Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №57/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ N39 
 

Дмитрий ИВАНОВ,
начальник отдела обеспечения качества подготовки специалистов
Московского психолого-педагогического университета (МГППУ),
кандидат психологических наук

Учимся по-старому?

Модернизация образования начинается “с хвоста” — с реорганизации учебного процесса.
А начинать нужно с подготовки и переподготовки педагогов.
Но как?

С чего следует начинать реформу педагогического образования? Со школы? Но учителя работают так, как научили их в вузах и на курсах повышения квалификации. Значит, модернизация образования должна начинаться с педагогических институтов и ИПК. С того, чтобы преподаватели, обучающие будущих педагогов, приняли наконец новые ценности в области обучения. Это и есть основная проблема реформы или модернизации любого образования. Делаются ли реальные, а не “бумажные” шаги в этом направлении? “К сожалению, нет”, – считает сегодняшний гость первой страницы Дмитрий ИВАНОВ, кандидат психологических наук, начальник отдела обеспечения качества подготовки специалистов Московского психолого-педагогического университета.

Что считать результатами образования и обучения, как их достигать в учебном процессе? Как преодолевать миф о том, что перестройка разрушила лучшее среднее образование в мире и что школа дает знания, причем фундаментальные? Можно ли считать знаниями то, что ребенок должен усвоить в рамках учебных предметов, но никогда не использует для решения любых практических ситуаций, выходящих за рамки многочисленных, но похожих друг на друга учебных задачек (“Знать и не уметь сделать – вообще не знать”, – гласит японская пословица)?
Первый шаг реформы педагогического образования должен состоять в определении результатов, на достижение которых должна работать вся система общего, среднего образования. Сделано ли это в “Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года”? Утверждаю, что не сделано. Вот как это сформулировано в концепции: “Главная задача российской образовательной политики – обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства”. И еще: “Базовое звено образования – общеобразовательная школа, модернизация которой предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его по-
знавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования”. Все ясно? На мой взгляд, предельно! Сохранить “фундаментальность”, т.е. усвоение определенной суммы знаний. Кем “определенной”? Естественно, чиновниками вместе с ангажированными разработчиками государственных образовательных стандартов. И эта “сумма знаний” пока остается единственным содержанием образования и единственным предметом отчетности для директора, учителя и ученика.
Поэтому стоит ли придавать серьезное значение словам про “целостную систему универсальных знаний, умений, навыков”, “развитие его личности, познавательных и созидательных способностей”, “ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования”? Думаю, не стоит. Все, что написано после “но”, – всего лишь идеологический довесок. Таким образом, текст Концепции не может служить реальным ориентиром для изменений в содержании и методах переподготовки и образования будущих учителей.
Увы, не может служить подобным ориентиром и “Программа модернизации педагогического образования”, утвержденная Министерством образования РФ в 2003 году.
Те же расплывчатые формулировки. Уже не удивляет, что в программе не определены результаты образования будущих педагогов. По существу это и не программа в точном смысле слова, поскольку не используется в целях организации учебной деятельности.
Возможно, подобная ситуация вполне закономерна. Пока образование будет оставаться исключительно вотчиной Министерства образования и науки и Департамента образования, новые цели не будут сформулированы отчетливо и конкретно. Так, чтобы действительно обеспечивать появление новых образовательных программ, направленных на достижение новых образовательных результатов в новой социальной ситуации. В странах Западной Европы результаты образования определяются путем анализа требований к качествам, умениям и способностям выпускников всеми заинтересованными сторонами: обществом, правительством, будущими работодателями, студентами, преподавателями, в то время как контроль за реализацией целей берет на себя государство.
К сожалению, в нашей стране подобных сторон, заинтересованных в результатах образования, пока нет. Не созданы условия и для их появления. Существует жесткая зависимость образовательных учреждений от министерства, а преподавателей – от учебного плана и администрации. В политике, проводимой правительством, отсутствует признание ценности образования как основного социального института, создающего интеллектуальный ресурс общества. Из-за неразвитости бизнеса, создающего требования к специалистам, нет заинтересованности в результатах образования. Бюрократически организованное образование также не может породить ни новые цели образования, ни способы их достижения, ни тем более изменить систему традиционного управления образованием.
Могут ли педагогические вузы разорвать этот порочный круг и самостоятельно начать подготовку новой генерации педагогов и воспитателей, думающих и работающих по-новому? Думаю, что нет, не могут. Потому что не хотят. Не на словах, конечно, – слова произносятся уже правильные. На деле не хотят.
Вообще для всяких изменений нужна огромная в них заинтересованность, мотивация. Решать проблемы, преодолевать конфликты, находить дополнительные ресурсы, выдерживать разумную, а чаще неразумную критику, наживать себе врагов, лишиться свободного времени, а самое главное, учиться думать и делать по-другому самому и учить этому других в ситуации, когда никто не заинтересован в конечном результате… Причем учиться и переучиваться придется тем, кто составляет вузовскую элиту, – профессорам и доцентам. Какая у них в этом заинтересованность? Кто, позвольте спросить, создаст такие условия в вузе, при которых заинтересованность в изменениях станет насущной потребностью и администрации, и преподавателей, и студентов? Жить в налаженном порядке и периодически говорить, что пора бы его менять, легче и спокойнее, чем реально менять его на другой. Зачем, во имя чего, кому это надо?!
Так с чего же следует начинать реформу педагогического образования? Прежде всего перестать ее имитировать и перестать обманывать себя, что мы ее осуществляем. Сколько ни вводи самых современных дисциплин в учебный процесс подготовки или переподготовки учителей, учебный процесс по сути не изменится. Далее, надо постепенно, шаг за шагом, создавать условия, мотивирующие преподавателей учиться и переучиваться. И параллельно разрабатывать цели, новое содержание и методы их обучения.
Основное направление изменений – переориентация педагогического образования с предметно ориентированной подготовки на освоение новых методов, новых образовательных результатов. Однако освобождение от предметной центрированности вовсе не освобождает от знания своего предмета совершенно на другом уровне. Хотелось бы, чтобы учитель перестал пересказывать учебники и стал в своем предмете исследователем, понимающим проблемы современной науки. Закономерен вопрос – кто этому научит студента? Другими словами, кто научит этому его преподавателей и возможно ли это? Может быть, привлекать в педагогические вузы ученых из классических университетов или отправлять преподавателей высшей школы на стажировку в исследовательские центры и лаборатории, в том числе и за рубеж.
Умение включить учеников в исследовательскую деятельность, организовать научную дискуссию, помочь ученику выступить с докладом, провести анализ своих образовательных результатов становится частью профессиональной компетентности учителя. Поэтому обсуждение образа “идеального учителя”, в котором с предельной ясностью определены все качества, способности, умения (компетентности), необходимые учителю для достижения новых образовательных результатов, – необходимое условие реформы.
Совершенно очевидно, что если система подготовки и переподготовки педагогов не будет воплощать в себе все новое (и новое содержание образования, и новые методы обучения), что должно стать основой модернизации школьного образования, то никаких реальных изменений в школьном образовании не произойдет. Также необходимо организовывать стажировки преподавателей в зарубежных университетах, причем посылать надо группы преподавателей, которые в дальнейшем могли бы стать командами единомышленников.
Что касается управления, надо научиться управлять изменениями в образовании. Следовательно, проректорам и деканам, а также их заместителям тоже придется поучиться, как управлять качеством образования, чтобы каждое учебное мероприятие оценивать как шаг в направлении достижения поставленной цели. Естественно, все процессы изменения педагогического образования должны находить горячий отклик в Министерстве образования и науки РФ. Причем этот горячий отклик должен выражаться в разработке новой нормативно-правовой базы и постоянного финансирования (столько, сколько надо) всех разумных проектов, направленных на изменение педагогического образования.
А теперь зададим себе вопрос: возможно ли все это? Конечно, нет! А делать все равно надо!

Если у вас есть свои соображения по поводу педагогического образования, мы приглашаем вас присоединиться к обсуждению этой темы.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru