Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №57/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ N39 
ПСИХОТЕХНИКА УЧИТЕЛЯ 

Дмитрий СОРОКОВ

Профессиональный идеал для XXI века

Педагог – это уже не просто профессия, это мировоззрение, стиль жизни и, главное, совокупность лучших человеческих качеств...

Начало учебного года. И в расписании уроков «Школы для учителя» – новый предмет, вернее, новая рубрика. «Психотехника учителя» (от греч. «псюхе» – душа и «техне» – мастерство, искусство) – авторская программа и современное направление психологической подготовки и повышения квалификации педагогов-практиков. Представляет ее разработчик курса – профессор кафедры индивидуальной и групповой психотерапии Московского городского психолого-педагогического университета Дмитрий Георгиевич Сороков. На первой странице вкладки вы уже прочитали приглашение на курсы в МГППУ. Но поскольку доступны они лишь для москвичей, мы решили провести заочные курсы для всех наших читателей. И первое занятие состоится уже сегодня. Его тема – «Суть и предназначение современной психотехнической подготовки педагогов-практиков».

Многим студентам, выпускникам, преподавателям педагогических университетов, а особенно тем педагогам-практикам, кто не мыслит себя вне своей профессии, давно уже стало ясно, что существующая система подготовки учителей требует серьезной реорганизации. Причем такой реорганизации, которая в первую очередь изменила бы психологическую атмосферу, межличностные отношения в школе и помогла бы сверх всякой меры перегруженному школьными и домашними заботами учителю избежать чрезвычайно распространенных сегодня профессиональных заболеваний. Да, букет эмоционально-личностных расстройств, называемых синдромом сгорания, как и психосоматические заболевания с клинической картиной, близкой к депрессии, которые стыдливо именуют синдромом хронической усталости, – это профессиональные заболевания педагогов XXI века. Именно профессиональные заболевания (так как они неумолимо возникают в связи с выполнением профессиональных обязанностей), которые ко всему прочему имеют психологическую природу.
Сегодня в рубрике «Психотехника учителя» мы начинаем заочные занятия, которые несколько изменяют сложившиеся представления о том, чему и как можно учить педагогов-практиков, и закладывают основные принципы, установки и методы нового подхода к психологической подготовке учителей.
Что же нового может быть в идее психологической подготовки учителей?
Психология стала составной частью обучения будущих педагогов уже с начала ХХ столетия. Однако со временем все более проявлялся разрыв между так называемой академической психологией и практическими нуждами учителей. И сегодня, несмотря на обилие учебных дисциплин, учебников и монографий по педагогической психологии, в кругах педагогов-практиков бытует уверенность в том, что подобного рода разработки относительно бесполезны для практической работы учителя. Ведь там на тяжеловесном, псевдонаучном языке, ученые мужи и дамы пытаются либо объяснить очевидное, либо разбавить научной терминологией истины, которые давным-давно освоены в трудах выдающихся гуманистов.
Вот и получается, что несколько страниц Корчака или Соловейчика гораздо ценнее психологического трактата, а строить искусство преподавания на основе психологической науки – все равно что возводить школьное здание на зыбучем песке.
Новые же поиски в системе подготовки учителей методологически, на наш взгляд, могут опереться на современную психотехническую теорию и психотехнический метод, которые блестяще зарекомендовали себя в практике подготовки психологов-консультантов и психотерапевтов на факультете психологического консультирования в МГППУ.
Во главу угла психологической подготовки специалиста мы ставим ту сферу жизни профессионала, которой традиционно уделяется чрезвычайно мало внимания – сферу личной жизни.
Учитель – прежде всего человек. Поэтому хороший учитель XXI века (подробнее о нем – чуть позже), по нашему мнению, может встречаться со своей профессией только в контексте личного бытия, а с учеником соответственно не только в аспекте своего, но и его, ученика, частного личного бытия. Предназначение же психотехники – в утверждении человеческой личности, что, в частности, выражается и в исчезновении симптомов упомянутых профессиональных заболеваний, и в повышении работоспособности, и в позитивном отношении к жизни.
Особая сложность психотехнической подготовки учителя сегодня состоит в том, что ему приходится глубоко переживать, имея дело не только со зримыми, явными опасностями, но и с такими, которые многими родителями и подростками не осознаются как несущие серьезную угрозу человеку и обществу, а выдаются чуть ли не за эталоны и критерии современной эпохи. Речь идет о потребительстве, меркантильности, индивидуализме, прагматизме, неограниченном эгоизме, которые развращают, разлагают и опрощают человеческую личность не меньше, чем наркомания и алкоголизм. И эта реальность требует от педагога-практика не просто профессиональных знаний и мастерства, но и душевных сил для ежедневного утверждения своей ценностной позиции.
А теперь подробнее о хорошем учителе XXI века. Обобщенный его портрет мы составили, опираясь на зарубежные и отечественные исследования эффективности педагогической деятельности.
Общая характеристика личности. Гуманен в прямом смысле слова. Обладает чувством юмора, справедлив, честен, скорее демократичен, чем авторитарен. Способен посочувствовать и утешить, легко налаживает контакт как с классом в целом, так и с отдельными «трудными» учениками.
Поведение в классе. Гибок (проявляет большую жесткость или мягкость в зависимости от требований ситуации). Легко и свободно оперирует преподаваемым материалом, обнаруживая свою компетентность. Умеет задавать вопросы. Владеет интерактивными методами преподавания (семинар, дискуссия). Устанавливает четкие процедуры проверки знаний учеников, при этом проявляя намерение помочь ученикам в учебе. Желает и умеет экспериментировать, искать новое. Скорее неформален, чем официален. Проявляет способности к сотрудничеству.
Восприятие самого себя. Характерны положительная самооценка, оптимизм, принятие самого себя как человека и педагога.
Восприятие других людей. В основном склонен к положительной оценке других (учеников, коллег, руководства), считает их стоящими людьми, настроенными в целом дружелюбно. Относится к ученикам как к индивидуальностям, которые достойны веры в них, уважения и высокой оценки.
Проще говоря, хороший учитель – это прежде всего хороший, здоровый и знающий человек, к тому же способный к гибкому общению с учетом индивидуальных особенностей учеников. И, судя по всему, общим для всех хороших учителей является то, что они рассматривают преподавание не только как объективное предоставление фактов, но и как продолжительный субъективный личностный контакт ради ведения учеников к вершинам их творческих возможностей.
Кроме того, хорошие учителя XXI века сегодня едины в том, что главные задачи обучения в школе – обеспечить условия для личностного роста, а именно: научить детей учиться, самостоятельно мыслить, выбирать, эффективно решать проблемы и открытые задачи, которые ставит перед человеком жизнь и которые не подразумевают единственно верного решения.
Поэтому современному учителю невозможно обойтись без собственного опыта бытия здоровым, счастливым, самосовершенствующимся, доброжелательным человеком, то есть без той самой психологической подготовки.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru