, необходимо объяснить родителям, что в
какие-то моменты ребенок должен получать
возможность и условия действовать так, как он
хочет. Дома у него должно быть личное
пространство, хотя бы один ящик или полка, где он
обустраивает все по своему желанию.
Это касается и школьной жизни. Почему-то
некоторые взрослые считают возможным
бесцеремонно открывать, листать тетради ребенка,
не спросив его согласия, а то и рыться в его
портфеле. Когда мы выставляем в классе детские
работы, любой ребенок вправе отказаться
демонстрировать всем свой результат.
Вообще же диагностировать недостаточность
позиций «над» и «под», а также восполнить ее
легче всего в игре, поскольку с трех до семи лет
она составляет ведущую деятельность. Если
ребенок не хочет и не умеет договариваться,
подчиняться, играть по правилам, значит, он
«застрял» в позиции «над». И его нужно вводить в
ситуации, когда из желания продолжить
захватывающую игру он будет вынужден отказаться
от привычного «над» и научиться удерживать
позицию «под». И если ребенок осваивает игру с
правилами, он неизбежно освоит общение и «над», и
«под», и «на равных». Поэтому игра обязательно
должна присутствовать в жизни ребенка.
Я вас уверяю, что вместо повторения и
дополнительных заданий на каникулы и выходные
лучше «задавать» прогулки, игру и общение как со
сверстниками и младшими, так и со старшими
детьми, и со взрослыми. Пользы будет гораздо
больше!
ВОПРОСЫ ПОСЛЕ СЕМИНАРА
– Ясно, что очень немногие педагоги знакомы с
психологической теорией общения. А все ли
учителя, люди взрослые, проработавшие в школе не
один год, сами прошли и освоили все ступени
общения? Как это сказывается на профессиональной
деятельности?
– К сожалению, не все. Положение
осложняется еще и тем, что учителям особенно
трудно признать, что с ними что-то «не так»:
сказывается многолетняя привычка пребывать в
позиции «над». Кроме того, учитель настолько
обременен ответственностью, большой нагрузкой,
бесконечными обязанностями, что ему просто
некогда задуматься и поработать над собой: пойти
на тренинг или семинар. А взрослый, не освоивший
все фазы общения, не сможет ни увидеть у ребенка
подобной проблемы, ни помочь ему грамотно и
эффективно.
– Что еще может помешать учителю наладить
полноценное общение в классе?
– Недавно были проведены
исследования, показавшие, что учителя более, чем
люди других специальностей, склонны смешивать
личностную и профессиональную позиции. Это очень
мешает нормальному полноценному общению и в
классе, и в семье.
– Вопрос о трех критериях общения: разве не
предполагают первые два – состоявшийся
полноценный диалог при общем смысловом
контексте – обязательных изменений в сознании
собеседников?
– Не обязательно. Примером может
служить беседа бывших одноклассников,
встретившихся через много лет после выпуска.
Рассказали о том, кто где работает, о детях,
вспомнили школьные годы. Контекст общий был,
диалог тоже – все заинтересованно слушали,
расспрашивали друг друга. Но ничего нового в
личностном плане участники встречи скорее всего
не приобрели. Поговорили о прошлом – и разошлись.
– Не кажется ли вам, что современная школа не
располагает к тому, чтобы учитель психологически
менялся после разговора с учеником? Все толкает
его к тому, чтобы оставаться информатором
во-первых и контролером – во-вторых.
– Контролировать тоже можно
по-разному. Хороший учитель ответы учеников
оценивает не только с позиции правильно –
неправильно, а каждый раз старается
проанализировать, воспроизвел ли ребенок что-то
по памяти или понял смысл. Таким образом,
правильный ответ не повод для самоуспокоения, а
следствием неправильного может стать
содержательный диалог с ребенком: как ты получил
такой ответ, объясни, пожалуйста, – а не
банальное: «Садись, два!», уничтожающее всякую
возможность для общения. Кроме того, если дети не
поняли материал, это хороший повод для учителя
задуматься: раз нет желаемого результата, нужно
действовать как-то иначе. Только не стоит гнаться
за всеми формальными показателями сразу:
количество слов в минуту, идеальное оформление
письменной работы и так далее. Это может
оказаться не под силу ребенку и будет отвлекать
от понимания смысла задания, его содержательной
части.
– Что происходит в классе, где оказалось
несколько психологических дошкольников?
– Учителю, работающему в таком
классе, не позавидуешь. Обычная вынужденная
реакция: сиди тихо, не вертись, не вскакивай,
смотри на меня... То есть учитель оттормаживает
все «мешающие» учебному процессу реакции
ребенка. И в первую очередь двигательную
активность, хотя есть дети, воспринимающие
информацию только в движении, в действии. В
последние годы их стало особенно много. В
результате складывается жесткая
образовательная система – даже не кнута и
пряника, а просто палки. И общения в этой ситуации
быть не может. Учитель сообщает сведения в
длинных монологах и иногда просит детей
повторить услышанное. Но это же очень трудно.
(Иногда студенты, конспектируя, просят повторить
предыдущую фразу – так мне приходится заново ее
формулировать. А попробуй повтори то, что сказал
кто-то другой!) В начальной школе у ребенка должна
складываться учебная деятельность. Но это
возможно, только если он выступает как субъект:
слушает, понимает, вырабатывает личностную
позицию, собственную точку зрения. Какая уж тут
учебная деятельность, если ученик только слушает
и выполняет указания?..
– Значит ли это, что современный школьный уклад
несовместим с учебной деятельностью?
– Скорее он ориентирован не на
учебную деятельность, а на обучение. В процессе
обучения ребенку достаточно четко выполнять
распоряжения учителя и иметь хорошую память:
прочитал параграф, пересказал, написал
контрольную. А учебная деятельность требует не
столько памяти, сколько мышления: ученик в
процессе общения находится в активной позиции,
высказывает свою точку зрения, выслушивает
чужую, соглашается, возражает, приходит к выводам
самостоятельно. Условия для формирования
учебной деятельности создают программы,
основанные не на «запомни», а на «подумай». Но, к
сожалению, большое количество школ до сих пор
занимается обучением.
– Как должен вести себя учитель, столкнувшийся в
классе с психологическим дошкольником?
– Лучше бы, конечно, этой проблемой
занимался школьный психолог. Но такая
возможность есть не всегда. Поэтому учителям
необходимо знать, как вести себя с таким
учеником. Прежде всего... оставить его в покое! Не
настаивать на выполнении домашних заданий.
Сделал – хорошо, не сделал – ничего страшного,
скорее всего забыл, потому что у ребенка нет еще
чувства ответственности. А чем больше учителя и
родители на него наседают, тем меньше остается
возможностей для общения. Конфликт между
требованиями взрослых и внутренним состоянием
ребенка усугубляется. Особенно губительно, когда
в конфликт включается мама, предназначение
которой не обучать, а любить. Если и она
становится на сторону учительницы, у ребенка, и
так чувствующего себя неуютно, получается
сплошная война. Со всеми. А он – один. Поэтому ни в
коем случае нельзя жаловаться родителям, а лишь
объяснить причину затруднений ребенка. А в
классе создать щадящий режим. Ибо что для нас
важнее: психическое здоровье ребенка или ЗУНы? И
в какой-то момент ребенок начинает включаться в
то, что происходит в классе. Потому что, когда на
тебя давят, невольно хочется сопротивляться, а
если говорят «да как хочешь», ты рано или поздно
присоединишься к тому, чем заняты все вокруг.
Такого ребенка никогда нельзя ни с кем
сравнивать. Кстати, очень хорошо, что сейчас в
начальной школе отменили отметки.
– Формально да. Но даже там, где нет пятибалльной
системы, стали рисовать звездочки, солнышки,
рожицы...
– Это практически та же самая
отметочная система, которая наносит огромный
вред ребенку. Ведь уже с первого года обучения
детская работа «на пятерку» должна
соответствовать множеству требований:
правильно, чисто, красивым почерком и так далее. И
огромное количество сил тратится на
несущественные вещи, которые не имеют отношения
к образованию. Это огромная (и бессмысленная)
нагрузка. А если на учителя и ученика не давит
отметка, можно оценивать работу
дифференцированно, достигать требований
поочередно и дать ребенку возможность дорасти до
каждого. Конечно, ребенку необходима оценка.
Во-первых, он должен понимать, насколько успешен.
Но для этого можно каждый раз менять систему
оценивания: сегодня 20-балльная, завтра 3- или
15-балльная. И во-вторых, дети мечтают об отметках,
слышат о них от старших, часто настаивают на том,
чтобы учитель ставил традиционные отметки. В
связи с этим хочется рассказать о нашем опыте.
Александра Валерьевна в своем втором классе,
предварительно договорившись с родителями,
установила такое правило: каждый может получить
любую отметку по своему выбору. Причем получить в
самом прямом, материальном смысле: взять в руки и
унести домой. Цифры от двух до пяти были
нарисованы на небольших карточках и лежали в
классе целой кучей. Хочешь отметку – возьми на
здоровье. Условие было одно: через некоторое
время вернуть их обратно. Кстати, пятерки были
самыми невзрачными, а двойки – просто
загляденье, большие, яркие. Родители
(участвовавшие в заговоре), взглянув на пятерку,
интересовались: что это ты такую неказистую
выбрал? И тяга к отметкам в классе постепенно
сошла на нет. Дети стали отвечать не за отметку.
– Но учеба без оценивания невозможна. Как дети
могли понять, насколько верны их ответы?
– Для этого ребенок должен видеть не
только свою работу и цифру под ней. Содержательно
оценить свой ответ он сможет, если увидит
результаты работы одно-
классников. Это очень хорошо получается в
групповой работе: ученики не только выполняют
задания вдвоем или втроем, но и анализируют
ответы, проверяют работы друг друга. Мы часто
выставляем выполненные работы всех учеников, а
потом каждый выбирает три наиболее
понравившиеся. В результате работы оцениваются
коллективно и в то же время каждый ученик имеет
возможность внимательно изучить работы
одноклассников. Хотелось бы напомнить, что
учитель в этот момент должен не забыть о тех
детях, которым учеба дается с трудом: очень
обидно, если твою работу в очередной раз никто не
выбрал как лучшую. Значит, нужно все время менять
критерии – выбираем самую оригинальную, яркую,
аккуратную работу, – так, чтобы абсолютно все в
классе побывали в ситуации успеха. Регулярно
изучая работы одноклассников, ребенок начинает
отмечать не только свои успехи (не за отметку же,
когда каждый сам за себя), но и других: смотрите, у
нее наконец-то получилось! Когда ребята замечают
продвижение других детей и радуются этому, в
классе возникает рабочая доброжелательная
атмосфера.
– Если учительница мягко, доброжелательно
разговаривает с детьми, они бегут к ней на
перемене – гарантия ли это того, что в классе
происходит общение?
– Терпеливый, ласковый учитель не
всегда умеет работать на уроке в рамках общения.
– Какая из позиций наиболее благоприятна для
учебной деятельности?
– Педагоги и родители знают, что без
позиции «над», то есть без прямого руководства,
прямого обучения ребенка и удержания его от
ошибок и опасностей нельзя построить разумный
учебно-воспитательный процесс. Часто дети сами
обращаются к взрослому как к более сильному,
знающему, умелому и авторитетному человеку.
Вероятно, поэтому учителя и родители так много
общаются с детьми именно из этой позиции. Но
неотступное руководство взрослых и их поучения,
чрезмерная опека начинают тяготить детей, лишают
их инициативы. Это существенный недостаток
позиции «над». Нельзя отказываться ни от одной
позиции общения. Учитель должен владеть всеми и
выбирать ту или иную в зависимости от ситуации.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|