ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ N39
РАЗГОВОР С УЧИТЕЛЕМ
Ольга КРЫЛОВА,
Елена КУЦЕНКО
Главная школьная встреча
Встреча между учителем и учеником
формально происходит каждый учебный день.
Но чтобы она состоялась по-настоящему, ее
недостаточно назначить в школьном расписании...
Говорят, в нашей профессии нет мелочей.
С этим трудно спорить. Но студентов пичкают
дидактикой, заслуженные учителя, распространяя
передовой опыт, говорят все больше о методиках
и приемах, а на педсоветах обсуждают
успеваемость. Не слишком ли мы сосредоточились
на частностях, на средствах? Самый лучший
высокотехнологичный инструмент – всего лишь
инструмент. В руках того, кто им работает.
Давайте поговорим сегодня с московским учителем
географии Ольгой КРЫЛОВОЙ о педагогике: о том,
что должно происходить в момент встречи педагога
и ребенка; кто для меня ребенок; кто я для него…
Имеет ли право ребенок не хотеть, не уметь, не
знать? В чем заключается мастерство учителя? И
что ему противостоит на пути
к мастерству?
Здесь нет «правильных» ответов, и каждый учитель
ответит
по-своему.
Но если мы не задаем себе этих вопросов, любая
методика «превращается в тыкву».
– Учитель поставлен в такие
условия, что ему нужно за определенное время
впихнуть в ребенка строго запланированное
количество ЗУНов. И это становится самоцелью. А
сопротивление ребенка нужно сломить или в лучшем
случае спеть, сплясать, применить цветные
карточки, чтобы он и не заметил, как в него попала
та же самая пилюля, только с сиропом.
– Наверное, в жизни многих учителей рано или
поздно наступает понимание того, что процесс
навязывания сведений будет оставаться
неэффективным, пока он не будет принимать во
внимание интересы, особенности и слабости
ребенка. Можно бесконечное количество раз
повторять одно и то же, кричать, раздражаться,
заставлять его перечитывать параграф и… не
добиться ни малейшего успеха. Ребенок все равно
не понимает, потом замыкается, потом уже вообще
ничего не хочет.
Чем точнее мы будем чувствовать ребенка, тем
процесс обучения будет легче, результативнее. В
обучении так или иначе непременно есть момент
принуждения. Есть вещи, которые нужно просто
выучить, отработать, чтобы перейти на какую-то
следующую ступень. Вопрос в том, насколько это
делается с пониманием взаимных интересов, с
уважением к ребенку.
– Какой же путь предпочесть учителю: долго
объяснять, зачем нужны именно эти знания
(например, тебе нужно выучить буквы, чтобы
научиться читать), или изощряться в
разнообразных приманках, или строить
взаимоотношения вне урока – в походе, например,
– а потом использовать возникшие отношения?
– Думаю, рецептов здесь нет. Я могу использовать
разные подходы к разным детям. Единственное, что
для меня важно, – с ребятами нужно быть честной.
Можно разыграть кого-нибудь в шутку, но
обманывать нельзя. Нужно быть честными друг с
другом и называть вещи своими именами.
А долго объяснять, зачем нужно выучить именно
этот материал, даже в шестом или седьмом классе,
мне кажется, не стоит. Они сделают вид, что
слушают, покивают головой, но строить мотивацию
на такой рассудочной основе в этом возрасте не
всегда получается. Я, конечно, объясняю на уроке,
для чего нужно выучить, запомнить, понять этот
материал. Но, с другой стороны, стараюсь увлечь
ребят самим процессом обучения, детям важно
показать, что учиться – это интересно. Чтобы
ребенок получил положительный опыт, например,
радовался решенной задаче.
Для нормальных рабочих отношений в классе
учителю необходимо понимание, что каждому
ребенку требуется разное время для усвоения
материала, решения задачи. К сожалению,
наибольшее сопротивление такой подход к ребенку
встречает у завучей. При проверке журналов
работа учителя оценивается по количеству
отметок, выставленных на каждом уроке, у
«примерного» учителя в колонке отметок за
контрольную или проверочную работу не должно
быть пустых клеток, а работы нужно собирать в
четко установленный срок и не давать спуску тем,
кто не сдал. По этим критериям я всегда в «черном
списке». Думаю, большинство учителей понимают,
что на уроке должна быть определенная свобода
маневра для того, чтобы строить человеческие,
ненапряженные отношения с учениками. Но это идет
вразрез с множеством формальных критериев, по
которым оценивают работу педагога. Многие ребята
не хотят, не любят отвечать у доски. Прежде всего
потому, что не умеют, да и боятся получить плохую
отметку. Идет объяснение новой темы, ребенок
только пробует сформулировать свое понимание,
учится говорить на эту тему. Большое количество
детей не могут хорошо ответить в этой ситуации.
Казалось бы, чего проще: ну не получилось у него,
пусть это считается первой попыткой, а через
один-два урока он прекрасно ответит на те же
самые вопросы. Но над учителем как дамоклов меч
висит необходимость поставить не меньше пяти
отметок на уроке. Я, например, могу провести урок,
не поставив ни одной отметки. И урок этот пройдет
замечательно: мы столько говорили, обсуждали,
пробовали. Но, с точки зрения завуча, этот урок
никуда не годится. И пока эта ситуация не
изменится, мало что изменится в сфере уважения
учителя к ученику.
Очень вредит детям и практика выставления
итоговых оценок по среднему баллу, выведенному
из всех полученных за четверть отметок. Ведь если
ребенок нахватал двоек и троек, да мы еще и
напомним ему об этом не раз, он и напрягаться не
будет: все равно тройка выходит (а вы бы стали в
этой ситуации прилагать усилия?). К сожалению, в
школьном обиходе накопилось столько
бессмысленных правил, придуманных кем-то
когда-то, что они не только мешают установлению
нормальных взаимоотношений между педагогом и
ребенком, но и отбивают всякую охоту к учебе у
детей.
– Нужно ли, на ваш взгляд, первым делом
устанавливать с классом неформальные отношения,
завоевывать любовь учеников?
– Если и складываются с ребятами какие-то
дружеские отношения, это происходит постепенно и
не специально. В первую очередь, конечно, нужно
установить ненапряженные рабочие отношения.
Деловые. Мы ведь встречаемся прежде всего в
школе: я пришла сюда выполнять свою работу, у тебя
свои обязанности – ты тоже зачем-то пришел в
класс. Так давай уважать друг друга и
сотрудничать. Я помогу тебе получить знания,
организовать этот процесс как можно более
эффективно, в какой-то момент, извини,
проконтролирую. А в душу друг другу лезть
необязательно. Кстати, если относиться друг к
другу доброжелательно, но не заигрывать,
уважительно, без панибратства, то отношения с
классом всегда перерастают в дружеские без
всяких специальных усилий. И отношения эти
длятся много лет, даже после окончания школы.
Я стараюсь прежде всего определить правила, по
которым мы – учитель и ученик – будем
взаимодействовать. И мы стараемся их не нарушать.
По-моему, это гораздо лучше, чем бесконечно
прощать, смотреть на многое сквозь пальцы, а
потом вдруг накричать, наставить двоек за то, что
еще вчера сходило с рук.
– Кстати о двойках: они ведь далеко не всегда
показывают уровень знаний. За что их только не
ставят: за забытую тетрадь, за «вольнодумство»
или плохое поведение!..
– Отметка вообще вещь очень субъективная и…
лукавая, что ли. Ведь учитель, вызывая ученика,
почти всегда заранее знает, может тот ответить
или нет. Конечно, если он хоть сколько-нибудь
опытный профессионал. Ну и зачем задавать
заведомо непосильные вопросы? Чтобы завалить
ребенка двойками и тройками? Я, когда
просматриваю журнал своего класса, иногда вижу
такую «гирлянду». И вопрос у меня не к ученику, а к
учителю: зачем? «А он большего не заслуживает! На
сколько выучил, столько и получил», – отвечает
мне коллега. Так может, спросить его то, что он
знает, дать возможность почувствовать себя
успешным? Вместо того чтобы формировать у него
привычку быть вечным отстающим…
– Может быть, отметки вообще надо было бы
отменить?
– Не думаю. Отметки нужны. Да и дело-то не в них, а
в учителе. Оценивание – инструмент в его руках.
Если ему не на чем больше строить отношения с
учениками и он склонен использовать отметку как
средство наказания или унижения, отмена отметок
проблемы не решит. Я знаю, что в начальной школе
при безотметочном обучении учителя рисовали,
например, лесенки, по которым поднимается каждый
ученик. Ну и какая, скажите, разница: получает
ребенок двойку за двойкой или изо дня в день
топчется на самой нижней ступеньке?
Я не призываю всем ставить одни пятерки. Бывает,
что хороший ученик схалтурил или поленился
выполнить задание. И его работу нужно оценить
соответственно. Но во-первых, это оценка не
человека, а именно его работы, а во-вторых, низкий
балл не должен превращаться в клеймо на всю
четверть. Хочешь – имеешь возможность пересдать,
улучшить результат.
– Отметка бьет не только по ученику, но и по
учителю. Сколько липовых троек было
«нарисовано», чтобы не осложнять жизнь ни
ученикам, ни себе.
– Еще несколько лет назад главным, за что ругали
учителя, был процент успеваемости. И учителя
всеми силами пытались вытянуть этот процент (три
пишем, два в уме), за который надо было отчитаться.
А сейчас некоторые школы бросились в другую
крайность: пресловутый процент не принимается во
внимание, и часть учителей теряют
профессиональную заинтересованность в
успеваемости детей. В прошлом году еще хорошо
учился, а в этом съехал на тройки. Ну что ж: твоя
проблема. Констатация, но не поиск причин.
Наверное, ситуация усугубляется еще и тем, что в
школу стало приходить большое количество
непрофессионалов: люди теряют работу на
производстве, а в школе всегда есть вакансии. Но
педагог – это профессия. Для того чтобы
преподавать в школе, недостаточно просто хорошо
знать физику или историю.
– Что же главное для педагога-профессионала?
– Прежде всего уметь учить. Каждому знакома
сцена: ребенок, вызванный к доске, пересказывает
параграф. И делает это откровенно неудачно. «Ты
сколько раз дома читал параграф?» «Два», – хмуро
бормочет ученик. И ведь не врет, правда читал два
раза. Но он не умеет осмысленно читать, строить
связный текст, выделять главное. «А тебе надо
пять раз читать!» – раздраженно припечатывает
учитель. Да хоть шесть. Это случай, когда
количество в качество не переходит. Ребенка
нужно специально учить читать учебный текст,
понимать его.
Нужно чувствовать ребенка, уметь с ним
взаимодействовать. Есть довольно простые вещи,
которые нужно учитывать, работая с детьми.
Например, перенос умственного действия во
внешнее. Любой учитель географии знает, что
ребята легко, что называется в уме, определяют
левые и правые притоки рек, текущих в нашем
полушарии на север. Потому что лево-право
совпадает с их пространственным ориентиром. А
вот когда речь идет о Волге, левые и правые
притоки изображены зеркально. И очень часто
можно наблюдать, как ребенок делает движение, как
бы стараясь совместить направление взгляда с
направлением течения реки. Или на секунду
переворачивает атлас вверх ногами. Любой
заинтересованный и наблюдательный учитель может
сделать вывод о том, что ребенку это необходимо. И
в другой ситуации самому предложить внешнее
действие, если логических объяснений будет
недостаточно. Сейчас стала доступной и
специальная литература, без которой просто
невозможно стать настоящим профессионалом.
Объяснение хорошего учителя должно быть простым,
доходчивым, понятным. Одно время я работала
завучем по научно-методической работе, и в мои
обязанности входило посещение уроков и их
анализ. В такой ситуации лучше не отчитывать и
критиковать учителя, а помочь ему самому увидеть
свои успехи и неудачи. Так вот, самым действенным
приемом была запись объяснения на диктофон.
Конечно, с согласия учителя. Иногда достаточно
послушать себя со стороны, чтобы задуматься: а
могли ребята понять новый материал после моего
объяснения? Кстати, это очень простой и
эффективный способ проанализировать свою
работу.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|